Формы результативности выполнения образовательной программы творческого объединения "Глиняная игрушка и керамика"

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Информационная карта программы

Тип программы авторская;
Образовательная область искусство;
Направленность деятельности художественно-эстетическая;
Способ освоения содержания программы творческий;
Уровень освоения содержания образования профессионально-ориентированный;
Уровень реализации программы среднее общее образование;
Форма реализации программы групповая;
Продолжительность реализации программы трехгодичная.

Презентация

В работе над лепкой и росписью игрушек заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для общего развития и расширения кругозора.

Скульптура (лепка) малых форм, как вид искусства, является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности – важного фактора в общем развитии детей.

В раннем возрасте лепка представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познавать предметы в реальной полноте их форм.

Работа с глиной в сочетании с обязательной росписью игрушек расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть полезными техническими навыками, чувством пропорций и цветовосприятия, тренирует руку и глаз, способность координировать движение руки сознательно воспринимаемым объектом.

Программа предназначена для обучения учащихся 1 - 11 классов. Продолжительность курса три года. Дальнейшее обучение продолжается в творческой группе, созданной из детей первых трех лет обучения. Как правило, она малочисленна, но постоянна и профессионально ориентирована, т. е. в нее входят дети, которые собираются продолжить свое художественное образование или довольно серьезно относятся к своему увлечению. В кружке занимаются дети с отсталым физическим развитием. Их работы демонстрируются на выставках наравне с другими.

Учащиеся знакомятся на практических занятиях с приемами и способами лепки с натуры и по представлению. Получают теоретические знания о видах искусства и народных игрушечных промыслов. Принимают участие в выставках, создают фонд работ и образцов игрушек для постоянной экспозиции.

Большое количество работ в первые годы обучения выполняется по образцу (примером которых являются натуральные промысловые глиняные игрушки или их иллюстрации, а также лучшие фондовые работы детей). По сути это и есть лепка с натуры.

Также учащиеся могут выполнять идентичные фантазийные игрушки по предварительным эскизам. Чтобы расширить круг тем по созданию лепных форм и творческих композиций на уроках, дети создают рельефные тематические работы, которые дают возможность глубже изучить и почувствовать объем формы, изменение фактуры деталей, уровня плоскостей объема.

На втором и третьем году обучения основной упор делается на творческую активность самих детей (т. е. лепка по памяти и замыслу), на самостоятельную работу, более углубленное изучение приемов лепки и росписи игрушек, отработка навыков лепки. Многие работы детей второго и третьего годов обучения являются фондовыми выставочными образцами и служат примером для детей первого года обучения. Главным является восприятие художественного образа и воспроизведение этого при помощи навыков рисунка и лепки. Работа с таким материалом как глина, расширяет круг познаний о свойствах материала. Овладевая полезными техническими навыками, дети тренируют руку и глаз, способность координировать движения руки со зрительно воспринимаемым объектом. Не зря в кружке занимаются учащиеся с замедленным развитием, с серьезными отклонениями координации движений. Поэтому на уроках лепки учитываются индивидуальные особенности детей, распределяются задания по степени сложности.

В процессе обучения используются различные формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Особое внимание необходимо уделить наиболее одаренным детям и детям с отсталым развитием. Различными могут быть и формы проведения занятий: занятие-урок, занятие-игра, экскурсия, беседа, урок-эксперимент и т.д.

При создании и организации нового творческого направления учитывались местные возможности природного происхождения глины. Была приобретена муфельная печь для обжига игрушек. Помещение должно быть хорошо освещено и обеспечено водой, стеллажами для сушки изделий и др. Оно должно превратиться в творческую мастерскую, где дети постигают основы декоративной скульптуры, получают новые интересные знания, впечатления, духовно обогащаются, находят новых друзей и единомышленников.

Программа учитывает и возрастные особенности детей от младшего школьного возраста до более старшего. Поэтому весь процесс обучения построен по принципу перехода от простой формы до более сложной, от простейших приемов лепки до целостного пластического метода, компактного применения их в процессе лепки игрушек. От натурных форм до созданных по собственным эскизам фантазийных форм.

Программа предполагает от личного творчества, от сочетания элементов традиционных форм перейти к импровизации, к созданию новых произведений, что создает свободу творчества, раскованность, легкость и простоту восприятия, веру в свои способности,

расширение и развитие познавательных интересов, стимулирует фантазию.

