Общепедагогические технологии
-
Создание ситуации успеха на уроках через реализацию матричной модели школьной оценки 2007
В нашей педагогической деятельности в 2001 году на первый план вышла задача поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя, так как оценка (в любом виде) является одним из компонентов образовательной деятельности, ее регулятором, показателем результативности не только учащихся, но и педагогов. В результате проведенной работы мы полностью согласились с А.А. Остапенко, что «полноценная система оценки та, в которой присутствуют все типы качественных и организационных принципов». Именно эта система представлена в статье и даны ссылки на соответствующую литературу.
-
Реализовать творческий потенциал школьника 2007
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождается еще на школьной скамье. Уже в начальной школе встречаются ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и справочную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявлять всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
-
Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, характеристик) для учащихся, преподавателей 2007
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
-
Роль репрезентативных систем в формировании образа успешности ученика и учителя 2007
Изучение психологических особенностей восприятия, переработки и воспроизведения информации учащимися способно сделать образовательный процесс более эффективным и увлекательным. Учитель может быть вариативнее, планируя уроки, опираясь на результаты теста "Ведущая репрезентативная система". Появляются новые возможности мотивации и дифференциации учащихся по способу восприятия, развития у них нестандартного мышления. Сотрудничая друг с другом, ученик и учитель могут совершенствовать свои способы обработки информации.
-
Особенности работы по технологии творческого развития А.З. Рахимова в системе начального образования 2007
Целью А.З. Рахимова было творческое развитие детей, то есть сам ученик, а методология развивающегося обучения стала первичным средством достижения главной цели. Главная задача системы - это формирование у человека творческого мышления, где выделяются три основных качества такого мышления: стремление к осмыслению происходящего (события, поступки, явления), то eсть рефлексия, целостность охвата окружающего мира, критическое отношение к себе, к людям и обществу и т.д. Наш урок существенно отличается от обычной методики; он состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (УД).
-
Профессиональное обучение как фактор самоопределения и развития личности школьника 2007
Проблемы формирования личностных качеств в школьной деятельности является весьма актуальной. Отсутствие у подростков желания включаться в умственный и физический труд, пассивное отношение к трудовой деятельности заставляет общество обратить внимание на состояние трудовой подготовки подрастающего поколения. Каждый школьник во время обучения должен найти свое место в мире профессии, наиболее полно реализовать свои возможности, стать полезным обществу, в котором он живет.
-
О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007
Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.
-
Уроки радости 2007
Забота о счастье ребенка в образовательном процессе является аспектом гуманистической педагогики, так как способствует максимальному развитию личности школьника, реализации его способностей и творческого потенциала. Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества, актуализирует личность ребенка, дает ощущение свободы и самое главное приносит радость.
-
Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство. Проект "Древние цивилизации" 2007
Наша работа посвящена проблемам интеграции предметов художественно-эстетического цикла. В комплект материалов входит статья, в которой рассматривается история вопроса, проблемы, возникающие на данном этапе, а также пути их решения на конкретном материале. Вашему вниманию предложен учебный проект "Древние цивилизации" реализованный в нашей школе с учащимися 5–7-х классов в рамках предметов мировая художественная культура и изобразительное искусство.
-
Воспитательная работа с "неблагополучными" детьми летом 2007
Воспитательная работа с ребятами из так называемой группы риска продолжается и в летние месяцы через организацию спортивно-туристического лагеря "Фортуна". Это позволяет педагогам еще лучше познакомиться с детьми, изучить их поведение в нестандартных ситуациях, что впоследствии сказывается на работе с ними в учебное время. В результате наша работа приносит ощутимые результаты. Занятость детей "группы риска" выросла. Это в свою очередь повлияло на улучшение положения по работе с неблагополучными детьми.
-
Сотворчество педагога и учащегося – важный стимул развития личности 2007
Воспитательный процесс в дополнительном образовании включает в себя - развитие педагогики свободы и сотрудничества взрослых и детей. Педагогика свободы опирается на исключительное право ребенка самостоятельно принимать решения. Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребенком, а не как отдельный прием на занятии - только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Погрузившись в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.
-
Формирование ключевых компетенций через организацию работы школьников с биологической информацией 2007
Приоритетным направлением региональной образовательной политики в Самарской области является компетентностный подход к образованию. В основе любой компетенции лежат общеучебные умения (далее - ОУУ). ОУУ обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Целенаправленное развитие ОУУ учащихся является огромным потенциалом совершенствования качества обучения. На протяжении ряда лет ведется работа над проблемой развития у обучающихся навыков активного самостоятельного получения знаний, привития интереса к биологической науке, расширения кругозора ребят в этой области знаний. В моей практике сложилась некоторая система работы с учащимися по использованию на уроках и во внеурочных занятиях биологической информации, полученной ими при целенаправленном просмотре телевизионных передач, чтении книг, журналов и газет, Интернета.
-
Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее 2007
Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы.
