Тест 1. Общество и общественные отношения.
1 вопрос. Под какой буквой дано наиболее правильное определение понятия социальный институт?
- Устойчивая совокупность людей, коллективов, организаций, деятельность которых направлена на организацию общественной жизни в семье и государстве;
- Совокупность людей, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и строится на определенных нормах, правилах и пр.;
- Устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на сохранение общественных функций и строится на основе определённых идеальных норм, правил, а также стандартов поведения;
- Среди перечисленных определений нет правильного.
2 вопрос. Под какими четырьмя буквами перечислены примеры, не являющиеся общественными отношениями?
- Весной состоялись спортивные соревнования в честь 100 летнего юбилея школы;
- Все взрослые члены семьи рано утром уходят на работу – каждый на своё предприятия, и только самый младший Сергей идёт в школу, в третий класс;
- В воскресные дни множество граждан направляются на продуктовые рынки, чтобы сделать запасы на ближайшую неделю;
- Магазины города работают всю неделю, включая выходные дни, служащие этих магазинов ходят на работу по определённому графику. Как правило, посетители, жители небольшого городка, одни и те же;
- 11 августа 1998г. группа Rolling Stones дала первый и единственный концерт в России, который состоялся на стадионе в Лужниках (Москва).
- Некоторое время назад группа татарских ученых и военных обратилась к президенту России В.Путину с призывом отменить празднование дня Куликовской битвы. По их мнению, подобный праздник противопоставит русский и татарский народы, представит татар “внутренним врагом” и будет “оскорблением для значительной нерусской части российских солдат и офицеров, находящихся на действительной службе, и для ветеранов армии в целом”;
- Как правило, газетные киоски имеют постоянных клиентов, которые приобретают те или иные издания, будь то ежедневные газеты или толстые журналы, выходящие раз в месяц.
3 вопрос. Выбери наиболее правильное утверждение: культура – это все виды преобразующей деятельности, направленные как на внешнюю среду, так и на самого человека.
- Да.
- Нет.
- Фраза будет иметь смысл, если к этим словам добавить: “который создаёт материальные и духовные ценности совместно с другими людьми”.
4 вопрос. Общество – это:
- Динамическая система, которая меняется со временем;
- Устойчиво повторяющиеся отношения, во многом безличные, затрагивающие самые важные стороны жизни людей;
- Определённая часть мира, в которую входят способы взаимодействия людей и разные формы их объединений.
Тест 2. Человек. Индивид. Личность.
1 вопрос. Соотнеси вехи познания человеческой сущности с соответствующими представления о человеке:
- Античная философия.
- Христианство.
- Эпоха Возрождения,
- Р.Декарт.
- 19-20вв.,
- Человек - часть космоса, мир создан не ради человека, человек не в праве диктовать волю природе;
- Внимание учёных сконцентрировано на изучении чувств, воли, влечения человека;
- Творец духовной жизни, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума;
- Творческие возможности человека безграничны, философы восхищаются человеком, провозглашают гимны его разуму;
- Бытие человека в формуле – мыслю, следовательно, существую;
- Человек должен познать самого себя, человек - это духовно-телесное существо;
- Человек - образ и подобие бога;
2 вопрос. Философия, как сказано в учебнике, рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, как природное, так и общественное. Перед вами фрагмент письма В.И.Ленина, где он говорит о своих политических противниках:
“Мартов и Дан – грязные клеветники”; “надо научить наших (они наивны, неопытны, не знают), как бороться с вонючками мартовыми”; “Мартов и К° продолжают вонять. Воняйте!... Пусть захлёбываются в своей грязи, туда им и дорога” (Волкогонов Д.А. Семь вождей. – в 2–х книгах. - Кн.I. – М.;АО “Издательство “Новости”,1995.)
Ответьте одной фразой: эти слова характеризуют своеобразие индивидуальности Ленина как неповторимое своеобразие природного или общественного?
3 вопрос. Что из перечисленного является важнейшим признаком понятия личность?
- Социальная роль;
- Особенности темперамента;
- Прямохождение;
- особенности внешности.
4 вопрос. Понятие индивид впервые использовал:
- Р.Декарт.
- Э.Кант.
- Цицерон.
- Пико дела Мирандола.
Раздел I. Деятельность в жизни человека и общества.
Глава I. Что такое деятельность.
Тест I. 3. Сущность человеческой деятельности.
1 вопрос. Какое определение понятия деятельность наиболее правильное?
