Технология "Мастерские" на уроке физики по теме "Зависимость давления от площади и массы тела"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Определить, от каких величин зависит давление, решить задачи по новой теме.

Задачи урока:

образовательные:

  • показать зависимость давления от площади опоры и массы тела, закрепит полученные знания;
  • научить решать как качественные, так и количественные задачи.

воспитывающие:

  • побуждать познавательную активность;
  • формировать трудовое и эстетическое воспитание.

развивающие:

  • развивать интерес к предмету;
  • через объяснение окружающих явлений;
  • учить логически мыслить и излагать материал; развитие мышления, речи.

Оборудование:

  • кодоскоп,
  • слайд с образцом выполнения работы (обведенная рука на листе в клетку),
  • сосуд с речным песком,
  • две дощечки с забитыми гвоздями,

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Решение задач.
  4. Итог урока, домашнее задание.

Ход урока

- Здравствуйте, дети. Прежде чем перейти к уроку, я бы хотела, чтобы вы представили себе зиму, глубокие сугробы, и вы катаетесь на лыжах в Серебряном бору, например. Кругом чистый свежий воздух, поют птички. Какие у вас при этом возникают ощущения?

Дети делятся ими.

- А теперь представьте, себя там же, но уже на коньках.

Ребята начинают менять свое выражение лица, “им тяжело идти на коньках по сугробам”.

- Итак, к какому выводу мы пришли? … А теперь давайте мы это все перенесем на наш предмет и тему. Значит давление, производимое телом на опору, зависит от площади опоры, но в обратной пропорциональности, запишем это: p 1/s.

- А сейчас я попрошу вас на чистом листе записать вашу массу (m=…) и обвести на нем вашу левую или правую ладонь. Теперь поменяйтесь листами и посчитайте площадь ладоней соседа, с условием, что 4 клетки это 1см2, 1м2=10000см2.

Замечательно, итак нам известна ваша масса, площадь опоры в системе СИ, давайте теперь выясним давление, которое вы бы оказывали, если бы стояли

А) на одной руке;
Б) на двух руках.

Формулы вычисления площади детям известна (p=F:s).

Примерная работа на листке. (Приложение)

Затем мы обмениваемся работами, некоторые из них мы вывешиваем на доске и анализируем.

- Хорошо, а представьте у вас на прогулке произошло ЧП – у вашего товарища сломались или сломалась лыжи(а), и теперь вам придется добираться стоя вместе на одной паре лыж. Что тут мы можем сказать о давлении.

- Правильно, оно увеличится, значит, давление также зависит от массы тела, и эта зависимость прямая: p m.

- Таким образом, мы можем с вами сделать следующий вывод о зависимости давления, запишите его в тетрадях самостоятельно. А теперь, я думаю, вам будет несложно назвать тему нашего сегодняшнего урока.

Далее на уроке мы решаем задачи:

1. Из учебника – упражнение №12 (№2),

2. Аист сначала стоял на двух ногах, а затем одну ногу поджал. Увеличилось или уменьшилось при этом его давление на почву и во сколько раз? Как вы думаете изменилась ли глубина следа ноги аиста, когда он встал на одну ногу? Зависит ли глубина следа от того, на какой почве он стоит – болотистой или сухой и твердой?

- А вот посмотрите на следующий момент (перед учащимися ставится сосуд с речным песком и на него мы помещаем две дощечки с забитыми гвоздями, причем первая ставится шляпками гвоздей вниз, а вторая – острием) – рис. 2.

- Как вы думаете, что показывает или о чем говорит данный опыт. Ответ в виде ваших рассуждений, пожалуйста, запишите дома в тетрадях. Домашнее задание – §34, упражнение №12 (№3).