-
Внеклассная работа по литературе как средство развития интереса к предмету 2007
В общей системе работы школы большое значение имеет внеклассная работа, в частности по литературе. Одним из важных средств эстетического и нравственного воспитания детей, развития их познавательных интересов являются литературные вечера. Мною даны рекомендации для их проведения, рассказано о нескольких литературных вечерах: "Лицея день заветный", "Покой нам только снится", "Пушкин и Байрон", "Дом поэзии Маршака". Данные вечера превращаются в театрализованные представления.
-
Учебно-воспитательный проект "Формирование толерантных качеств образовательной среды" 2007
Представлены основные положения учебно-воспитательного проекта, внедряемого в МОУ СОШ № 71 г. Нижнего Тагила. Проект рассчитан на три года, разделен на три этапа: методологический, практический, аналитический. Выявлены "очаги нетерпимости", с которыми предстоит работать. Определены ожидаемые результаты проекта. Приведен пример подпроекта деятельности центра "Милосердие" на один год.
-
Использование метода проектов в процессе обучения 2007
В статье кратко раскрыта сущность и значение "Метода проектов": активизация мыслительной деятельности, усвоение теоретических знаний, их практическое применение, развитие самостоятельности в познавательной деятельности и интереса к учебной и профессиональной деятельности. Конспект занятия по психологии, в котором осуществляется практическая реализация данных характеристик "Метода проектов".
-
Комплексно-целевая программа развития одарённых детей "Золотые россыпи" 2007
В рамках реализации ПНПО на первый план выдвигается основная задача современного образовательного учреждения: организация сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на качественное становление личности ребенка, умеющей жить в гармонии с собой и окружающим миром. Поэтому каждой школе необходима своя комплексно-целевая программа развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.
-
Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве 2007
Статья дает представление о взглядах Д.С. Лихачева на градостроительство и его идеях по ландшафтному дизайну; о том, как его наследие и заветы воплощаются в работах студентов астраханского инженерно-строительного института кафедры архитектуры и дизайна – в ежегодных проектах по благоустройству парков, скверов, набережных, жилых микрорайонов, в промышленных застройках Астрахани.
-
Информационные технологии на уроках биологии 2007
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
-
Роль самоконтроля и самооценки, пробуждение внутренней мотивации, стимулирование и поддержание интереса к предмету 2007
Существенный элемент процесса обучения - учет знаний учащихся. Главное в учете знаний - контроль за результатом и ходом учения. Работу можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, исправит и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала. Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля - научить контролировать себя, опережая практические вычислительные действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в вычислениях.
-
Проект "Мы строим город Экоград" 2007
Внеурочная проектная деятельность младших школьников дает возможность шире раскрыть способности и личностный потенциал ребенка, его инициативу и творчество. Именно эти цели лежат в основе разработанного нами проекта, который в интересной игровой форме объединил в единое целое пять самостоятельных индивидуальных и групповых проектов.
-
Реализация компетентностного подхода посредством технологии метода проектов 2007
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета, в том числе химии. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
-
Семинар-практикум "Влияние профессионально-творческого развития личности педагога на учебную мотивацию младших школьников" 2007
В данной статье представлены материалы семинара - практикума. Изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Важнейшую роль в развитии учебной мотивации играет творческий потенциал педагога. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Данный семинар - практикум может быть полезен для педагогов, методистов, психологов.
-
Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время 2007
В работе рассматривается один из методов повышения творческой активности учащихся на уроке - применение дидактических игр. Педагогические и психологические обоснования данного опыта, требования к игре. Теоретический материал дополнен примерами уроков, играми, проводимыми на уроках, некоторыми примерами из внеклассной работы - "Экологический кроссворд", головоломка "Собери рыбу".
-
Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии 2007
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интерактивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и практически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений.
-
Метод проектов 2007
Следует отметить, что тетрадь предназначена для учащихся 5-6-х классов. При создании учтены дидактические принципы соответствия материала возрастным особенностям учащихся и наглядности. При работе над проектом были использованы знания по информационным технологиям и математике. ?? ?? ?? ?? 1
-
Формирование субъекта через моделирование игровой деятельности 2007
В статье дается попытка моделирования основных характеристик игровой деятельности как деятельности, которая является предпосылкой для формирования учебной деятельности. Она сделана на основе отслеживания за уровнем формирования игровой деятельности в детском саду, который работает по программе "Развитие" Венгер, и за уровнем формирования учебной деятельности в начальной школе, обучающей по программе развивающего обучения системы Эльконина–Давыдова. Учителям начальных классов эта статья интересна тем, что она поможет четко представить, какого ребенка в деятельностном плане они принимают в первый класс.
-
Урок математики в 6-м классе по теме: "Обыкновенные дроби" 2007
В данной статье представлен урок для учащихся 6-го класса с использованием компьютерной презентации по теме "Обыкновенные дроби". Это урок обобщения и систематизации знаний, с использованием разнообразных форм познавательной деятельности учащихся. Применение компьютерной презентации позволяет повысить интерес учащихся, сэкономить время.
-
Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии" 2007
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
-
Использование блочно-зачётной системы в преподавании физики (на примере темы "Фотоэффект"). 11-й класс 2007
Предлагается система учебно-методических материалов к учебному блоку "Фотоэффект" (11-й класс, физико-математический профиль).