Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Базой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что “проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора”.
Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать естественную среду для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную (т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач) и информационную (т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволяет принимать осознанные решения на основе критически осознанной информации) компетентности.
В основу метода проектов положена идея, составляющая понятие “проект”, его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов всегда предполагает разрешение учащимися какой-то проблемы. Разрешение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а с другой – необходимость интегрирования знаний из различных предметных областей.
Поэтому говоря о методе проектов, имеется в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее разрешение, которое непременно должно завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть: если это теоретическая проблема-то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая – конкретный продукт, готовый к использованию.
Таким образом, под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.
С целью ознакомления учителей с технологией проектной деятельности и раскрытия ее возможностей при формировании уже упомянутых компетенций был создан проект “Наше здоровье”, непосредственными участниками которого стали педагогический коллектив школы.
Проект “Наше здоровье”
Проблема: повышение заболеваемости среди учителей нашей школы.
Цель: определение условий для сохранения здоровья учителей.
Задачи:
- разработать рекомендации, поддерживающие эмоциональное и физиологическое здоровье учителя;
- привлечь внимание педагогов к сохранению здоровья.
Проект краткосрочный, групповой.
Планируемый продукт проекта: здоровьесберегающие листовки для учителей.
Одной из проблем педагогического коллектива школы с начала учебного года - повышение уровня заболеваемости учителей.
Чтобы выявить причины показателей заболеваемости и составить ряд рекомендаций, поддерживающих здоровье учителей, была сформирована рабочая группа.
Планируя работу проекта, были определены индивидуальные планы работы:
- по составлению вопросов анкеты, которые в учительской среде вызывают наибольшие дискуссии;
- по обработке данных анкет;
- по подбору рекомендаций, позволяющих поддерживать здоровье;
- по оформлению продукта проекта – листовок;
- по подготовке презентации проекта.
1. Составляя вопросы анкеты, были учтены возрастные данные педагогов, педагогический стаж, общий уровень здоровья и болезни, связанные с педагогической деятельностью. Отдельные вопросы были направлены на выявление занятий, которые педагогам помогают поддерживать себя в стабильном физическом и эмоциональном состоянии, а также пожелания коллегам по сохранности здоровья.
Уважаемые коллеги, просим Вас ответить на вопросы анкеты, результаты которой будут использованы для проекта “Наше здоровье”
1. Ваш возраст?
2. Ваш педагогический стаж?
3. Считаете ли Вы себя здоровым человеком?
4. Часто ли Вы болеете?
5. Всегда ли пользуетесь “больничным” когда заболеваете?
6. Беспокоят ли Вас проблемы, связанные со снижением зрения?
Если да, каковы причины снижения зрения?
7. Обедаете ли Вы в школьной столовой?
Если не обедаете, то почему?
8. Занимаетесь ли Вы спортом, спортивными увлечениями, делаете ли утреннюю гимнастику или гимнастику для глаз, другие виды гимнастик или упражнений, позволяющих Вам поддерживать здоровье? (подчеркнуть)
9. Считаете ли Вы Ваш отдых после работы и в выходные полноценным?
Если нет, то почему?
10. Есть ли у Вас хронические заболевания?
11. Какие из этих заболеваний Вы связываете с педагогической деятельностью?
12. С каким настроением чаще всего Вы идете утром на работу?
С работы?
В каникулы?
13. Какие условия в пределах школы, деятельность коллег и администрации, на Ваш взгляд, помогут учителю в рабочее время сохранять работоспособность, хорошее настроение или даже здоровье?
14. Ваши ассоциации при упоминании слова “здоровье”?
15. Ваш рецепт поддержания здоровья учителя?
2. При обработке данных анкеты было выявлено:
- возраст педагогов школы – от 21 до 71 года;
- средней возраст педагогов школы – 43 года;
- стаж педагогической деятельности – от 1 до 50 лет;
- общий стаж педагогов школы – 730 лет;
- более половины педагогов не считают себя здоровыми людьми;
- но даже эти учителя стараются не пользоваться “больничным”;
- 80% опрошенных связывают свои заболевания и даже хронические с педагогической деятельностью;
- самыми распространенными – снижения зрения, хандроз, миопия и др.;
- только около половины педагогического коллектива питается в школьной столовой;
- лишь 30% учителей уделяют внимание своему физическому здоровью: либо активно занимаются спортом, делают утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз или другие виды упражнений;
- настроение педагогов, идущих на работу разнообразное: позитивное, с нежеланием, озабоченное, но с радостью, из-под палки, бодрое, в зависимости от общего самочувствия, плохое, хочется спать, нормальное, подавленное, хорошее, удовлетворительное;
- настроение после работы – общий анализ ответов – уставшие, и даже очень уставшие, но довольные;
- в каникулы настроение педагогов – у всех хорошее;
- ответы на вопрос об условия в пределах школы, деятельности коллег и администрации, помогающих учителю в рабочее время сохранять работоспособность, хорошее настроение и даже здоровье в основном сводились к общим пожеланиям – доброжелательная атмосфера; терпимое отношение друг к другу; побольше позитива, меньше негатива; хорошая комната отдыха для учителей; чай, кофе между уроками; оздоровительная группа для учителей; материальное стимулирование; сначала надо думать – а потом говорить; доступность к работе с компьютером;
- ассоциации при упоминании слова “здоровья” следующие: смех, радость, что-то веселое, фрукты, поликлиника и больница, хорошее питание и отдых, пышущий энергией человек, бодрость духа и гибкость тела, “я молода, красива и сильна, мне все по плечу”, “ходят ноги, не болит голова”, бодрость, высокая работоспособность, свежесть лица, любовь к себе, здоровый сон, “восклицательный знак! риторический вопрос?”, розовые щеки, сила;
- и, наконец, из последнего пункта анкеты - о рецептах поддержания здоровья от наших коллег: быть оптимисткой, занятия спортом, ни куда не торопиться, планирование объема работы, позитивный настрой, фрукты, сладости, “прямая спина, улыбка от уха до уха”, точечный массаж головы и рук, занятие любимым делом, погулять на природе, шопинг по магазинам, получать удовольствия, не забивать голову мнимыми проблемами, жить по принципу: “утро вечера мудренее”, полноценный отдых, баня, работа над собой, любить жизнь, детей, надо чаще встречаться……
Проведенное анкетирование выявило проблемы, связанные со здоровьем учителей:
- снижение зрения,
- нерациональный режим питания,
- спад эмоционального настроения.
