Проверочные тесты к учебнику "Человек и общество. Обществознание". Часть I. Под ред. Л.Н. Богомолова, А.Ю. Лазебниковой

Разделы: Общепедагогические технологии


Тест 1. Общество и общественные отношения.

1 вопрос. Под какой буквой дано наиболее правильное определение понятия социальный институт?

  1. Устойчивая совокупность людей, коллективов, организаций, деятельность которых направлена на организацию общественной жизни в семье и государстве;
  2. Совокупность людей, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и строится на определенных нормах, правилах и пр.;
  3. Устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на сохранение общественных функций и строится на основе определённых идеальных норм, правил, а также стандартов поведения;
  4. Среди перечисленных определений нет правильного.

2 вопрос. Под какими четырьмя буквами перечислены примеры, не являющиеся общественными отношениями?

  1. Весной состоялись спортивные соревнования в честь 100 летнего юбилея школы;
  2. Все взрослые члены семьи рано утром уходят на работу – каждый на своё предприятия, и только самый младший Сергей идёт в школу, в третий класс;
  3. В воскресные дни множество граждан направляются на продуктовые рынки, чтобы сделать запасы на ближайшую неделю;
  4. Магазины города работают всю неделю, включая выходные дни, служащие этих магазинов ходят на работу по определённому графику. Как правило, посетители, жители небольшого городка, одни и те же;
  5. 11 августа 1998г. группа Rolling Stones дала первый и единственный концерт в России, который состоялся на стадионе в Лужниках (Москва).
  6. Некоторое время назад группа татарских ученых и военных обратилась к президенту России В.Путину с призывом отменить празднование дня Куликовской битвы. По их мнению, подобный праздник противопоставит русский и татарский народы, представит татар “внутренним врагом” и будет “оскорблением для значительной нерусской части российских солдат и офицеров, находящихся на действительной службе, и для ветеранов армии в целом”;
  7. Как правило, газетные киоски имеют постоянных клиентов, которые приобретают те или иные издания, будь то ежедневные газеты или толстые журналы, выходящие раз в месяц.

3 вопрос. Выбери наиболее правильное утверждение: культура – это все виды преобразующей деятельности, направленные как на внешнюю среду, так и на самого человека.

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Фраза будет иметь смысл, если к этим словам добавить: “который создаёт материальные и духовные ценности совместно с другими людьми”.

4 вопрос. Общество – это:

  1. Динамическая система, которая меняется со временем;
  2. Устойчиво повторяющиеся отношения, во многом безличные, затрагивающие самые важные стороны жизни людей;
  3. Определённая часть мира, в которую входят способы взаимодействия людей и разные формы их объединений.

Тест 2. Человек. Индивид. Личность.

1 вопрос. Соотнеси вехи познания человеческой сущности с соответствующими представления о человеке:

  1. Античная философия.
  2. Христианство.
  3. Эпоха Возрождения,
  4. Р.Декарт.
  5. 19-20вв.,
  1. Человек - часть космоса, мир создан не ради человека, человек не в праве диктовать волю природе;
  2. Внимание учёных сконцентрировано на изучении чувств, воли, влечения человека;
  3. Творец духовной жизни, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума;
  4. Творческие возможности человека безграничны, философы восхищаются человеком, провозглашают гимны его разуму;
  5. Бытие человека в формуле – мыслю, следовательно, существую;
  6. Человек должен познать самого себя, человек - это духовно-телесное существо;
  7. Человек - образ и подобие бога;

2 вопрос. Философия, как сказано в учебнике, рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, как природное, так и общественное. Перед вами фрагмент письма В.И.Ленина, где он говорит о своих политических противниках:

“Мартов и Дан – грязные клеветники”; “надо научить наших (они наивны, неопытны, не знают), как бороться с вонючками мартовыми”; “Мартов и К° продолжают вонять. Воняйте!... Пусть захлёбываются в своей грязи, туда им и дорога” (Волкогонов Д.А. Семь вождей. – в 2–х книгах. - Кн.I. – М.;АО “Издательство “Новости”,1995.)

Ответьте одной фразой: эти слова характеризуют своеобразие индивидуальности Ленина как неповторимое своеобразие природного или общественного?

3 вопрос. Что из перечисленного является важнейшим признаком понятия личность?

  1. Социальная роль;
  2. Особенности темперамента;
  3. Прямохождение;
  4. особенности внешности.

4 вопрос. Понятие индивид впервые использовал:

  1. Р.Декарт.
  2. Э.Кант.
  3. Цицерон.
  4. Пико дела Мирандола.

Раздел I. Деятельность в жизни человека и общества.

Глава I. Что такое деятельность.

