Использование краткосрочных проектов в качестве домашних заданий по биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Одна из проблем современной педагогики состоит в том, что не все дети рождаются со стремлением учиться, скорее даже, наоборот. Многие педагоги и психологи бьются над проблемой познавательной активности и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний, взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.

Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Для того, чтобы заинтересовать школьников, предлагается использовать проектную деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Первая проблема, с которой сталкивается любой учитель, начиная заниматься проектной деятельностью, это неумение учащихся использовать то огромное количество информации, которое находится в свободном доступе: большое разнообразие научно-популярной литературы, находящейся в свободной продаже; электронные библиотеки и ресурсы сети Internet, позволяющие получать сведения, не выходя из дома.

Для решения этой проблемы предлагается система поэтапной подготовки учащихся к проектной деятельности. Перечислим эти этапы: предпроектная деятельность; краткосрочные монопроекты; среднесрочные монопроекты с использованием классических дидактических средств обучения; долгосрочные монопроекты с использованием классических дидактических средств обучения; долгосрочные монопроекты с применением средств информатизации; долгосрочные межпредметные проекты с применением средств информатизации. Возможно выполнение межшкольных проектов.

В данной работе особо внимание уделяется краткосрочным проектам, к которым можно отнести творческие задания. Традиционные методы закрепления и контроля знаний: пересказ учебного материала, проверочные и контрольные работы осуществляют лишь репродуктивную функцию, но не показывают в полной мере, как ученик умеет использовать полученные знания.

Творческая задача – это задание, требующее от ученика нахождения нового алгоритма решения. Использование творческих задач на уроках биологии значительно повышает эффективность обучения.

Организация творческой деятельности учащихся может рассматриваться на основе таких форм обучения, как составление отчетов по экскурсиям; написание сочинений и сказок по биологии, или по выбранной теме; статей в журнал работ класса; составление кроссвордов; вопросов и заданий для одноклассников по определенной тематике.

Рассмотрим пример творческой работы, заданной в качестве домашнего задания учащимся 7 класса по теме "Значение бактерий". Классу было предложено оформить биологический журнал под названием "Мир бактерий", все ученики 7 класса являлись журналистами и получили задание написать статью в соответствии с тематикой выбранного ими отдела редакции. К примеру, для отдела промышленности было дано задание написать статью по производству кисломолочных продуктов, журналисты из отдела здравоохранения писали сообщение об опасных болезнетворных бактериях, учащиеся, выбравшие для себя отдел рекламы, разрабатывали заметку в журнал о самых новых антибиотиках.

Для подобного творческого задания ребятам требовалось найти дополнительный материал по теме "Бактерии" и изложить его кратко и доступно для учащихся, которые будут читать их материалы. Работы были представлены в виде доклада и распечаток, а далее проходило их обсуждение. Лучшие работы оформили в виде папки с названием журнала.

Приведу пример одной из статей под названием “Самая быстрая защита от кариеса?” ученика 7 “В” класса Яшина Олега.

“Читателей медицинского раздела нашего журнала “Мир бактерий” интересует вопрос, кто же на самом деле те “кариозные монстры”, о которых нам постоянно твердят в рекламах на ТВ. Оказалось, что возбудителем этого заболевания является маленькая и незаметная бактерия по имени Streptococcus mutans, которая, присутствуя во рту, вырабатывает кислоту и повреждает зубы.

Как же с ней бороться? – спросят наши постоянные читатели. В настоящее время английские ученые разрабатывают сразу несколько вакцин от кариеса, которые смогут надежно защитить полость рта. Препарат, созданный лондонскими учеными, содержит специальные вещества (их называют “антитела”), которые атакуют и убивают “кариозного монстра”. Британские ученые готовы приступить к клиническим испытаниям своей разработки, но предупреждают, что это может занять немало времени, учитывая то, что кариес развивается медленно.

Бостонские ученые предложили другую вакцину, которая закапывается в нос и дает пожизненную защиту от кариеса. При испытаниях вакцины обнаружено, что в организме образуются необходимые антитела. Кроме того, этот препарат препятствует образованию налета на зубах, что позволяет легче чистить зубы. До начала широкого применения вакцин остается еще несколько лет, а пока врачи и репортер журнала “Мир бактерий” напоминают, что лучшим средством профилактики кариеса остаются зубная щетка, паста со фтором и регулярные визиты к стоматологу”.

Довольно интересным для учащихся 6 класса является написание сказок. Для написания такой формы творческой работы школьникам требовалось знание по теме, к примеру, о строении тканей растений, а далее они придумывали героя – рассказчика или использовали биологические названия, в данном случае органы и ткани растений, и от их имени вели повествование. Приведу пример сказки ученика 6 класса Бурякова Александра по теме “Проводящая ткань”:

“Жила-была проводящая ткань. Служила она на таможне и проводила полезные вещества в разные органы растений. Дружила с корнями и стеблем, и ее друзья старались помогать ей. Каждый день через таможню, на которой работала проводящая ткань, переправлялись все новые и новые продукты питания для всего растения. И придумали корни и стебель построить туннели, чтобы быстрее осуществлялась работа на таможне. Тогда у ткани останется больше времени для общения, и друзья будут проводить больше времени вместе. Стали они думать и гадать, какую форму придать этим туннелям и построили их в виде длинных трубочек, снабдили их автоматикой да электроникой разной. Даже название красивое придумали – “сосуды”. С тех пор полезные вещества стали передвигаться автоматики и потому быстрее, а у проводящей ткани стало больше свободного времени, чтобы болтать со своими друзьями, так как ей не приходилось проверять документы у каждого вновь прибывшего вещества. Все это происходило за счет стенок сосудов, снабженных особыми датчиками и пропускной системой. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!”.

В ходе выполнения этих заданий учащиеся постигают определенные представления, развивают фантазию, наблюдательность, внимание и способности, а для некоторых тем им приходится искать дополнительную литературу. Все задания нацелены не на разбор отдельных биологических понятий, доступных пониманию учащихся, а на изучение системы понятий, логически связанных между собой. При создании творческой работы учащиеся приобретают комплекс учебно-творческих умений, они учатся генерировать новую, оригинальную идею и выражать личное "я". Такие задания требуют от школьников использования фантазии и воображения, а также применения основных базовых ЗУН для раскрытия темы или доказательства выдвинутой идеи.

Используемая литература:

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе. – 2003. - № 3.
  3. Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. - 1998. - № 2.
  4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.