3. Задачей следующего индивидуального плана проекта – подбор материала из различных источников информации о возможных способах сохранения здоровья и поддержания оптимистического жизненного настроения. Также определен продукт проекта, в котором будет содержаться подобранная информация – здоровьесберегающие листовки.
Затем искомая подобранная информация положена в основу листовок для педагогов школы.
Последними этапами проекта являются: оформительский и презентативный.
4. При оформлении листовок учитывалось: четкость и размер шрифта, доступность информации по применению к действию, юмор участников проекта.
5. Презентативная часть представлена нашей электронной презентацией Приложение 1 и здоровьесберегающими листовками, практические советы которых помогут в какой-то степени сохранить Ваше здоровье и улучшить настроение.
Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют!
1. Пришел в школу – сделай умное и благородное лицо.
2. Деньги и педагогика малосовместимы.
3. Не заходи в душу, если тебя об этом не просили.
4. Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью.
5. Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
6. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
7. Старайся кушать каждый день.
8. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую счастливую педагогическую жизнь.
9. Люби кого-нибудь помимо школы, и тогда у тебя будет все в порядке.
10. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей и коллег.
11. Отдай школе все, а выйдя из стен школы, начни новую жизнь.
12. Постарайся всегда быть здоровым, даже если в это кто-то не поверит.
13. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: “Вон учительница пошла”.
14. Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты актриса, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.
15. Хорошо, если вечером, когда ты вспоминаешь своих коллег, лицо твое озаряется улыбкой.
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц
1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы.
Повторите упражнение 8-10 раз.
2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно.
Повторите упражнение 8-10 раз.
3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно.
Повторите упражнение 8-10 раз.
4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем другом направлении.
Повторите упражнение 4-6 раз.
Бодрость за 1 минуту
Предлагаемый комплекс выполняется в течение 1 минуты и поможет перезарядить “аккумулятор” энергии, освободиться от постепенно накапливающейся усталости.
1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук, имитируя барабанную дробь – 5 сек.
2. Далее быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз – 5 сек.
3. Пальцами часто постучите по макушке головы, имитируя барабанную дробь – 5 сек.
4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья – 3 раза.
5. Осторожно надавите на щитовидную железу большим и указательным пальцами – 3 раза.
6. Найдите на шее сонную артерию, осторожно нажмите пальцами с одной стороны и, сосчитав до 5, освободите, дышите глубоко: повторите ту же самую манипуляцию на другой сонной артерии.
7. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.
8. Массаж рефлекторных зон ног: а) сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если обнаружите болезненную точку, растирайте ее до исчезновения боли; б) плотно захватите большими и указательными пальцами рук ахиллово (пяточное) сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите по 3 раза на каждой ноге; в) быстро потрите верх ступни рукой (или, что более удобно, пяткой другой ноги).
9. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.
Если, заканчивая самомассаж, вы чувствуете, что по телу разлилось приятное тепло, цель достигнута: всего за 60 секунд вы включили в работу основные системы организма.
Рекомендации из концепции сбалансированного питания,
разработанной академиком АМН А.А. Покровским:
- рекомендуется принимать пищу не ранее, чем через 3-3,5 ч и не позже 4-4,5 ч после предыдущего приема;
- рациональным режимом питания всех здоровых людей является 4-кратный прием пищи;
- необходимо правильно распределять калорийность суточного приема и количественное распределение пищи;
- желательно, чтобы последний прием пищи был не позднее чем за 2 ч до сна;
- важно грамотно сочетать блюда и продукты, например, к мясным блюдам лучше овощные гарниры и т.д.;
- в связи с повышенной нагрузкой на клетки мозга необходимо систематически принимать продукты, содержащие глюкозу: шоколад, фрукты, конфеты, пирожные, мороженое, торты и т.п. (совет участников проекта).