- Деятельность – это когда человек способен определить цель, способен выйти за рамки программы и определить новые программы своей деятельности;
- Деятельность – это когда есть субъект и есть объект;
- Не только приспособление к окружающей среде, но и её преобразование, целеполагание;
2 вопрос. Какие составляющие структуры
деятельности можно выделить в следующем
высказывании атамана Дутова: “Любовь к России —
моя платформа. Партийной борьбы не признаю, к
автономии областей отношусь вполне
положительно, являюсь сторонником строгой
дисциплины, твердой власти, безжалостным врагом
анархии. Правительство должно быть деловое,
персональное, военная диктатура
нецелесообразна, нежелательна”. (Дина
АМАНЖОЛОВА. Два атамана: Александр Дутов и Борис
Анненков. http: //1 september.ru/)
3 вопрос. Мотив деятельности – это:
- Осознанный образ предвосхищаемого поведения;
- Побудительная причина детальности;
- Сумма жизненных принципов, взглядов, нравственных и религиозных убеждений;
- Социальные потребности, связанные с познанием окружающего мира.
4 вопрос. Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь посредством своих действий - это:
- Определение понятия мотив;
- Здесь идёт речь о понятии деятельность;
- Фраза лишена смысла.
- Это характеристика понятия убеждение.
5 вопрос. Соотнеси понятия с их определениями:
- Влечения.
- Социальные установки.
- Потребности.
- Поступки.
- Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для подержания его организма и развития личности;
- сознательные действия, направленные на достижение каких-либо социально значимых целей;
- Общая ориентация человека на определенный социальный объект, например, семья;
- Психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Тест I. 4. Многообразие деятельности.
1 вопрос. Какое определение творчества более правильное?
- Творчество – это деятельность, которая направлена на создание нового или совершенствование старого силами ученых, художников, поэтов и пр.;
- Творчество – это есть вид деятельности, направленный на порождение качественно нового, которое раньше не существовало;
- Это деятельность, имеющая цели и потребности ученых, деятелей культуры.
2 вопрос. Соотнеси понятия:
- Воображение.
- Интуиция.
- Вдохновение.
с их определениями:
- Знание, условия получение которого не осознаётся.
- Отражение в сознании человека явлений действительности и необычных, новых, неожиданных сочетаниях.
- “Это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.
3 вопрос. Примером какого вида деятельности может служить данный фрагмент: “ Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что ты нам дал, не наше, но твоё, поручил нам это на немного дней” (Вл.Мономах. “Поучение”) ?
- Практическая деятельность;
- Духовная деятельность;
- Вдохновение.
4 вопрос. Придумайте предложение, в котором содержались бы слова: учение, игра, труд.
5 вопрос. Кто из русских философов связывал тайну творчества с Богом?
Тест I.5. Деятельность и общение.
1 вопрос. Какое определение понятия общение наиболее правильное?
- Общение – это вид активной деятельности двух или нескольких человек;
- Общение - это условие деятельности, как свойство деятельности, но не сама деятельность;
- Общение тоже самое, что и деятельность.
2 вопрос. О чём идёт речь: этот вид передачи
информации предполагает, что тот, кто передал её,
лишился этой информации и не получает
полноценной обратной связи?
3 вопрос. Весной 1999г. патриарх Алексий II совершил молитву у иконы Владимирской божьей матери, прося о мире и согласии в России. О каком виде общения идёт речь:
- Реального субъекта с объектом;
- Реальных субъектов;
- Общение с воображаемым субъектом.
4 вопрос. Какие три функции общения среди перечисленных являются лишними?
- Предметная деятельность;
- Цель общения;
- Обслуживание предметной деятельности;
- Общение;
- Приобщение к знаниям, ценностям;
- Общение с воображаемым субъектом.
5 вопрос. Какой вид общения представлен в следующем отрывке?
“— На все воля божья, матушка! — сказал Чичиков вздохнувши: — против мудрости божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
— Кого, батюшка?
— Да вот этих-то всех, что умерли.
— Да как же уступить их?
— Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.
— Да как же, я, право, в толк-то не возьму? Нешто хочешь ты их откапывать из земли?”
Н.В.Гоголь. “Мертвые души”
Общение реального субъекта с реальным
субъектом;
Тест I.6. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
1 вопрос. Какое определение понятия социальные нормы более правильное?
- С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение;
- Они регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями;
- Социальные нормы являются важнейшим элементом социального контроля.
2 вопрос. Какой элемент механизма самоконтроля лишний?
- Уголовный кодекс.
- Социальные нормы.
- Общественное мнение.
- Санкции.
- Индивидуальное сознание.
- Самоконтроль.
3 вопрос. Соотнеси причины отклоняющегося поведения с их содержанием.
- Биологические.
- Психологические.
- Социологические.
- Конфликт между государственной культурой и культурой какой-либо группы.
