Воспитание чтением: как это происходит

Разделы: Общепедагогические технологии


Книга, как птица,
Может весь мир облететь,
Книга – царица:
Может сердцам повелеть.
Книга – богиня:
Чудо свершает порой,
Книга – рабыня:
Часто проходит сквозь строй.

Е. Баратынский.

Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества огромна. Книга – звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений. Книга – ключ к открытию мира и людей – добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь общедоступной и могучей направляющей силы как книга.

Мы обозначим проблемы, с которыми сталкивается в работе каждый учитель: нравственно-эстетическое воспитание через чтение, активизация работы с родителями, привлечение средств массовой информации к решению актуальных проблем чтения детей и подростков.

В своей работе мы исходим из тезиса:

Чтение – это творчество и сотворчество. Чтение книг – это особый вид общения, беседы между автором и читателем. А посредником при этой беседе является текст. За текстом всегда стоит автор. Содержание текста – его открытие, его взгляд на мир, его умение выразить этот взгляд словами, его мастерство, делающее эти слова понятными для партнера (читателя), и не просто понятными, а увлекающими. Читатель должен возвыситься до уровня писателя, мыслить его образами, концепциями. Понять его картину мира, его идеи, размышлять, чувствовать, думать….

Все мы знаем, у чтения много функций. На сегодняшний день преобладает чтение ради развлечения. Но мы считаем, что чтение должно прежде всего воспитывать. И это главная задача школы. А воспитание вне набора ценностей существовать не может. Воспитание – это процесс, который предстоит обучению и педагогу важно помочь ребенку узнать себя, свои способности, то есть создать свой образ и образ мира, соотносимый с его собственным образом.

Современному учителю предоставляется возможность выбора программ, учебников и методик. И наряду с традиционными мы используем программу “Школа–2100”. На уроке идет не только обучение, но ученик выступает в соавторстве с учителем и писателем.

Программа ориентирована на этапы становления личности:

  • как становятся взрослыми;
  • я и другие;
  • год после детства;
  • путь к станции “Я”;
  • я и мир;
  • человек толпы и человек в толпе.

На уроках широко используется диалог, анализ текста, творческие задания.

Результаты работы представлены в нашей новой книге “Открытие мира”, где собраны тексты, созданные учащимися.

Мы стараемся, чтобы подросток, исследуя и осмысливая текст, создавал свои собственные: о семье, школе, городе.

Например, “Северский Храм” Ливахова Н., “Есть такая профессия – защищать Отечество” Маткова К., Панарина Л., “История моей семьи” Гаськов В., Журавлев С., Шернин Ж., “ Чума 20 века – СПИД” Устименко И., “Н.Клюев – поэт серебряного века” Наумов Ф.

Педагоги изучают традиционные методики и творчески подходят к работе с учащимися. Наш опыт показывает, что школьникам очень нравится писать и обсуждать написанное, участвовать в опросах общественного мнения, дети любят, когда их мнение кому-то интересно. Нам это позволяет не только получать ценную информацию из первоисточника, но и подвигнуть школьников к тому, чтобы они осознали свои предпочтения, т.е. повысить их познавательную активность. В своей практике педагоги нашей школы используют технологии, методы и приемы достижения успеха.

Основными являются

  • развивающая технология, в основе которой лежит проблемно-диалогический метод;
  • игровая;
  • музейная педагогика;
  • диалог культур и диалог в культуре;
  • интегрированная.

Методические приемы: “эмоциональный всплеск”, “обмен ролями”, “нарочная ошибка”, “исповедь”, “авансирование результата”, “использование шанса”, “мозговой штурм”, “перевоплощение в другого”, “театральное дефиле”, “письма герою, автору произведения”, “инсценировка классики”, “арт-терапия” и т.д. – с успехом применяются на занятиях кружков, факультативов, элективов, спецкурсов.

Творчески с текстом работают все педагоги.

Мокрушина И.Г. вступает в диалог с литературными героями, учит вставать в позицию другого, высказываться от лица литературных героев, т.о. организует проникновение в психологию.

Простые истины
Стихотворение Ольги Зверевой от лица Г. А.Печорина

Пытаться мир понять так сложно,
Когда в иллюзиях живешь –
Летишь себе неосторожно,
За правду принимая ложь.

Пытаться мир понять так глупо
Под светом праведных надежд;
Их свет недолог. Он не скроет
Суждений алчущих невеж.

Пытаться мир понять возможно,
Но тот, кто знает мира суть
И сможет знаньями блеснуть,
Всегда останется не понят…

Надрина Л.Е. глубоко анализирует текст, подбирая проблемные и актуальные статьи из журналов и газет.

Артамонова В.К. обучает выразительному чтению наизусть, использует драматизацию, ее ребята постоянно выступают на конкурсах чтецов.

Чтение – это не только литературное чтение. Это и научное, и публицистическое, и чтение общественного характера, и чтение на электронных носителях.

Заслуживает внимания опыт учителей химии, физики, математики, информатики. Они вместе с учащимися ведут проектно-исследовательскую деятельность по темам:

  • “Химия и здоровье” Шабанова И.А.
  • “Физика и человек” Филатова И.А.
  • “Влияние компьютера на человека” Карпова Т.А.
  • “Финансовые пирамиды” Сергиенко С.А.
  • Литература говорит языком изобразительного искусства” Рехлова Т.Т.