Тест I. 3. Сущность человеческой деятельности.

1 вопрос. Какое определение понятия деятельность наиболее правильное?

  1. Деятельность – это когда человек способен определить цель, способен выйти за рамки программы и определить новые программы своей деятельности;
  2. Деятельность – это когда есть субъект и есть объект;
  3. Не только приспособление к окружающей среде, но и её преобразование, целеполагание;

2 вопрос. Какие составляющие структуры деятельности можно выделить в следующем высказывании атамана Дутова: “Любовь к России — моя платформа. Партийной борьбы не признаю, к автономии областей отношусь вполне положительно, являюсь сторонником строгой дисциплины, твердой власти, безжалостным врагом анархии. Правительство должно быть деловое, персональное, военная диктатура нецелесообразна, нежелательна”. (Дина АМАНЖОЛОВА. Два атамана: Александр Дутов и Борис Анненков. http: //1 september.ru/)
3 вопрос. Мотив деятельности – это:

  1. Осознанный образ предвосхищаемого поведения;
  2. Побудительная причина детальности;
  3. Сумма жизненных принципов, взглядов, нравственных и религиозных убеждений;
  4. Социальные потребности, связанные с познанием окружающего мира.

4 вопрос. Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь посредством своих действий - это:

  1. Определение понятия мотив;
  2. Здесь идёт речь о понятии деятельность;
  3. Фраза лишена смысла.
  4. Это характеристика понятия убеждение.

5 вопрос. Соотнеси понятия с их определениями:

  1. Влечения.
  2. Социальные установки.
  3. Потребности.
  4. Поступки.
  1. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для подержания его организма и развития личности;
  2. сознательные действия, направленные на достижение каких-либо социально значимых целей;
  3. Общая ориентация человека на определенный социальный объект, например, семья;
  4. Психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Тест I. 4. Многообразие деятельности.

1 вопрос. Какое определение творчества более правильное?

  1. Творчество – это деятельность, которая направлена на создание нового или совершенствование старого силами ученых, художников, поэтов и пр.;
  2. Творчество – это есть вид деятельности, направленный на порождение качественно нового, которое раньше не существовало;
  3. Это деятельность, имеющая цели и потребности ученых, деятелей культуры.

2 вопрос. Соотнеси понятия:

  1. Воображение.
  2. Интуиция.
  3. Вдохновение.

с их определениями:

  1. Знание, условия получение которого не осознаётся.
  2. Отражение в сознании человека явлений действительности и необычных, новых, неожиданных сочетаниях.
  3. “Это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.

3 вопрос. Примером какого вида деятельности может служить данный фрагмент: “ Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что ты нам дал, не наше, но твоё, поручил нам это на немного дней” (Вл.Мономах. “Поучение”) ?

  1. Практическая деятельность;
  2. Духовная деятельность;
  3. Вдохновение.

4 вопрос. Придумайте предложение, в котором содержались бы слова: учение, игра, труд.

5 вопрос. Кто из русских философов связывал тайну творчества с Богом?

Тест I.5. Деятельность и общение.

1 вопрос. Какое определение понятия общение наиболее правильное?

  1. Общение – это вид активной деятельности двух или нескольких человек;
  2. Общение - это условие деятельности, как свойство деятельности, но не сама деятельность;
  3. Общение тоже самое, что и деятельность.

2 вопрос. О чём идёт речь: этот вид передачи информации предполагает, что тот, кто передал её, лишился этой информации и не получает полноценной обратной связи?

  1. Речь идёт о коммуникации;
  2. Это общение;
  3. О понятии диалог.

3 вопрос. Весной 1999г. патриарх Алексий II совершил молитву у иконы Владимирской божьей матери, прося о мире и согласии в России. О каком виде общения идёт речь:

  1. Реального субъекта с объектом;
  2. Реальных субъектов;
  3. Общение с воображаемым субъектом.

4 вопрос. Какие три функции общения среди перечисленных являются лишними?

  1. Предметная деятельность;
  2. Цель общения;
  3. Обслуживание предметной деятельности;
  4. Общение;
  5. Приобщение к знаниям, ценностям;
  6. Общение с воображаемым субъектом.

5 вопрос. Какой вид общения представлен в следующем отрывке?

“— На все воля божья, матушка! — сказал Чичиков вздохнувши: — против мудрости божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

— Кого, батюшка?

— Да вот этих-то всех, что умерли.

— Да как же уступить их?

— Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

— Да как же, я, право, в толк-то не возьму? Нешто хочешь ты их откапывать из земли?”

Н.В.Гоголь. “Мертвые души”

  1. Общение реального субъекта с реальным субъектом;
  2. Общение иллюзорных партнёров;
  3. Общение нереальных субъектов;
  4. Реального субъекта с иллюзорным партнёром;
  5. Правильно и a, и d;
  6. Общение воображаемых персонажей.

