Национальная доктрина образования в Российской Федерации определила основные цели воспитания и обучения. Одной из них является разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое важное - признание самобытности и уникальности ученика. Но как осуществить это, если в классе 25-30 учеников и каждый индивидуален по-своему?
Педагогическая наука давно установила: “Обучать надо не всех, а каждого”. Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: справочной, учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами.
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Еще древние философы утверждали: вещь познается только в момент ее связи с другими вещами. То же касается человеческих отношений. Именно процесс общения, взаимных действий становится индикатором успешной социализации личности.
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время показало, что дети охотнее занимаются решением проблемы в группах, так как создаются возможности для диалога и полилога всех участников. А это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы.
Изучая литературу, наблюдая за детьми на уроках, я пришла к выводу, что необходимо изменить подходы к обучению. Поэтому свой выбор сделала на коллективной форме, которая предполагает общение при взаимодействии, а общение в группе помогает успешно решать актуальные проблемы воспитания и образования:
1) формирование навыков общения;
2) личностное развитие учащихся.
В подростковом возрасте проявляется “Я – концепция”, происходит подчинение своих интересов нормам коллективной жизни, отсюда основной вид деятельности - общение.
В этот период оптимальные результаты могут быть достигнуты в процессе реализации идей группового обучения.
При моделировании уроков в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у него развиваются способности находить решения в новых ситуациях, т.е. развивается интеллект.
Под интеллектуальными умениями понимается мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, логика. Роль учителя в этом и заключается научить детей самостоятельной работе с различными источниками информации, формированию у них творческих способностей и личного развития на всех этапах познания.
На этапе актуализации ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия знаний – формируют свою гипотезу, на этапе самостоятельной работы – по - своему применяют знания. При этом развивается мышление.
Поэтому одним из принципов конструирования учебного процесса, я считаю, является принцип максимального участия учеников в учебном процессе. Он предполагает включение учеников на уроке в различные виды деятельности. Отдаю предпочтение обучению по принципу "все, что могут делать ученики, не должен делать педагог ".
При моделировании уроков использую следующую технологическую цепочку:
1.Определяю цели и задачи урока.
Это значит определяю:
- Какие знания учащиеся должны усвоить;
- Какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
- Какие качества будут проявлять;
- Какие чувства будут выражать;
- Как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценки.
2.Отбираю учебный материал, определяю критерии оценки результатов работы учащихся.
Критерии:
1.Полноценное общение участников.
2.Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе.
3.Одновременное взаимодействие учащихся.
4.Равноправное участие каждого в работе группы.
5.Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
3.Определяю задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
4.Продумываю приемы создания групп учащихся.
Это значит: в группы необходимо объединить детей с разной степенью обученности, мышления, работоспособности, учебных возможностей. Поэтому одни из них выступают в роли лидера, а другие в роли помощника.
5.Выбираю помощников (лидеров). При этом можно использовать данные анкетирования школьного психолога.
6.Определяю этапы работы групп и время групповой работы.
7.Продумываю методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и ее результатов.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности:
Оценка – взаимооценка - самооценка.
На первом этапе учащиеся овладевают умениями оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном (знания и умения, которые учащиеся должны усвоить).
Второй этап предлагает умение оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.
Это можно сделать с помощью карточек 3 цветов:
- Красный цвет – я удовлетворен работой, работа была для меня полезной, я много, с пользой и хорошо работал в группе, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось в группе.
- Желтый цвет – работа была интересна, я, принимая в ней активное участие, сумел выполнить несколько заданий, и мне было в группе достаточно комфортно.
- Зеленый цвет – пользы от работы я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке не был готов.
На третьем этапе – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими детьми через распределение функций, их усложнение - применяю метод коллективного анализа. Учащиеся выделяют положительные стороны и недочеты.
8.
Продумываю, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, творческое задание, график, таблица, схема, выполненные вместе (они подписываются всеми членами группы, и каждый должен знать и понимать то, что сделано группой). Это может быть устный ответ, представленный одним из учеников группы, его может выбрать группа, но может и учитель, можно вызвать по жребию либо, если у каждого члена группы есть номер, на данном уроке могут выступать лишь определенные номера.
9.Продумываю систему оценки работы группы и каждого члена группы.
В своей работе я применяю несколько приемов оценки, в зависимости от характера групповой работы, материала и ее места в системе занятий по проблеме:
- все члены группы получают одинаковые отметки, однако тот, кто защищает проект группы, получает дополнительные баллы;
- все члены группы получают одинаковые отметки, соответствующие отметке за устный ответ или письменную работу (отчет, творческое задание, схема и т. д.), за защиту проекта, выполненного группой;
- индивидуальная отметка каждого за выполненное задание и работу в группе.
10.
Готовлю карточки оценки, взаимооценки и самооценки для стимулирования работы каждого в группе, а также с целью развития умений анализа и
Список учащихся |
Взаимооценка. Работа в группе |
Самооценка (из 3баллов) |
Оценка |
Изучая живое, необходимо научить детей ощущать, чувствовать, входить в самоанализ-оценку по следующему образцу:
Видеть, слушать и слышать, т.е. необходимо включить все органы чувств в процесс обучения. Система приемов при групповом обучении через сотрудничество, которые я использую: думаем руками, разговор телом, ощущая - познаем, охота за приключениями, моделирование и другие - создает атмосферу заинтересованности, дает возможность каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
Итак, групповая работа на уроке дает качественно новый результат, приобретаемый учащимися, - высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой умений осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.
Она обеспечивает взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, одних из важнейших факторов психологического и социального развития ребенка.
В процессе взаимодействия формируется полноценное общение, которое становится возможным, так как люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер.
В процессе общения формируется ценностно-ориентированное единство группы, в которой применяется гибкая смена социальных ролей в зависимости от ситуации. Обязательно выполняются нравственные нормы и правила совместной деятельности. На заключительном этапе каждого занятия идет развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Взаимодействие в группе при организации самостоятельной работы развивает личность и прежде всего, идет развитие интеллектуальных способностей, личностной рефлексии. Каждый ученик занимает активную субъективную позицию в учебной (и иной) деятельности. У учащихся повышается познавательная активность и осуществляется распределение ролей внутри группы.
Общение обеспечивает взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущих к активности, коммуникацию, взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность и рефлексию, через которую устанавливаются отношения. Все это способствует формированию социально успешной личности.