Весь этот опыт представлен в книгах “ Школа успеха”, “ Стимулирование успеха учащихся”, “Стратегия достижения успеха школьниками”, “Открытие мира”.

В нашей школе идут занятия “Школы молодого журналиста” и выпускается школьная газета.

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к национальным традициям; стремление служить государственным интересам.

Как это созвучно и важно сейчас, в наши дни! И сейчас важна консолидация общества, его готовность способствовать объединению своих усилий во имя процветания Родины.

Этому способствует экскурсионная, просветительная исследовательская и краеведческая работа актива литературного музея имени В.М.Шукшина.

Воспитывать интерес к культуре и истории родного края, города, школы; гордость и уважение к учителям, выпускникам школы № 80, творческим людям г. Северска.

Внушать мысль, что школьники – это часть культурной и исторической жизни города.

Работа в активе школьного музея дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской, проектной и творческой работе.

Занятия по музееведению способствует осуществлению одной из важных задач образования – введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь и судьба.

Музейная педагогика – одно из наиболее значимых направлений, которое включается в педагогическую деятельность. Она позволяет проявить у школьников такие умения и навыки, как: видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст; выявлять предметы музейного значения в окружающем мире; эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования дает представление о вкладе различных цивилизаций в мировую культуру.

В практике организации музейной работы мною подмечено, что учащимся интересно и полезно узнавать о прошлом своей семьи, школы, города, страны. Воспитывается любовь к малой Родине, гордость за нее, интерес к прошлому и настоящему, уважение к труду своих предшественников. Ребята учатся ценить уважение, понимание, милосердие, сотрудничество, трудолюбие, миротворчество.

Тема научной концепции: “Культура и образование Северска”. На современном этапе приоритетное направление деятельности музея – “Связь поколений”.

Таким образом, музейная педагогика – большой помощник в моей работе. Музей стал важным образовательным, воспитательным и методическим центром, клубом, мастерской.

Цель музейной работы для меня – добиваться высокого качества успеваемости, учить ребят находить применение своим способностям и умениям, уметь работать в группе и коллективе, отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Эти задачи эффективно достигаются в деятельности созданной на базе музея поисково-исследовательской группы. В ходе поисковой работы ребята нашли уникальные экспонаты, связанные с историей школы (например, символический ключ, переданный строителями на открытии школы в 1969 году); литературным объединением “Березка”; биографией Н.А.Клюева, расстрелянного в Томске в тридцатые годы.

Ученики получают опыт культуры ведения поисково-исследовательской деятельности, развивают свои коммуникативные способности, и я как учитель-экспериментатор применяю в своей практике стимулирование.

Вся эта работа, дает несомненно, положительные результаты, и школа по праву имеет много наград и достижений в обучении и воспитании.

Но, как и в любом коллективе у нас тоже есть проблемы, о которых нужно говорить, потому что необходимо находить выходы из создавшихся ситуаций. Ни от кого не секрет, что дети стали читать гораздо меньше, что чтение носит в основном развлекательный характер. Недостаточно развито семейное воспитание, и в социально-неблагополучных семьях просто нет книг вообще, и дети дома не читают. Порой и в благополучных семьях тоже нет домашних библиотек, и родители не прививают детям интерес и любовь к чтению.

Если проанализировать читательские формуляры школьной библиотеки – то можно выявить такую тенденцию. Дети 1–2-х классов составляют очень интересную группу читателей. У них слабая техника чтения, но очень велик интерес познания. Они любят фантазировать, у них много вопросов, не зря в таком возрасте они слывут “почемучками”. Когда они приходят в библиотеку, то глаза их разбегаются по полкам. Они готовы взять любую книгу. Но больше всего их привлекают книги в ярких, красивых обложках.

Ученики 3–4-х классов более активны в чтении. Ребята уже могут дать оценку прочитанного, поступкам героев книг. Они любят читать и пользуются аннотацией при выборе книг. Знают, что такое энциклопедия и как с ней работать.

Учащиеся 5-х классов осознают себя как личность, у них развивается чувство самостоятельности, поэтому они могут поглощать информацию обо всем, что их окружает.

6–7-е классы интересуются книгами военной техники, фантастикой, приключениями, морально-нравственными проблемами.

8–9-е классы увлекаются фантастикой, мистикой, современными авторами (постоянно спрашивают в библиотеке), проблемами страны, края.

Старшеклассников интересует поэзия, литература писателей – классиков, актуальные проблемы современной жизни.

Учащиеся очень внимательно выбирают книги для чтения, будь то малыши или ребята постарше. Все приходят в библиотеку с каким-то уже оформившимся мнением или запросом. Важно так удовлетворить возникший интерес, чтобы у ребенка он развивался дальше. Как? Вот здесь и начинаются проблемы.

Сегодня литература есть в достатке. В магазине на полке книг огромное количество, все жанры. Яркие, красочные. Но при этом библиотечные фонды скудеют.

Обозначились три проблемные задачи:

  • оказание библиотечных услуг пользователям библиотеки;
  • привлечение новых читателей;
  • пополнение фонда библиотеки.

Ученые выделяют две модели чтения: западную и российскую. Западная – это чтение ради получения информации, знаний. А российская – воспитание через чтение духовно-нравственных ценностей.

Поэтому перед школой стоит задача – вырастить не только интеллектуалов, но гуманных интеллигентных людей, граждан своего Отечества.