Тест I.6. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1 вопрос. Какое определение понятия социальные нормы более правильное?

  1. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение;
  2. Они регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями;
  3. Социальные нормы являются важнейшим элементом социального контроля.

2 вопрос. Какой элемент механизма самоконтроля лишний?

  1. Уголовный кодекс.
  2. Социальные нормы.
  3. Общественное мнение.
  4. Санкции.
  5. Индивидуальное сознание.
  6. Самоконтроль.

3 вопрос. Соотнеси причины отклоняющегося поведения с их содержанием.

  1. Биологические.
  2. Психологические.
  3. Социологические.
  4. Конфликт между государственной культурой и культурой какой-либо группы.
  1. Создаётся своя субкультура, свои нормы, контакты осуществляются преимущественно с носителями преступных норм;
  2. Ценностно-нормативные представления личности играют главную роль, в основе поведения лежит иная система ценностей, чем та, которая закреплена в праве;
  3. Кризисы в общественном развитии разрушают социальные нормы;
  4. У некоторых людей имеется прирождённая предрасположенность к нарушению социальных норм.

4 вопрос. Приведите пример обычая или традиции вашего населенного пункта, в которых закреплены привычные образцы поведения.

5 вопрос. Дайте определение понятия преступление.

Тест I.7. Право в системе социальных норм.

1 вопрос. Определите, какие положения характеризуют понятие мораль, а какие – понятие право?

  1. Не оформлено государственным правовым актом. Действие норм обеспечивается силой государства;
  2. За нарушение положено наказание;
  3. Нормы оформлены в виде строгих, определенных, конкретных формулировок;
  4. Нормы шире по сфере действия;
  5. Духовная основа норм намного шире.

2 вопрос. Что называют первичным элементом системы права?

  1. Мораль.
  2. Право.
  3. Институт права.
  4. Норму права.
  5. Правильный ответ a и b.

3 вопрос. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт – это:

  1. Проявления высшей юридической силы закона;
  2. Это система правоотношений;
  3. Проявления публичного права;
  4. Источники права.
4 вопрос. Представление Генеральной Прокуратуры РФ Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации Зурабову М.Ю.

В нарушение ст. 51 Закона РФ “Об образовании”, п. 2.2 приложения к приказу медицинские работники не всегда принимают участие в составлении учебного расписания, режима дня и занятий, надлежащий контроль за указанной деятельностью не осуществляют.

Данное представление:

  1. Закон;
  2. Подзаконный акт;
  3. Норма права.

5 вопрос. Фирменная уловка супермаркетов: кассир не пробивает одну единицу купленного вами товара. Вы, не заметив этого, отходите от кассы и… Охрана уже тут как тут! Контролер просматривает чек и фиксирует неоплаченную, скажем, колбасу, которая считается украденной. Охрана вас задерживает, отводит в свою “каморку” и предлагает не усугублять ситуацию – обойтись без милиции.
Действия контролёра и охраны – это:

  1. Преступление;
  2. Проступок.

Глава II. Познание как деятельность.

Тест II. 8. Познавательная деятельность человека.

1 вопрос. Соотнеси понятия с их определениями.

  1. Знание,
  2. Познавательная деятельность,
  3. Чувственное познание,
  4. Рациональное познание.
  1. Познание осуществляется с помощью различных мыслительных операций, например, обобщение, отвлечение и др.;
  2. Это то, что необходимо нам в профессиональной и бытовой сферах деятельности, это информация о предметах, о способах и правилах деятельности;
  3. Это действия по извлечению полезной информации;
  4. Познание с помощью органов чувств.

2 вопрос. Что является исходным элементом чувственного познания?

  1. Чувства;
  2. Кора головного мозга;
  3. Ощущения;
  4. Представления.

3 вопрос. Выбери четыре положения, характеризующие мыслительные операции.

  1. Ощущения;
  2. Представления;
  3. Анализ;
  4. Чувства;
  5. Синтез;
  6. Словесные комбинации;
  7. Знание;
  8. Рациональное мышление;
  9. Обобщение;
  10. Отвлечение.

4 вопрос. Представители какого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания?

  1. Философы-эмпирики;
  2. Философы – рационалисты;
  3. Древнегреческие философы;
  4. Правильно a и b.

5 вопрос. Постарайтесь ответить максимально коротко на вопрос: чем рациональное познание отличается от эмпирического?

Тест II. 9. Истина и её критерии.

1 вопрос. Какое определение истины наиболее правильное?