- Создаётся своя субкультура, свои нормы, контакты осуществляются преимущественно с носителями преступных норм;
- Ценностно-нормативные представления личности играют главную роль, в основе поведения лежит иная система ценностей, чем та, которая закреплена в праве;
- Кризисы в общественном развитии разрушают социальные нормы;
- У некоторых людей имеется прирождённая предрасположенность к нарушению социальных норм.
4 вопрос. Приведите пример обычая или традиции вашего населенного пункта, в которых закреплены привычные образцы поведения.
5 вопрос. Дайте определение понятия преступление.
Тест I.7. Право в системе социальных норм.
1 вопрос. Определите, какие положения характеризуют понятие мораль, а какие – понятие право?
- Не оформлено государственным правовым актом. Действие норм обеспечивается силой государства;
- За нарушение положено наказание;
- Нормы оформлены в виде строгих, определенных, конкретных формулировок;
- Нормы шире по сфере действия;
- Духовная основа норм намного шире.
2 вопрос. Что называют первичным элементом системы права?
- Мораль.
- Право.
- Институт права.
- Норму права.
- Правильный ответ a и b.
3 вопрос. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт – это:
- Проявления высшей юридической силы закона;
- Это система правоотношений;
- Проявления публичного права;
- Источники права.
В нарушение ст. 51 Закона РФ “Об образовании”, п. 2.2 приложения к приказу медицинские работники не всегда принимают участие в составлении учебного расписания, режима дня и занятий, надлежащий контроль за указанной деятельностью не осуществляют.
Данное представление:
- Закон;
- Подзаконный акт;
- Норма права.
5 вопрос. Фирменная уловка супермаркетов:
кассир не пробивает одну единицу купленного вами
товара. Вы, не заметив этого, отходите от кассы и…
Охрана уже тут как тут! Контролер просматривает
чек и фиксирует неоплаченную, скажем, колбасу,
которая считается украденной. Охрана вас
задерживает, отводит в свою “каморку” и
предлагает не усугублять ситуацию – обойтись
без милиции.
Действия контролёра и охраны – это:
- Преступление;
- Проступок.
Глава II. Познание как деятельность.
Тест II. 8. Познавательная деятельность человека.
1 вопрос. Соотнеси понятия с их определениями.
- Знание,
- Познавательная деятельность,
- Чувственное познание,
- Рациональное познание.
- Познание осуществляется с помощью различных мыслительных операций, например, обобщение, отвлечение и др.;
- Это то, что необходимо нам в профессиональной и бытовой сферах деятельности, это информация о предметах, о способах и правилах деятельности;
- Это действия по извлечению полезной информации;
- Познание с помощью органов чувств.
2 вопрос. Что является исходным элементом чувственного познания?
- Чувства;
- Кора головного мозга;
- Ощущения;
- Представления.
3 вопрос. Выбери четыре положения, характеризующие мыслительные операции.
- Ощущения;
- Представления;
- Анализ;
- Чувства;
- Синтез;
- Словесные комбинации;
- Знание;
- Рациональное мышление;
- Обобщение;
- Отвлечение.
4 вопрос. Представители какого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания?
- Философы-эмпирики;
- Философы – рационалисты;
- Древнегреческие философы;
- Правильно a и b.
5 вопрос. Постарайтесь ответить максимально коротко на вопрос: чем рациональное познание отличается от эмпирического?
Тест II. 9. Истина и её критерии.
1 вопрос. Какое определение истины наиболее правильное?
- Соответствие внешней и внутренней природы вещей;
- Соответствие мысли предмету;
- То, что недоступно познанию;
- Достоверное, правильное знание;
- Правильно b и d.
2 вопрос. Для рационалистов критерием истины является:
- Практический опыт;
- Разум;
- Истина;
- Среди перечисленных ответов нет правильного.
3 вопрос. Кто из учёных считал, что в основе научных теорий лежит соглашение между учёными, которых интересует простота и удобство научной теории?
- Евклид.
- Лобачевский.
- Пуанкаре.
4 вопрос. Приведите не менее двух примеров абсолютной истины.
5 вопрос. Истина всегда конкретна – это значит, что она:
- Должна быть чувственно воспринимаема;
- Определяться в своём содержании специфическими условиями познания объекта;
- Обуславливается в конечном итоге задачами и потребностями текущей политики;
- Должна служить конкретному человеку, а не абстрактному коллективу.
Тест II. 10. Научное познание.
1 вопрос. Соотнеси фамилии ученых и изобретателей с их открытиями и теориями, которые они создали.
- А.С.Попов.
- Г.Р.Герц.
- И.Ньютон.
- Э.Галлей.
- Произвёл вычисления, которые позволили установить дату прихода кометы к Земле в 1758г.;
- Изобрёл радио;
- Его теория позволила создать новую физическую картину мира;
- Открыл электромагнитные волны.