Большой интерес для детей имеет творческое содружество с творческими объединениями других направлений: “мягкой игрушкой”, “отделкой и вышивкой”, для которых создаются эскизы, детали новых композиций, а совместные работы оформляются и экспонируются на выставках. Результаты этих работ были отмечены на городских и областных выставках детского творчества.

Считаю, что работа может заинтересовать учителей изобразительного искусства, педагогов кружковой и факультативной деятельности с детьми младшего и среднего возраста. Программа живет и продолжает приносить свои результаты. Иногда в темы уроков вносятся небольшие коррективы, что является актуальным и необходимым условием сегодняшнего дня. Отдельные учащиеся уже сейчас ставят своей целью подготовку и поступление в будущем в художественные ВУЗы России. Приятно сознавать, что занятия в кружке “ Глиняная игрушка и керамика” определяют будущие устремления детей в выборе профессии и тесной связи с изобразительным искусством в дальнейшей жизни.

Основные формы и методы организации учебного процесса

Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачами уроков, способствовать творческому развитию учащихся и профессиональной ориентации.

Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод

Без которого не будет осуществлена полная подача информации, закладка теоретических знаний в области искусства – один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Опыт преподавания показывает, что некоторого рода “показ” и “указание” исторически явились основными в практике преподавания. Этот метод соответствует традиционному взгляду на образование как передачу детям знаний и опыта старшего поколения.

Эффективно содействует обработке практических знаний, умений и навыков, расширяет художественный кругозор познания в области изобразительного искусства, вызывает интерес к более глубокому изучению теории искусства. Однако, механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития мышления. В самом деле, копируя образец, учащиеся делают работу чисто механически. Внешне такой урок производит впечатление очень хорошо организованного, четкого. Нетрудно следить за работой каждого ученика, но в сущности это только передача приемов и способов действий, без развития творческих способностей учащихся. Копирование образца не заставляет детей активно всматриваться в окружающее, подмечать, сопоставлять, изучать действительность. Образец не должен встать стеной между действительностью и учащимся. Поэтому все предметы, которые используются на уроке для показа детям не должны быть предназначены для прямого копирования. Они могут разъяснять задание, служить обогащению художественных впечатлений, пополнению запаса знаний и др.

Форма Образовательная задача
1. Игровая форма, короткая игра “Вхождение в образ”

2. Занятие – лекция

3. Познавательное занятие: беседа, рассказ, иллюстрированный рассказ

Создание ситуации, интересной для учащихся, ощущение себя специалистом, мастером своего дела, гончаром, художником и т. д.

Лекция, показ фильмов, слайдов, репродукций. Формирование представлений и пополнение знаний о технике изготовления игрушек, особенностях и традициях росписи различных народных промыслов.

Передача информации

Форма Образовательная задача
4. Практическое занятие по отработке определенных способов и приемов лепки по образцу или с натуры (показ педагогом образца и поэтапное выполнение с комментариями).

5. Вступительные беседы “Игрушечных дел мастера” по истории происхождения глиняных промыслов народной игрушки.

6. Урок – игра “Обмен опытом” - дети обмениваются игрушками и вносят необходимые на их взгляд коррективы.

7. Модульное занятие.

Обучение. Вырабатывать умения правильного видения пропорций и формы предметов. Учить видеть натуру цельно. Соблюдать этапы выполнения работы. В работе использовать инструменты (стеки), научиться их применять. Теоретические знания применять в практике. Учиться преодолевать трудности. Воспитывать упорство и терпение.

Создание полного и яркого представления о происхождении игрушек. Умение видеть и отличать особенности и индивидуальную форму игрушек различных промыслов, тонкости росписи, разнообразие элементов росписи.

Исследуя форму игрушки, сделать исправления так, чтобы не нарушить ее замысла, улучшить качество обработки. Исправить ее лучше, чем свою. Отдать товарищу и получить оценку своей работы.

Самостоятельная деятельность. Способствует усвоению нового материала. Контроль, знаний, умений и навыков и их коррекция.

