Коллективный способ обучения как один из путей повышения эффективности процесса обучения

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


В истории Российского образования известен факт т.н. “Дикого вуза”, в котором не было профессорско-преподавательского состава. Первый набор состоял из 150 человек и через год, после 2-недельных экзаменов специально созданной государственной комиссией, было установлено, что студенты “Дикого вуза” по уровню подготовки не уступают тем, кто учился на стационаре обычного ВУЗа. И хотя в дальнейшем “Дикий вуз” стал вечерним машиностроительным институтом и в нем возобладали традиционные формы обучения, результаты работы “Дикого вуза” объясняются и обосновываются всей современной дидактикой. Студенты “ Дикого вуза” использовали коллективный способ обучения, в основе которого лежит оргдиалог , предложенный А. К. Ривиным ещё в начале XX века. Профессор В. К. Дьяченко рассматривает технологию коллективного способа обучения как наиболее значимую для современного этапа реформирования школы.

Эта коллективная форма обучения предполагает работу учащихся в парах сменного состава, при которой расширяются объективные возможности обучения. У каждого учащегося своя тема, которую он прорабатывает самостоятельно, а потом объясняет ее своему товарищу. При первичной работе с учебной литературой содержание фиксируется в виде модели в тетради. Выделяется главное, существенное, при работе в паре подбираются слова и фразы, которые наиболее точно выражают это существенное.

Данная технология апробирована в моей педагогической практике при прохождении темы “Электромагнитное поле” в курсе физики 9 класса, на которую по программе Е. М. Гутник и А. В. Пёрышкин отводится 12 часов. У меня эта тема осваивается учащимися в третьей учебной четверти после того, как они приобрели навыки работы с учебной литературой и навыки составления опорных конспектов. Процесс изучения темы осуществляется поэтапно. Контроль усвоения производится с помощью физических диктантов после каждого этапа. На все предложенные для самостоятельного изучения вопросы имеется учительский вариант конспектов. Во время коллективного обсуждения вопросов темы этот вариант предлагается учащимся, чтобы они увидели достоинства и недостатки своих опорных конспектов. Целесообразно осуществлять текущий контроль: проверять и выставлять оценку каждому за составленный им опорный конспект. На следующих 2-х уроках проводится лабораторная работа и физический диктант по изученной теме. После анализа диктанта и коррекции начинается второй этап, эффективность которого выше, поскольку она обусловлена приобретёнными на первом этапе навыками учащихся. Здесь режим активного преподавания представляет ценность для достижения желаемого результата обучения.

Таким образом, работа по методике – это интенсивное творческое индивидуально-коллективное мышление, в процессе которого отрабатываются до совершенства знание текста (и, естественно, понимания) каждой, изучаемой в парах сменного состава, темы. Каждый учит всех и все учат каждого. Каждый ученик оказывается в положении обучающего других. Ученик, преподающий изучаемый материал другим, лучше, качественнее его усваивает, при этом интенсифицируется его развитие. В слабых классах можно дать развернутый план конспекта. По своему вопросу каждый ученик готовится дома (или в классе, если позволяет время) на следующем уроке прорабатывает этот вопрос с каждым учеником своей группы. Кроме того, он должен прорабатывать другие вопросы уже с помощью своих товарищей.

Следующие вопросы темы “Эл./м. поле” можно опять предложить проработать аналогичным образом. Но отвести на это уже только 1 урок. Далее – урок решения задач, и последний урок – к.р.

То есть, вместо 12 уроков - самое большее 8 уроков. 4 урока – резерв на усмотрение учителя.

В педагогике не существует и не может существовать такой панацеи, которая могла бы решить все острые и трудные проблемы. Работа учащихся в парах сменного состава - лишь одна из форм обучения. Но она как нельзя более активизирует школьников, развивает их мышление.

Данная форма учебной деятельности, в которую включены учащиеся, позволяют им осознать себя в учении, создает и обеспечивает ситуации успеха, позволяет перейти от внешней мотивации к мотивации внутренней. В процессе коллективной работы интенсифицируются коммуникативная составляющая образовательного процесса как на уровне учитель- ученик так и на уровне ученик- ученик Общение в системе обучения выступает на творческом, созидательном уровне.

Таким образом, интенсифицируется как процесс развития ученика, так и весь процесс обучения, в целом.

Литература

1. Айсмонтас Б.Б. “Теория обучения”, “Владос - пресс”, М., 2002.

2. Беляева Л.А. “Философия образования”. Екатеринбург. 2001. Екатеринбург, 2001.

3. Дъяченко В.К. “Диалоги об образовательных технологиях”, ж. “Школьные технологии” №2, 2000.

4. Краевский “Содержание образования”. М. 2001.

5. Медведев Л.М. “Психолого-педагогические основы проектирования технологий обучения”. М., 1995.

6. Остапчук Н.В. “Психолого-педагогические основы общения”. Екатеринбург, 2001.

7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М., “Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания”. Творческий центр “Сфер”, М., 2002.