Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Определить, от каких величин зависит давление, решить задачи по новой теме.
Задачи урока:
образовательные:
- показать зависимость давления от площади опоры и массы тела, закрепит полученные знания;
- научить решать как качественные, так и количественные задачи.
воспитывающие:
- побуждать познавательную активность;
- формировать трудовое и эстетическое воспитание.
развивающие:
- развивать интерес к предмету;
- через объяснение окружающих явлений;
- учить логически мыслить и излагать материал; развитие мышления, речи.
Оборудование:
- кодоскоп,
- слайд с образцом выполнения работы (обведенная рука на листе в клетку),
- сосуд с речным песком,
- две дощечки с забитыми гвоздями,
План урока:
- Организационный момент.
- Проблемная ситуация.
- Решение задач.
- Итог урока, домашнее задание.
Ход урока
- Здравствуйте, дети. Прежде чем перейти к уроку, я бы хотела, чтобы вы представили себе зиму, глубокие сугробы, и вы катаетесь на лыжах в Серебряном бору, например. Кругом чистый свежий воздух, поют птички. Какие у вас при этом возникают ощущения?
Дети делятся ими.
- А теперь представьте, себя там же, но уже на коньках.
Ребята начинают менять свое выражение лица, “им тяжело идти на коньках по сугробам”.
- Итак, к какому выводу мы пришли? … А теперь давайте мы это все перенесем на наш предмет и тему. Значит давление, производимое телом на опору, зависит от площади опоры, но в обратной пропорциональности, запишем это: p 1/s.
- А сейчас я попрошу вас на чистом листе записать вашу массу (m=…) и обвести на нем вашу левую или правую ладонь. Теперь поменяйтесь листами и посчитайте площадь ладоней соседа, с условием, что 4 клетки это 1см2, 1м2=10000см2.
Замечательно, итак нам известна ваша масса, площадь опоры в системе СИ, давайте теперь выясним давление, которое вы бы оказывали, если бы стояли
А) на одной руке;
Б) на двух руках.
Формулы вычисления площади детям известна (p=F:s).
Примерная работа на листке. (Приложение)
Затем мы обмениваемся работами, некоторые из них мы вывешиваем на доске и анализируем.
- Хорошо, а представьте у вас на прогулке произошло ЧП – у вашего товарища сломались или сломалась лыжи(а), и теперь вам придется добираться стоя вместе на одной паре лыж. Что тут мы можем сказать о давлении.
- Правильно, оно увеличится, значит, давление также зависит от массы тела, и эта зависимость прямая: p m.
- Таким образом, мы можем с вами сделать следующий вывод о зависимости давления, запишите его в тетрадях самостоятельно. А теперь, я думаю, вам будет несложно назвать тему нашего сегодняшнего урока.
Далее на уроке мы решаем задачи:
1. Из учебника – упражнение №12 (№2),
2. Аист сначала стоял на двух ногах, а затем одну ногу поджал. Увеличилось или уменьшилось при этом его давление на почву и во сколько раз? Как вы думаете изменилась ли глубина следа ноги аиста, когда он встал на одну ногу? Зависит ли глубина следа от того, на какой почве он стоит – болотистой или сухой и твердой?
- А вот посмотрите на следующий момент (перед учащимися ставится сосуд с речным песком и на него мы помещаем две дощечки с забитыми гвоздями, причем первая ставится шляпками гвоздей вниз, а вторая – острием) – рис. 2.
- Как вы думаете, что показывает или о чем говорит данный опыт. Ответ в виде ваших рассуждений, пожалуйста, запишите дома в тетрадях. Домашнее задание – §34, упражнение №12 (№3).