Проблемно-поисковый (эвристический) метод

Ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание, т.е. создает проблемную ситуацию. Эвристический метод касается лишь одного элементов темы, а проблемно – поисковый решает целую серию задач, ситуаций: для самостоятельного определения вида деятельности, для углубления знаний, принимая исследовательский характер, когда дети сами делают открытия в ходе учебного или творческого процесса. Чтобы слепить тематическую композицию (из нескольких фигур) нужно подумать и о форме лепки изделий и об образном характере фигур в целом, о композиции, цвете пропорциях. Все это требует определенных знаний и умений. В процессе работы появляются новые идеи, возникают определенные сложности, которые повышают интерес детей к решению этих задач. Самостоятельный творческий поиск – это всегда интересные открытия и находки в решении новых более сложных задач.

Формы Образовательная задача
8. Урок-конкурс

9. Рисование эскиза фантазийной игрушки

10. Урок – игра “Придумай животное, которого нет”

11. Творческий урок

Создание и оформление работ- сувениров “Символ года”. Итоговая выставка и отбор лучших работ. Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельного поиска идей. Оценка качества работ.

Придумать новую игрушку по определенной теме, используя полученные знания умения и навыки о форме и росписи игрушек. Взаимопроверка, индивидуальная работа. Утверждение эскиза. Лепка формы.

Создание проблемной ситуации. Заставить работать фантазию детей. Создание образа веселого необычного животного, которого нужно придумать самим. Выставка работ. Отбор наиболее интересных, анализ работ, обсуждение.

Разработка темы творческой композиции, отбор, утверждение эскизов. Эскизы в лепке.

По способу предъявления учебной информации на уроках лепки применяются такие методы как:

словесный в форме беседы, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний, а также для извлечения учащимися знаний из наблюдения предметов, формы, способов их создания. Иногда беседа ведется в виде диалога учителя и ученика по комплексу вопросов темы.

наглядный дает возможность развивать наблюдательность, изучаемый материал становится более доступным и понятным. Это не только рисунки или учебные плакаты с изображением игрушек, но и образцы готовых лепных форм, созданных как наглядные образцы для показа. Это игрушки из фонда работ детей, созданных за годы существования объединения.

практический развивает умения и навыки, творческие способности, зрительную память, цветовое восприятие и др. Метод практической работы является основным в обучении. На практических занятиях дети закрепляют все полученные теоретические знания и добиваются лучших творческих результатов. От простейших приемов лепки в виде упражнений дети учатся создавать сложные пластические формы игрушек, и умело их расписывать.

Формы Образовательная задача
12.Урок- упражнение

13. Самостоятельная работа

14. Занятие мастер - класс

а) Обучение практическим приемам лепки,

Отработка основных приемов лепки, индивидуальная работа с детьми.

б) Выполнение элементов росписи на шаблонных формах (шаблоны из бумаги в виде игрушечных форм или отлитые из гипса фигурки)

Практическое поэтапное выполнение изделия, поиск решения проблемы самостоятельно.

Усиление мотивации учения, как могут консультанты? Могу ли я? Показ лепки игрушек старшими детьми младшим.

Обучение, помощь, контроль, оценка работ.

Метод контроля и самоконтроля является основным показателем приобретенных знаний, умений и навыков на занятиях за время обучения в творческом объединении, что позволяет справедливо и трезво оценить свои возможности и способности. Решить для себя: является ли занятие лепкой интересным увлечением или это профессиональное направление деятельности в будущем.

Формы Образовательная задача
15. Выставки

16. Конкурсы

17. Занятие – экзамен (Викторина)

18. Тестирование

19. Творческие встречи

20. Персональная выставка

Экспозиция лучших работ. Контроль знаний, корректировка умений. Ответственность, развитие самостоятельности, умение критически оценить собственную работу и справедливо давать оценку работ своих сверстников.

Коллективные и индивидуальные работы, оформление работ.

Наглядный показ уровня мастерства, сравнение, анализ, выявление ошибок.

Выявление накопления знаний, полученных умений и навыков.

Ответы на вопросы тематических тестов по изученному материалу:

“Глиняные игрушечные промыслы России”, “Умеешь ли ты лепить?” и т.д.

Рассказ – отчет о создании творческих работ, о результатах обучения, о творческих планах.

Организация и демонстрация учащимися

собственных работ, созданных за время обучения в творческом объединении.

Формы результативности выполнения образовательной программы

Первый год обучения

- мини-выставки работ в объединении

- постоянная экспозиция работ в кабинете

- обсуждение выставок, отбор лучших работ для фонда учреждения

- выставки детских работ для родителей

- участие в плановых выставках ДДТ “ Остров”

- участие в городских выставках и конкурсах

Второй год обучения

- создание творческих работ совместно с объединениями: “Отделка и вышивка”, “Мягкая игрушка”, “ Макраме” и др.

