“Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важнейших задач школы”
К.Д. Ушинский.
Формирование читателя - школьника способного к творческой деятельности, требует выделения в качестве ведущего элемента содержания литературного образования на начальном этапе системы читательских и речевых умений, призванной обеспечить полноценное общение с текстом, продуктивную речевую деятельность, создать возможность для общения, обучения, дать ребенку опыт творчества.
Целью тренировочных упражнений является вызвать интерес детей к чтению, научить их воспринимать художественную литературу, заложить основы грамотного быстрого чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению литературы.
Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения меня всегда волновал. Что происходит с нашими малышами? Почему они без желания читают, читают медленно, не выразительно, а многие вообще не хотят читать, боятся книги? Очень часто встречаются ученики старших классов, которые читают скверно, едва ли не на уровне наших учеников начальных классов.
Структуру уроков чтения я пересмотрела так, что дети стали очень активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогла и та атмосфера на уроках, в которой дети чувствуют себя творцами, писателями, сказочниками, поэтами.
Современная методика понимает навык чтения, как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предлагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развитие творческих способностей и мыслительной деятельности его личности. При этом важно понимать, что навык чтения – это залог успешного учения, как в начальной, так и в старшей школе, а так же надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходиться сталкиваться современному человеку.
Поэтому я ставлю такие задачи:
- Формирование навыка правильного, беглого, выразительного чтения.
- Формирование социального доверия.
- Формирование независимости мышления, т.е. умения находить собственное решение, открыто, не стесняясь, высказывать свои идеи, защищая и отстаивая собственное мнение.
- Поощрять в ребенке инициативность, независимость, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях.
Но при любых целях и задачах сам процесс чтения остается неизменным – воссоздания звуковой формы слова на основе ее графической, буквенной модели.
Методическая традиция нашла такую речевую ячейку, которая в известном смысле обладает универсальным значением. Это открытый двузвучный слог типа “согласный + гласный” (СГ): на, ни, мо.
В школьном обиходе его именуют прямым слогом или слиянием. Буквенное сочетание СГ входит составной частью в подавляющее число слоговых структур других типов. Всего в русском языке практически существует 19 структурных типов слогов: Г - а - ист, СГ – на, ГС – ум, СГС – мел, ССГ – кто, ГСС – акт, СССГ – мгла, ССГС – стол, СГСС – гость, ГССС – остр, СССГС – страх, ССГСС – дрозд, СГССС – центр, ССССГ – взгляд, СССГСС – вскользь, ССГССС – спектр, СГСССС – царств, ССССГСС – всплеск, ССГСССС – братств. В результате СГ, когда оно оказывается в составе других слоговых структур, может стать хорошим зрительным ориентиром, который облегчит опознание всего слога, где, помимо сочетания СГ, есть еще один или несколько согласных. Целью тренировочных упражнений по технике чтения является – научить детей, младшего школьного возраста 7-9 лет, читать бегло, правильно, выразительно, обогатить детский словарь развивать мышление, а также прививать им интерес к чтению.
Предлагаемый материал опирается на систему слогосочетаний В.Г. Горецкого.
Изучение букв и умение читать сопровождается материалом для чтения слоговых пирамидок (И.Т. Федоренко), слогосочитаний разных структур, слов и скороговорок, скороговорок по методу И.Т. Федоренко.
Тексты пособия можно использовать на каждом уроке при индивидуальном и коллективном чтении, а особенно для работы со слабыми учащимися.
Скороговорки играют большую роль в формировании навыков чтения. У многих детей не только в младших, но и в 5-6 классах артикуляционный аппарат не развит. Говорят они тихо, невыразительно. Поэтому полезно каждый урок литературного чтения начинать со скороговорки, которые позволяют исправить дефекты речи, значительно улучшить дикцию и тембр голоса (И.Т. Федоренко).
Следует иметь в виду, что скорочтение – это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять все возможные работы.
Эти упражнения можно использовать на уроках обучения грамоте в качестве дополнительного материала, на уроках русского языка литературного чтения для развития творческих способностей.
Тренировочные упражнения по технике чтения включают:
- чтение слоговых пирамидок
- чтение слогосочетаний
- чтение скороговорок
- чтение скороговорок (И.Т. Федоренко)
- индивидуальное отслеживание техники чтения на каждый день
- индивидуальное отслеживание техники чтения на начало и конец четверти
- индивидуальное отслеживание на начало, середину и конец года
Индивидуальное отслеживание техники чтения на каждый день.
На каждого ребенка заводиться дневник “Молодец” для отслеживания техники чтения на каждый день. Учитель подбирает тексты и делает замеры техники чтения каждый день. Один и тот же текст ребенок читает три раза. В дневник вносится количество слов прочитанных за 1 минуту первый раз, второй раз и третий раз одного и того же текста.
Такое чтение не утомляет детей и повышает интерес к чтению.
Дата | Автор и название произведения | 1 чтение за 1 минуту | 2 чтение за 1 минуту | 3 чтение за 1 минуту |
9.09. | Н.Носов. “Фантазеры” | 20 сл. | 25 сл. | 30 сл. |
Индивидуальное отслеживание техники чтения на начало и конец четверти.
Ф.И. | Слоговое чтение | Чтение словами | Правильность | Выразительность | Понимание | Количество слов в 1 минуту | |
Н. чет. | К. чет | ||||||
Индивидуальное отслеживание техники чтения на начало, середину и конец четверти.
Ф.И. ученика | Слоговое чтение | Чтение словами | Правильность | Выразительность | Понимание | Кол – во слов в 1 минуту | ||
Н.г | С.г | К.г | ||||||