2 вопрос. Какое познание имеет дело с более абстрактными научными законами?
- Эмпирическое познание;
- Теоретическое познание;
- Наблюдение и эксперимент;
- Наблюдение.
3 вопрос. Сэкономить значительные средства научных экспериментов позволяет:
- Эмпирическое познание;
- Мысленный эксперимент;
- Теоретическое познание.
4 вопрос. Среди перечисленных методов научного познания один лишний. Какой?
- Наблюдение и эксперимент;
- Мысленный эксперимент;
- Научное моделирование;
- Математическое моделирование;
- Эмпирическое познание;
5 вопрос. Попытайтесь одной фразой ответить на вопрос: в чём преимущество мысленного эксперимента?
Тест II. 11. Ненаучное познание.
1 вопрос. Среди перечисленных особенностей практического знания не хватает одного. Какого?
- Знание, получаемые в ходже практический деятельности не является самоцелью, а “побочным” продуктом,
- Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование,
- В практической деятельности вырабатываются оценки, нормы поведения без специальных усилий, действуя по образцам.
2 вопрос. Попытайтесь одной фразой ответить на вопрос: чем миф отличается от науки?
3 вопрос. О каком способе познания идёт речь: нежирную говядину пропустить через мясорубку вместе с луком, хлебом, чесноком и картофелем. Чтобы котлеты были нежными лучше проделать операцию 2 раза. В фарш добавить яйца, черный молотый перец и соль. Вкус котлет зависит от того, насколько тщательно перемешаны ингредиенты. Разогрейте как следует сковороду с растит. маслом и выкладывайте сформированные котлетки. Приятного аппетита!
4 вопрос. Напишите пословицу, которая содержала бы какое-либо поучение, предостережение и пр. Например: “На Бога надейся, а сам не плошай”.
5 вопрос. Какое произведение критик Белинский В.Г назвал “энциклопедией русской жизни”?
- “Горе от ума” Грибоедова А.С.;
- “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова;
- “Мертвые души” Гоголя Н.В.;
- “Евгений Онегин Пушкина А.С.
Тест II. 12. Социальное познание.
1 вопрос. Выбери 4 положения, характеризующие особенности социального познания?
- Необходимость научных фактов – основы знаний об обществе;
- Человек, исследующий общество, не может оставаться безразличным, что накладывает отпечаток на процесс познания;
- Исследователь общества вынужден одобрять предмет исследования общественных процессов;
- На социальное познание оказывает влияние субъективная позиция исследователя;
- Социальное познание отличается от других тем, что предполагает проникновение исследователя в суть явлений;
- Гуманизация – одно из главных свойств социального познания;
- Сложен сам объект познания – общество;
- Возможности эксперимента ограничены.
2 вопрос. “По состоянию на 2002 год в России зарегистрированы трудовые мигранты из 119 стран мира. В числе этих стран министр назвал Австралию и государства Ближнего Востока, он также уточнил, что в стране находятся 10600 арабов.
Комментируя эти цифры, начальник Управления переписи населения и демографической статистики Ирина Збарская, заявила, что существуют прогнозы, по которым Россия и республики бывшего СССР в ближайшем будущем могут стать основными источниками работы для трудовых мигрантов из различных стран мира”. (РИА “Новости”).
Какой подход к социальным явлениям в России демонстрирует И.Збарская, комментируя данные переписи?
3 вопрос. Какой метод социального исследования наименее приемлем?
- Изучение личных писем участников событий;
- Наблюдение;
- Эксперимент;
- Интервью в средствах массовой информации.
4 вопрос. Мнение корреспондента радиостанции ВВС (Великобритания) Артема Кречетникова: “ Крымская война - единственная в истории, которую обе стороны считали и по сей день считают проигранной” - это:
- Научный факт;
- Социальный факт;
- Интерпретация.
5 вопрос. К какому виду социальных фактов относится высказывание Конфуция: (около 551-479 гг. до н.э.) “Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей”?
Тест II. 13. Самопознание.
1 вопрос. Какое слово пропущено в начале фразы: … это полный внутренний отчёт перед самим собой?
2 вопрос. Напишите формулу, которой можно выразить самооценку.
3 вопрос. Что лежит в основе самопознания?
- Изучение и оценка своих действий, чувств, мыслей;
- Изучение особенностей своего социального окружения;
- Профессиональная принадлежность;
- Традиции семьи.
4 вопрос. Только процесс самопознания характеризует формирование:
- Знаний об окружающем мире;
- Достоверных знаний о других людях;
- “Я-концепции”;
- Научного мировоззрения.
5 вопрос. Какая последовательность правильная:
- Сначала самопознание, потом самореализация;
- Самореализация - это первый шаг, за ней следует самопознание.