- создание фонда передвижных выставок

- участие в городских конкурсах-выставках

- участие в праздничных ярмарках-продажах (изготовление сувенирных игрушек)

- анализ и отбор работ для благотворительных акций

- участие в областной выставке

- тематическая выставка в объединении “Животный мир”

Третий год обучения

- создание коллективной творческой работы в объединении в технике рельефа и стеклянной миниатюры

- создание самостоятельных творческих композиций (индивидуальных и групповых)

- участие в выставке работ детей-инвалидов

- участие в постоянной ежегодной выставке “Добрая игрушка – детям”

- мастер-класс и непосредственное участие в этом детей как консультантов

- активное участие в городских выставках, конкурсах и фестивалях детского творчества; областная выставка

Контрольные вопросы по теме:

“Лепка глиняных игрушек на основе изучения народных промыслов России”

1. Когда, где и как появился этот народный промысел?

2. Каковы особенности этого промысла?

3. Как сохранились традиции этого промысла и в чем они проявились?

4. Какова тематика игрушек этого промысла?

5. В чем отличия дымковских и тверских птиц?

6. Технология лепки игрушек, ее основные принципы.

7. Как лепить игрушку – свистульку?

8. В каких промыслах нет лепки свистящей детали?

9. Почему тверскую игрушку не грунтуют?

10. Что такое “налепы”? В каких промыслах они используются?

11. Какую игрушку расписывают тремя цветами?

12. Как лепить многофигурную композицию?

13. Как работать над эскизом, что при этом использовать?

14. Для чего нужны стеки?

15. Как правильно слепить юбку – ступку для “ барыни”?

16. Какими способами можно слепить простую форму игрушки?

Какую выбрали Вы?

17. Кого из народных мастеров Вы можете назвать?

18. Почему может разрушиться игрушка в печи?

19. Какими видами росписи Вы пользовались при оформлении игрушки? (Почему?).

Игровые проверочные тесты:

Тема: “Лепка игрушек по образцу игрушечных промыслов России”

1. Юбка дымковской барыни называется:

А) кастрюля
Б) чаша
В) ступка

2. Один из элементов росписи дымковской игрушки называется:

А) арбуз
Б) помидор
В) огурец

3.Филимоновскую игрушку лепят из глины:

А) белой
Б) красной
В) голубой

4. Роспись тверской игрушки наносят на определенный фон:

А) красный
Б) белый
В) цветной

5. “ Барыня” - это традиционный сюжет игрушек:

А) каргопольских
Б) тверских
В) дымковских

6. Какие игрушки создаются без свистулек:

А) филимоновские
Б) абашевские
В) тверские

7. Тремя цветами расписывают игрушки:

А) филимоновскую
Б) каргопольскую
В) дымковскую

8. Каким инструментом мастера пользуются при лепке:

А) отверткой
Б) долотом
В) стекой

9. Глина – это материал:

А) твердый
Б) пластичный
В) упругий

10.К какому виду искусства относится глиняная игрушка:

А) скульптура
Б) графика
В) декоративно-прикладное искусство

11.Каргопольская игрушка относится к народным промыслам:

А) России
Б) Украины
В) Молдавии

2. Тема: “ Учимся лепить”

1.Чтобы определить пригодность глины, ее нужно:

а) смять
б) погладить
в) скатать жгут и согнуть пополам

2. Какие изделия создают из глины:

а) обувь
б) посуду
в) мебель

3. Чтобы игрушка была прочной, ее:

а) обжигают
б) кладут в холодильник
в) хранят в темноте

4.Каким способом можно слепить “колобка” из сказки:

а) комбинированным
б) пластическим
в) конструктивным

5. Чтобы краска при росписи сохранилась, нужно добавить:

а) известь
б) фруктовый сок
в) клей ПВА

6. При работе с глиной мастер надевает:

а) выходное платье
б) фартук
в) махровый халат

7.Чтобы слепить собачью мордочку глину нужно:

а) затянуть назад
б) вдавить внутрь
в) вытянуть вперед

8. Для обжига игрушек существует специальная печь:

а) микроволновая
б) тостер
в) муфельная

9.Мастера-гончары создают формы кувшинов:

а) на гончарном круге
б) на столе
в) на лавочке

10. Каким способом можно слепить вазочку:

