Введение
Тема педагогического проекта: “Роль социального педагога в социализации ребёнка из неблагополучной семьи”.
Сроки реализации проекта: 2007-2012гг;
Начало работы над темой: февраль 2007 года.
Актуальность.
В России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.
Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося, главным образом, на будущее.
Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно-деятельностного контекста формирования личности.
Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов.
Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществ-ляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Социализация - это процесс становления социального “Я”. Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Данный педагогический проект посвящен проблеме социализации ребенка из неблагополучной семьи и представлена концепция работы социального педагога для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.
Объект: социализации ребенка из неблагополучной семьи
Предмет: организация процесса позитивной социализации ребенка из неблагополучной семьи в МОУ СОШ №1.
Цель проекта: представить систему работы социального педагога по проблеме социализации ребёнка из небдагополучной семьи.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме социализации учащихся из неблагополучных семей.
2. Анализ организационно- педагогических условий успешной социализации учащихся, созданных в МОУ СОШ №1.
3.Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи
Гипотеза:
решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях “группы риска”;
при координационно-организационной помощи со стороны социального педагога.
Для решения задач и подтверждения гипотезы:
- были изучены материалы научно- педагогической литературы по теме проекта “Роль социального педагога в процессе социализации ребенка из неблагополучной семьи”,
- проведен анализ организационно- педагогических условий, созданных в школе,
- организовано наблюдение учащихся 1-х-11 классов,
- составлен социальный паспорт школы,
- подготовлен социальный паспорт семей учащихся школы,
- проведено анкетирование учащихся, педагогов и родителей школы.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – февраль 2007 год:
- Анализ состояния социальной обстановки в школе;
- Выявление проблемы;
- Обоснование актуальности темы и необходимости создания программы работы социального педагога с неблагополучными семьями;
Второй этап – декабрь 2007-март 2007:
- Создание нормативной базы.
- Анализ организационно-педагогических условий успешной социализации учащихся, созданных в МОУ СОШ №1.
- Разработка Программы работы социального педагога с неблагополучной семьёй в МОУ СОШ №1;
- Создание организационно-педагогических условий для внедрения программы работы социального педагога с неблагополучной семьёй.
Третий этап – март 2007 - февраль2009
- Внедрение в образовательный и педагогическо-организационный процесс эффективных методов и критериев оценивания социализации ребёнка из неблагополучной семьи;
- Отбор и оценка эффективных форм и методов работы с неблагополучными семьями;
- Разработка квалиметрических методов оценивания результата работы социального педагога с неблагополучной семьёй
- Педагогический мониторинг: обобщение и анализ социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений
- Разработка рекомендаций социального педагога родителям неблагополучных семей
Четвёртый этап февраль 2010 - ноябрь2012 год:
- Анализ результатов и условий реализации Программы работы социального педагога с неблагополучной семьёй;
- Обобщение опыта работы социального педагога в МОУ СОШ №1;
- Представление результатов своей деятельности педагогическому коллективу школы.
В процессе разработки педагогического проекта были выявлены следующие проблемы:
Проблемы: Средняя общеобразовательная школа №1 – это муниципальное общеобразовательное учреждение, в которой 788 учащихся обучают 53 квалифицированных учителя. Несмотря на то, что в школе создана и функционирует структура управления образовательным процессом, идёт поиск эффективности мер социальной профилактики неблагополучных семей, считаю, что серьёзными проблемами остаются;
Проблемы, связанные с учащимися:
- Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
- Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
- Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей;
- Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт.
Проблемы, вязанные с родителями
- Проблемы, связанные с неблагополучием семьи
- Проблемы тяжелого материального положения родителей;
- Безнадзорность со стороны родителей, их неготовность и \ или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
- Алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей,
- Педагогическая безграмотность родителей.
Проблемы, связанные с педагогами
- Проблема сотрудничества с некоторыми классными руководителями
- Отсутствие в школе педагога-психолога
Проблемы, связанные с организацией совместной деятельности с межведомственными структурами по охране детства.
- Нехватка штатных работников ОВД, участковых инспекторов;
- Несвоевременное нформирование педагогов школы о правонарушениях;
- Недостаточное информационное посредничество с целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей.