Цель: формирование целостного представления об исследовательской деятельности.
Задачи:
1) систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
2) развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
3) совершенствовать умения поиска информации по разным источникам информации;
4) развивать умение представлять информацию в разных видах и оформлять результаты исследования;
5) формировать культуру публичного выступления.
Программа предусматривает проведение лекционных занятий и практических занятий, в том числе зачетных занятий. Освоение курса предполагает выполнение внеурочных заданий по подготовке к практическим и зачетным занятиям.
Курс завершается зачетной работой, к которой обучающийся должен представить учебно-исследовательскую работу и доклад по учебно-исследовательской работе.
Программа «Основы исследовательской деятельности» общим объемом 17 часов изучается в течение полугодия.
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
всего |
лекции |
||
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность 1.1. Виды исследовательских работ 1.2. Основные понятия исследовательской работы Итого по разделу |
1 1 2 |
1 1 2 |
- - - |
|
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования 2.1. Выбор темы. Постановка цели и задач. Формулирование гипотезы 2.2. Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам 2.3. Способы обработки полученной информации 2.4. Организация и методика исследования. Проведение эксперимента Итого по разделу |
2 2 1 2 7 |
1 1 - 1 3 |
1 1 1 1 4 |
Отчет о проведенном эксперименте |
Раздел 3. Оформление работы 3.1. Структура учебно-исследовательской работы 3.2. Правила оформления учебно-исследовательской работы Итого по разделу |
1 2 3 |
1 1 2 |
- 1 1 |
Учебно-исследовательская работа |
Раздел 4. Подготовка к защите
учебно-исследовательской работы Итого по разделу |
5 5 |
2 2 |
3 3 |
Доклад по учебно-исследовательской работе |
Всего |
17 |
9 |
8 |
Содержание учебного материала
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (2 часа)
1. Виды исследовательских работ.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Основные региональные и всероссийские конференции и конкурсы школьников.
2. Основные понятия исследовательской работы.
Основные понятия: аспект, гипотеза, ключевое слово, концепция, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, тезаурус, теория. Методы исследования: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, моделирование, изучение и анализ документации, шкалирование, ранжирование, эксперимент.
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (7 часов)
1. Выбор темы. От проблемы к теме. Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели, задач. Формулирование гипотезы. Определение объекта и предмета исследования. Приложение 1
2. Практическая работа №1. Выбор темы учебно-исследовательской работы. Постановка цели, задач, гипотезы.
3. Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы.
Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете.
4. Практическая работа №2. Сбор информации по своей проблеме исследования.
5. Практическая работа №3. Способы обработки полученной информации.
Обработка текстовой информации, сопровождение таблицами, чертежами, рисунками. Построение диаграмм. Работа в текстовом редакторе Word и Microsoft Excel.
6. Методы и методика исследования.
Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.
7. Практическая работа №4. Организация и проведение исследовательской части работы. Представление отчета.
Раздел 3. Оформление работы (3 часа)
1. Структура учебно-исследовательской работы.
Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Структура включает также титульный лист, оглавление, список литературы. Введение: обоснование актуальности проблемы, новизны, практической значимости работы, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть состоит из глав, содержащих обзор источников по проблеме исследования, описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: перечисление результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов.
2. Правила оформления учебно-исследовательской работы.
Язык и стиль текста учебно-исследовательской работы. Общие правила оформления текста и требования к учебно-исследовательским работам. Стандарт оформления списка литература и др. источников.
3. Практическая работа №5. Оформление и демонстрация текста учебно-исследовательской работы (зачетная работа). Приложение 2
Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (5 часов)
1. Подготовка к защите.
Требования к докладу. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише.
2. Практическая работа №6. Составление текста доклада.
3. Культура выступления.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
4. Практическая работа №7. Публичное выступление.
Упражнения. Развитие дикции. Наблюдение за опытными ведущими, сравнение и выводы. Движение тела и рук. Зрительный контакт. Игра голосом.
5. Практическая работа №8. Доклад по учебно-исследовательской работе (зачетная работа). Приложение 3
Список литературы:
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
- Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
- Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
- Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
- Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
- Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
- Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
Перечень ключевых слов
- Выводы
- Гипотеза
- Доклад
- Задачи
- Литературный обзор
- Методы исследования
- Научная статья
- Научный отчет
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Проблема
- Проект
- Реферат
- Рецензия
- Стендовый доклад
- Тезисы
- Учебно-исследовательская работа
- Цель
- Эксперимент