В настоящее время основой успешности личности является конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция.
Важнейшая цель образования, отраженная в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” – это: “формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования”.
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:
- ценностно-смысловые компетенции,
- общекультурные компетенции,
- учебно-познавательные компетенции,
- информационные компетенции,
- коммуникативные компетенции,
- социально-трудовые компетенции,
- компетенции личностного самосовершенствования.
Информатике в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Но верно ли это? Безусловно, нет.
Занятия по информатике, конечно же, отличаются от других учебных предметов. Вот лишь некоторые из этих отличий.
- Чаще всего, к информатике, как к предмету, наблюдается высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут. Поэтому, учителю информатики создаются благоприятные начальные условия для работы в классе, развития ценностно-смысловых компетенций.
- Несколько иначе, чем на других уроках, строятся визуальные контакты: ученик – ученик и ученик - учитель. Количество ответов у доски намного меньше, чем на других занятиях, больше приветствуются ответы с места. Благодаря этому, создаются особые условия для развития коммуникативных компетенций.
- Особым образом организован компьютерный класс, в котором проводятся занятия: у каждого ученика есть индивидуальное рабочее место (компьютер, за которым он трудится), и в тоже время – доступ к общим ресурсам. Использование в учебном процессе специальных технических средств, таких как персональный компьютер, оргтехника, мультимедийные устройства, является благоприятной почвой для развития компетенций личностного самосовершенствования, социально-трудовых компетенций.
- Естественным образом может быть организована активная самостоятельная деятельность по созданию собственного продукта. Получают особое развитие учебно-познавательные, общекультурные компетенции.
Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. Поэтому, рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.
Начнем с ценностно-смысловой компетенции, так как успех личности в большей степени определяется в умении ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотносить его с современным миром. Можно выделить следующие виды деятельности:
- Умение формулировать собственные учебные цели, например, при создании проекта, при выборе темы доклада.
- Умение принимать решение в случае нестандартной ситуации, брать ответственность на себя.
- Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Например, при создании проекта “Лучший друг, помощник - принтер”, учащиеся ставят практическую цель - купить принтер для личного пользования; берут ответственность на себя при выборе вида принтера; выстраивают свою индивидуальную траекторию по реализации самообразования выбранной темы проекта.
Никто не сомневается в том, что занятия информатики призваны влиять на развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:
- Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат).
- Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации; технические навыки сохранения, удаления, копирования информации; преобразование информации.
- Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы)
- Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.
- Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по другим предметам.
Например, при создании межпредметной творческой работы “Омутнинцы, одарённые музой”, учащиеся получали навыки работы с цифровым фотоаппаратом, сканером; осуществляли поиск в поисковых системах; систематизировали, анализировали, выделяли главное; сохраняли, копировали, удаляли, преобразовывали информацию. Работа представлена на Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” 2006/2007 года.
С работой “Омутнинцы, одарённые музой” можно ознакомиться на сайте фестиваля. http://portfolio.1sept.ru/?p=work&id=559990
Рассматривая коммуникативную компетенцию, можно выделить следующие виды деятельности:
- Владение устной речью (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта).
- Ведение диалога “человек” - “компьютер”.
- Умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронная переписка, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации).
- Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками.
- Владение языковой, лингвистической компетенцией (алгебра логики, системы кодирования, языки программирования, системы счисления)
- Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.
Например, во время внеклассного мероприятия “Чья фирма успешнее?”, учащиеся вели диалог “человек” - “человек”, “человек” - “компьютер”; представляли атрибуты своей фирмы (эмблема, рекламный буклет), используя приемы оформления текста; овладевали навыками кодирования информации при угадывании слов кроссворда; объединяли простые объекты – буквы в сложные – слова при разгадывании сканворда; работали по командам, находили компромиссы.
С мероприятием можно ознакомиться: Газета “Информатика” №23 2007г, И.А.Запольских Внеклассное мероприятие по информатике – деловая игра “Чья фирма успешнее?”, с.30-34.
Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих заданий. Ее можно описать так:
- Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника при проектирование дизайна, создании макета полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики.
Например, при создании буклета о поэте, учащиеся проектировали макет буклета, выбирали дизайн. Было создано несколько буклетов о местных поэтах г. Омутнинска. Буклеты были представлены на районном конкурсе творческих работ учащихся, выполненных на компьютере на тему “Моя малая родина” 2006/2007 уч.г.
По итогам конкурса I место в номинации Буклет присуждено Неустроевой Ларисе и Чукаеву Кириллу 10б кл. Работа представлена в Приложении1.
Например, при создании иллюстраций к произведениям русских писателей, учащиеся проектировали макет будущего произведения компьютерной графики. Работы были представлены на районной выставке творческих работ учащихся на тему “Раскрасим строки” 2007/2008 уч.г.
По итогам выставки в номинации Рисунок I место присуждено Шаргуновой Марине 11б кл. Работа, представленная в Приложении2, создана по произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” выполнена в Paint.
По итогам выставки в номинации Коллаж I место присуждено Агафоновой Анне 11б кл. Работа, представленная Приложении3, создана по произведению М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” выполнена в Photoshop.
Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
- Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.
- Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат.
- Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики.
- Умение работать со справочной литературой, с новыми устройствами, анализировать ошибки в программе.
- Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне.
Например, в работе над проектом “Друг или враг или как?” учащиеся планируют свою деятельность, выдвигают гипотезы, ставят перед собой определенные задачи, работают с Интернет-ресурсами, проводят соцопрос, результаты представляют в виде диаграмм, создают презентации, буклеты. Проект представлен в Приложении4, Приложении5.
Необходимо уделять внимание социально-трудовым компетенциям:
- Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.
- Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта.
- Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Например, при выполнении 4 тура Дистанционной недели информатики 2007 г., необходимо было создать газету в текстовом процессоре Microsoft Word, в содержании которой отразить впечатления по предыдущим трем турам, использовать выполненные задания этих туров. При проектировании макета газеты учащиеся выдержали необходимые требования к данному продукту, соблюдали авторские права, анализировали положительные и отрицательные стороны разных вариантов газеты. Газета представлена в Приложении6
Рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и внешкольная деятельность:
- Создание комфортной здоровьесберегающей среды, умение организовать свое рабочее время, распределить силы.
- Создание условий для самопознания и самореализации.
- Наличие способности действовать в собственных интересах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.
Например, участие в III Всероссийском Дистанционном проекте “Моя семья” 2007 г., организованным Центром творческих инициатив “Snail”, дает возможность создать Летопись своей семьи. Учащиеся осваивают новую для них среду Wiki-Wiki, собирают информацию о членах своей семьи, о традициях семьи, организуют генеалогическое дерево семьи; все материалы размещают с помощью Wiki-технологии на сайте Летопись.ru. По итогам проекта лауреатом признана Русских Марина 11б кл. Материал о семье Русских размещен на сайте Летопись.ru. http://letopisi.ru/index.php/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85
Очень часто вид деятельности нельзя однозначно “отнести” к одной ключевой компетенции.
Например, деятельность по презентации проекта находится на пересечении нескольких ключевых компетенций:
- учебно-познавательной (создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа сделанного…),
- информационной (выбор основных моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
- общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного материала, культура речи…),
- коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…).
Таким образом, занятия по информатике могут быть реализованы с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебников может учитель, изменив, в первую очередь, цели занятия, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями. И, конечно же, средствами информатики можно развивать все группы ключевых компетенций.