Необходимость использования в учебном процессе самостоятельной работы учащихся с учебником не вызывает сомнений. Учебник — это основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения учебник выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции.
Однако некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц.
Умение учащихся работать с учебником во многом зависит от того, как эту деятельность организует учитель.
Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из его задач.
Целесообразно предлагать задания нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный в учебнике вопрос (задания на воспроизведение знаний). Наиболее трудны задания, при выполнении которых учащиеся осуществляют перенос знаний, например формулировка выводов о закономерном изменении свойств веществ, образованных химическими элементами одной или разных групп периодической системы Д. И. Менделеева, сравнение и анализ информации, помещенной в таблицах.
Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то часть его проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником и в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением различных средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна и для того, чтобы научить учащихся использовать книгу при выполнении домашних заданий.
При изучении темы «Подгруппа азота» я обычно предлагаю учащимся самостоятельно рассмотреть по учебнику производство аммиака и химические реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника сочетается с объяснением учителя, что помогает учащимся проконтролировать себя.
Приступая к изучению каждого вопроса, разъясняю учащимся учебные цели, а также определяю и воспитательные: научиться рационально планировать свою деятельность на уроке, работать с учебником, логически осмысливать изучаемый материал.
Урок по теме «Производство аммиака»
В начале урока задаю учащимся вопрос: почему возникла необходимость в промышленном получении аммиака? В процессе беседы они приходят к правильным выводам. Далее предлагаю учебное задание (независимо от того, где изучается материал — на уроке или дома, важно, чтобы учащиеся получили четко сформулированное, конкретное учебное задание).
Учебное задание по теме «Производство аммиака»
Раздел I
1. В промышленности аммиак получают при взаимодействии азота и водорода. Составьте уравнение этой реакции, если известно, что она экзотермическая и обратимая. В случае возникших затруднений обратитесь к учебнику (Во всех заданиях указаны ссылки на конкретные страницы учебника, по которому занимаются учащиеся).
2. Какое сырье необходимо для производства аммиака? Подумайте, как и откуда его можно получить. Кратко запишите ответы в тетрадь.
3. Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь условия проведения реакции (температура, давление, катализатор).
4. Найдите в учебнике ответы на вопросы 4.1-4.4.
4.1 К чему приведет понижение температуры ниже 400 °С?
4.2 Почему нельзя повысить температуру выше 500 °С? Подтвердите ответ данными из таблицы.
4.3. Почему необходимо вести процесс при высоком давлении (30-100 МПа)? Подтвердите ответ данными из таблицы.
4.4. Как влияет повышение давления на смещение химического равновесия?
Подготовьтесь отвечать на данные вопросы устно.
Раздел II
- Рассмотрите схему производства аммиака. Под заголовком «Основные аппараты для производства аммиака» выпишите в тетрадь названия основных аппаратов, обозначенных на схеме.
- Прочитайте описание процесса производства аммиака. Анализируя
прочитанное и используя схему, объясните устройство и принцип работы колонны
синтеза, холодильника и сепаратора.
Подготовьтесь отвечать на данные вопросы устно. - Сделайте вывод о том, какие принципы производства используются при получении аммиака. Запишите их в тетрадь.
Приблизительно через 15 мин после начала работы над заданием провожу фронтальную беседу по вопросам раздела I. Учащиеся активно участвуют в обсуждении и проверяют записи в тетрадях. Основные положения записываю на доске.
После этого учащиеся продолжают работать над разделом II. Выполнение задания этого раздела проверяю в ходе фронтальной беседы с использованием таблиц и плакатов. Дополняю ответы учащихся сведениями об устройстве и принципах работы основных аппаратов.
В результате на классной доске и в тетрадях учащихся получается конспект примерно следующего содержания.
Производство аммиака
N2 + 3H2 ←→ 2NH3 + Q
Реакция обратимая, экзотермическая, каталитическая.
Сырье
N2 - из воздуха (78 % N2; 21 % 02). Метод разделения основан на различии температур кипения газов: t кип.(N2) = -196°С, t кип (02) = -183°C.
Н2 — из природного газа (конверсия метана СН4 + Н20 ←→ СО + ЗН2); коксового газа; при электролизе воды.
Условия проведения реакции
- t = 450-500 °С;
- р = 30-100 МПа;
- кат. - Fe (добавки К20, А120з).
Основные аппараты для производства аммиака
- Колонна синтеза
- Холодильник
- Сепаратор
Принципы производства
- Теплообмен
- Противоток
- Циркуляция реагирующих веществ
- Автоматизация процессов
Выбор оптимальных условий производства
Подводя итог урока, обращаю внимание учащихся на единство основных закономерностей управления химическими процессами в производствах серной кислоты и аммиака. Затем заслушиваем сообщения учащихся о профессиях работников аммиачного производства.
Урок по теме «Химические реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты»
В начале урока обсуждаем возможные способы получения азотной кислоты в лаборатории и промышленности, обосновываем выбор аммиака в качестве сырья. Далее предлагаю учащимся по учебнику самостоятельно ознакомиться с реакциями, лежащими в основе производства азотной кислоты, используя записанную на доске схему превращений.
В течение 20 мин учащиеся работают самостоятельно, заполняя таблицу. Затем в ходе фронтальной беседы проверяем правильность ее заполнения, при этом желательно продемонстрировать заполненную таблицу через графопроектор.
Производство азотной кислоты
Вопросы |
Стадии производства |
|||
1 стадия |
2 стадия |
3 стадия |
||
1. Название стадии |
||||
2. Уравнение реакции, электронный баланс |
||||
3. Характеристика реакции |
||||
4. Оптимальные условия проведения реакции |
Предлагаемая форма организации работы учащихся с учебником оптимально сочетает слово учителя и самостоятельную деятельность учащихся. В результате школьники приобретают неоценимые навыки использования научной литературы и в то же время умение организовывать и контролировать свою деятельность.