Основы исследовательской деятельности. Программа курса по выбору.

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: формирование целостного представления об исследовательской деятельности.

Задачи:

1) систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
2) развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
3) совершенствовать умения поиска информации по разным источникам информации;
4) развивать умение представлять информацию в разных видах и оформлять результаты исследования;
5) формировать культуру публичного выступления.

Программа предусматривает проведение лекционных занятий и практических занятий, в том числе зачетных занятий. Освоение курса предполагает выполнение внеурочных заданий по подготовке к практическим и зачетным занятиям.

Курс завершается зачетной работой, к которой обучающийся должен представить учебно-исследовательскую работу и доклад по учебно-исследовательской работе.

Программа «Основы исследовательской деятельности» общим объемом 17 часов изучается в течение полугодия.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего

всего

лекции

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность

1.1. Виды исследовательских работ

1.2. Основные понятия исследовательской работы

Итого по разделу

 

1

1

2

 

1

1

2

 

-

-

-

 

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования

2.1. Выбор темы. Постановка цели и задач. Формулирование гипотезы

2.2. Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам

2.3. Способы обработки полученной информации

2.4. Организация и методика исследования. Проведение эксперимента

Итого по разделу

 

2

2

1

2

7

 

1

1

-

1

3

 

1

1

1

1

4

 

 

 

 

 

Отчет о проведенном эксперименте

Раздел 3. Оформление работы

3.1. Структура учебно-исследовательской работы

3.2. Правила оформления учебно-исследовательской работы

Итого по разделу

 

1

2

3

 

1

1

2

 

-

1

1

 

 

 

Учебно-исследовательская работа

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы

Итого по разделу

5

5

2

2

3

3

Доклад по учебно-исследовательской работе

Всего

17

9

8

 

Содержание учебного материала

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (2 часа)

1. Виды исследовательских работ.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Основные региональные и всероссийские конференции и конкурсы школьников.

2. Основные понятия исследовательской работы.

Основные понятия: аспект, гипотеза, ключевое слово, концепция, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, тезаурус, теория. Методы исследования: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, моделирование, изучение и анализ документации, шкалирование, ранжирование, эксперимент.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (7 часов)

1. Выбор темы. От проблемы к теме. Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели, задач. Формулирование гипотезы. Определение объекта и предмета исследования. Приложение 1

2. Практическая работа №1. Выбор темы учебно-исследовательской работы. Постановка цели, задач, гипотезы.

3. Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы.

Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете.

4. Практическая работа №2. Сбор информации по своей проблеме исследования.

5. Практическая работа №3. Способы обработки полученной информации.

Обработка текстовой информации, сопровождение таблицами, чертежами, рисунками. Построение диаграмм. Работа в текстовом редакторе Word и Microsoft Excel.

6. Методы и методика исследования.

Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.

7. Практическая работа №4. Организация и проведение исследовательской части работы. Представление отчета.

Раздел 3. Оформление работы (3 часа)

1. Структура учебно-исследовательской работы.

Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Структура включает также титульный лист, оглавление, список литературы. Введение: обоснование актуальности проблемы, новизны, практической значимости работы, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть состоит из глав, содержащих обзор источников по проблеме исследования, описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: перечисление результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов.

2. Правила оформления учебно-исследовательской работы.

Язык и стиль текста учебно-исследовательской работы. Общие правила оформления текста и требования к учебно-исследовательским работам. Стандарт оформления списка литература и др. источников.

3. Практическая работа №5. Оформление и демонстрация текста учебно-исследовательской работы (зачетная работа). Приложение 2

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (5 часов)

1. Подготовка к защите.

Требования к докладу. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише.

2. Практическая работа №6. Составление текста доклада.

3. Культура выступления.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

4. Практическая работа №7. Публичное выступление.

Упражнения. Развитие дикции. Наблюдение за опытными ведущими, сравнение и выводы. Движение тела и рук. Зрительный контакт. Игра голосом.

5. Практическая работа №8. Доклад по учебно-исследовательской работе (зачетная работа). Приложение 3

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
  2. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
  3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  5. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  7. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
  8. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.

Перечень ключевых слов

  1. Выводы
  2. Гипотеза
  3. Доклад
  4. Задачи
  5. Литературный обзор
  6. Методы исследования
  7. Научная статья
  8. Научный отчет
  9. Объект исследования
  10. Предмет исследования
  11. Проблема
  12. Проект
  13. Реферат
  14. Рецензия
  15. Стендовый доклад
  16. Тезисы
  17. Учебно-исследовательская работа
  18. Цель
  19. Эксперимент