Школа педагогического мастерства по теме "Системный подход к духовно-нравственному воспитанию в системе дополнительного образования"

Разделы: Общепедагогические технологии


Тема: “Системный подход к духовно-нравственному воспитанию в системе дополнительного образования”.

(Слайд 1)

(Слайд 2)

“Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда,
когда основанием ему служит вера”
Святитель Филарет Московский

Духовное возрождение страны – это фактор ее национальной безопасности. Если вдуматься в эти слова, то становится ясно, что никакой объем учебной информации, никакие образовательные технологии не дадут результата, если не будет воспитана душа ребенка. Воспитание интереса к обучению идет через духовно-нравственные единение школьника и учителя. Душа ребенка должна быть открыта для школьных знаний.

Актуальность изучения православной культуры обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых coциокультурных условиях.

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни и общества в последнее десятилетие.

(Слайд 3). 19 сентября 1997 года был принят Федеральный Закон “О свободе совести и религиозных объединениях”, призванный защищать свои права и права детей от насилия со стороны плюралистической идеологии.

В преамбуле Федерального Закона “О свободе совести и религиозных объединений” декларируется, что этот закон принимается, “признавая особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры”. Далее говорится о том, что “христианство составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России”. Да, наша российская школа – многонациональная, но за этот закон в данной интерпретации проголосовал единогласно Совет Федерации, что указывает на согласие с данными формулировками представителей всех многоэтнических регионов России, а это значит – сотрудничество с Церковью допустимо законом, полезно детям, полезно российскому обществу.

В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре, как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования.

(Слайд 4). Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов страны в их историческом развитии и современном состоянии.

Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обуславливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российских школ, не зависимо от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих и их родителей.

Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации, как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян.

(Слайд 5). Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества.

В программах таких предметов, как история, литература, ИЗО, музыка, МХК присутствует довольно большой информационный блок по истории православия ибо невозможно понять без этого смысл многих произведений Достоевского, Гоголя, Толстого и других писателей. Также изучая историю российской цивилизации, постоянно сталкиваешься с необходимостью говорить о месте православия в жизни российского государства, формирования его духовности, культурных традиций, так как история не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, все самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу. И в данном случае именно Российская Православная Церковь, начиная с X века, формировала основы морали и правовых отношений, эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, объединяла народ в борьбе против врагов.

Поэтому возникает вопрос: а почему бы ни выделить изучение религиозной культуры в один предмет? И этот предмет – “Основы православной культуры. (Слайд 6). Знать основы религиозной культуры должен каждый, а веровать или нет – это уже вопрос сугубо личный.

Курс “Основ православной культуры” показывает органическую и исторически обусловленную связь Православия и развития государства. Каждый, кто считает себя человеком русской культуры и гражданином своего Отечества, должен знать основы Православия, положившего начало и основание российской государственности. Только тот, кто знает, уважает и любит родную историю, культуру и веру своих предков, будет ценить, и уважать культуру, верования и язык других народов.

(Слайд 7). Модифицированная программа детского объединения “Основы православной культуры” составлена на основе программы разработанной А.В. Бородиной ГИНМАЦ г. Краснодара.

В Центре дополнительного образования для детей “Радуга” по программе “Основы православной культуры” работает педагог дополнительного образования Татьяна Александровна Гетман.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания учащимся начальных классов.

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, особенно Православной культуры, потому что в этом возрасте дети искренне верят в чудо, которое имеет в мире ребенка постоянную прописку.

В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые воспринимает в диалоге с взрослыми. Целью воспитания для преподавателя ОПК в этот возрастной период является формирование понятий: грех, добродетель, Жертва, нравственный закон, совесть. Различение добра и зла. Ученики начальных классов как никто другой верят в силу слова. Главное – это диалог учителя и ребенка, основанный на искренности и доверии друг к другу.

Курс рассчитан на обучение по 2 часа в неделю.

Цель курса: расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.

(Слайд 8). Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса:

  • изучение православной религиозной традиции;
  • изучение истории христианства;
  • изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
  • изучение православной этики;
  • ознакомление с православным календарём;
  • ознакомление с особенностями церковного искусства;
  • изучение устроения православного храма;
  • ознакомление с мировыми религиями и сектами;
  • ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
  • ознакомление с основными видами православного богослужения;
  • формирование целостного восприятия мира;
  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
  • формирование культуры общения;
  • предупреждение возможных тупиков личностного развития;
  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
  • выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
  • воспитание патриотизма;
  • формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
  • расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
  • воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Можно говорить много красивых слов о том, что занятия по ОПК имеет особое содержание, что это “встреча разных миров: взрослого и детского, духовного и физического”, что “здесь происходит прикосновение к святыням” и т.д. Но я считаю, что главное на этом занятии это не методическая его проработка и подготовка, а особый эмоциональный настрой педагога, благодаря которому создается атмосфера душевного единения с детьми, доверия и уважения друг к другу. Конечно, необходимо соблюдать такие психолого-педагогические принципы (Слайд 9) как:

  • приоритет духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
  • единство образовательных и воспитательных задач в рамках урока при соблюдении принципа единства процесса воспитания и образования в педагогической деятельности школы;
  • принцип равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.

Я убеждена, что детям необходимо давать возможность высказаться, не бояться ошибиться, ибо только через ошибку можно прийти к истине, получить ответы на волнующие их вопросы. Дети должны чувствовать, что их мнение важно, что оно ценится взрослыми.

(Слайд 10). Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы. Предмет “Основы православной культуры” в своем логическом завершении должен сформировать новую модель выпускника, обладающего духовно-нравственными нормами, основанными на принципах гуманности, целеустремленности, свободы, ответственности и красоты.

(Слайд 11). Словами премудрого Соломона заканчиваю я свое выступление: “Посевай твое семя утром и вечером. Пусть не устает твоя рука ибо ты не знаешь, что более возрастет, это или то, и если оба вместе возросли, было бы тем лучше”.