а) ленточным
б) бантичным
в) веревочным

11. Какая игрушка весело свистит:

а) филимоновская
б) дымковская
в) тверская

12. Рельефы бывают:

а) высокие
б) мягкие
в) плотные

13. Глина после обжига:

а) гудит
б) стучит
в) звенит

14.Лепка глиняной игрушки развивает:

а) слух
б) координацию движений
в) скорость бега

15. Глиняная игрушка – это:

а) архитектурная постройка
б) живописная работа
в) скульптура в малой пластике

Мониторинг образовательной программы

За время существования и работы образовательной программы появились задачи, связанные с получением информации обратной связи (проблема контроля) и задачи соотношения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблема оценки). Возникла необходимость отслеживания состояния усвоения учебного материала по этапам усложнения тем программы.

Каждая новая авторская программа – это, своего рода, эксперимент в обучении детей. И последствия этого эксперимента должны отслеживаться и прогнозироваться. Обеспечение систематического контроля дает возможность управлять познавательной деятельностью учащихся, возможность корректирующего воздействия на конечный результат и выработки эффективных методов для переработки и нежелательных отклонений в учебном процессе.

Проводимый мониторинг позволяет судить об усвоении информации детьми, уровне умений и навыков в процессе обучения лепке и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Результативность выполнения образовательной программы по годам обучения

Первый год обучения

Фамилия, имя учащегося Темы программы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Дубровина Катя
2 Бизина Катя
3 Рязанская Вика img3.gif (854 bytes) img3.gif (854 bytes)
4 Вихрева Кристина img3.gif (854 bytes)
5 Богданова Женя img3.gif (854 bytes) img3.gif (854 bytes)
6 Хмелева Маша img3.gif (854 bytes) img3.gif (854 bytes) img3.gif (854 bytes)
7 Горохова Катя img3.gif (854 bytes) img3.gif (854 bytes)
8 Шибаев Алеша img3.gif (854 bytes)
9 Горелов Женя о/р img3.gif (854 bytes) img4.gif (76 bytes) img4.gif (76 bytes) img3.gif (854 bytes) img3.gif (854 bytes) img3.gif (854 bytes) img3.gif (854 bytes)
10 Лазарева Кристина img3.gif (854 bytes) img3.gif (854 bytes)
11 Федорин Дима img3.gif (854 bytes)
12 Савинская Саша
                       

Отлично - 27,5 %  - хорошо, img3.gif (854 bytes) - удовлетворительно,

Хорошо - 40% - отлично, - плохо

Второй год обучения

Фамилия, имя учащегося Темы программы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Дубровина Катя
2 Бизина Катя
3 Рязанская Вика
4 Вихрева Кристина
5 Богданова Женя
6 Хмелева Маша
7 Горохова Катя
8 Шибаев Алеша
9 Горелов Женя о/р
10 Лазарева Кристина
11 Федорин Дима
12 Савинская Саша

Отлично- 27,5 %

Хорошо- 53,3%

Третий год обучения

Фамилия, имя учащегося Темы программы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Дубровина Катя
2 Бизина Катя
3 Рязанская Вика
4 Вихрева Кристина
5 Богданова Женя
6 Хмелева Маша
7 Горохова Катя
8 Шибаев Алеша
9 Горелов Женя о/р
10 Лазарева Кристина
11 Федорин Дима
12 Савинская Саша

Отлично- 45%

Хорошо- 52,5%

Проведение мониторинга в такой форме, на примере одной группы, дает возможность определить результат качества умений и навыков, уровня полученных знаний в течение трехлетнего обучения. По итогам обучения, желающим заниматься в творческом объединении в дальнейшем, предлагается перейти в творческую группу.

Программа творческой группы нацелена на широкое, интегрированное обучение в сфере изобразительного искусства. Кроме скульптурных малых форм детям предоставлена возможность профессионального обучения и ориентации на выбор жизненной деятельности в будущем. Полученные знания учащиеся могут не только с успехом использовать в решении специфических задач изобразительного искусства, но и применять более широко - в других дисциплинах, в самообразовании, в решении практических жизненных ситуаций. Поэтому создание творческой группы явилось жизненной необходимостью и основными ее функциями являются:

- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

- развитие художественно-графических умений и навыков;

- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

- становление некоторых организационных навыков художественного творчества

- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

- воспитание зрительской культуры;

- возможное раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности

Творческие работы детей

И многие другие…..