  1. Соответствие внешней и внутренней природы вещей;
  2. Соответствие мысли предмету;
  3. То, что недоступно познанию;
  4. Достоверное, правильное знание;
  5. Правильно b и d.

2 вопрос. Для рационалистов критерием истины является:

  1. Практический опыт;
  2. Разум;
  3. Истина;
  4. Среди перечисленных ответов нет правильного.

3 вопрос. Кто из учёных считал, что в основе научных теорий лежит соглашение между учёными, которых интересует простота и удобство научной теории?

  1. Евклид.
  2. Лобачевский.
  3. Пуанкаре.

4 вопрос. Приведите не менее двух примеров абсолютной истины.

5 вопрос. Истина всегда конкретна – это значит, что она:

  1. Должна быть чувственно воспринимаема;
  2. Определяться в своём содержании специфическими условиями познания объекта;
  3. Обуславливается в конечном итоге задачами и потребностями текущей политики;
  4. Должна служить конкретному человеку, а не абстрактному коллективу.

Тест II. 10. Научное познание.

1 вопрос. Соотнеси фамилии ученых и изобретателей с их открытиями и теориями, которые они создали.

  1. А.С.Попов.
  2. Г.Р.Герц.
  3. И.Ньютон.
  4. Э.Галлей.
  1. Произвёл вычисления, которые позволили установить дату прихода кометы к Земле в 1758г.;
  2. Изобрёл радио;
  3. Его теория позволила создать новую физическую картину мира;
  4. Открыл электромагнитные волны.

2 вопрос. Какое познание имеет дело с более абстрактными научными законами?

  1. Эмпирическое познание;
  2. Теоретическое познание;
  3. Наблюдение и эксперимент;
  4. Наблюдение.

3 вопрос. Сэкономить значительные средства научных экспериментов позволяет:

  1. Эмпирическое познание;
  2. Мысленный эксперимент;
  3. Теоретическое познание.

4 вопрос. Среди перечисленных методов научного познания один лишний. Какой?

  1. Наблюдение и эксперимент;
  2. Мысленный эксперимент;
  3. Научное моделирование;
  4. Математическое моделирование;
  5. Эмпирическое познание;

5 вопрос. Попытайтесь одной фразой ответить на вопрос: в чём преимущество мысленного эксперимента?

Тест II. 11. Ненаучное познание.

1 вопрос. Среди перечисленных особенностей практического знания не хватает одного. Какого?

  1. Знание, получаемые в ходже практический деятельности не является самоцелью, а “побочным” продуктом,
  2. Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование,
  3. В практической деятельности вырабатываются оценки, нормы поведения без специальных усилий, действуя по образцам.

2 вопрос. Попытайтесь одной фразой ответить на вопрос: чем миф отличается от науки?

3 вопрос. О каком способе познания идёт речь: нежирную говядину пропустить через мясорубку вместе с луком, хлебом, чесноком и картофелем. Чтобы котлеты были нежными лучше проделать операцию 2 раза. В фарш добавить яйца, черный молотый перец и соль. Вкус котлет зависит от того, насколько тщательно перемешаны ингредиенты. Разогрейте как следует сковороду с растит. маслом и выкладывайте сформированные котлетки. Приятного аппетита!

4 вопрос. Напишите пословицу, которая содержала бы какое-либо поучение, предостережение и пр. Например: “На Бога надейся, а сам не плошай”.

5 вопрос. Какое произведение критик Белинский В.Г назвал “энциклопедией русской жизни”?

  1. “Горе от ума” Грибоедова А.С.;
  2. “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова;
  3. “Мертвые души” Гоголя Н.В.;
  4. “Евгений Онегин Пушкина А.С.

Тест II. 12. Социальное познание.

1 вопрос. Выбери 4 положения, характеризующие особенности социального познания?

  1. Необходимость научных фактов – основы знаний об обществе;
  2. Человек, исследующий общество, не может оставаться безразличным, что накладывает отпечаток на процесс познания;
  3. Исследователь общества вынужден одобрять предмет исследования общественных процессов;
  4. На социальное познание оказывает влияние субъективная позиция исследователя;
  5. Социальное познание отличается от других тем, что предполагает проникновение исследователя в суть явлений;
  6. Гуманизация – одно из главных свойств социального познания;
  7. Сложен сам объект познания – общество;
  8. Возможности эксперимента ограничены.

2 вопрос. “По состоянию на 2002 год в России зарегистрированы трудовые мигранты из 119 стран мира. В числе этих стран министр назвал Австралию и государства Ближнего Востока, он также уточнил, что в стране находятся 10600 арабов.

Комментируя эти цифры, начальник Управления переписи населения и демографической статистики Ирина Збарская, заявила, что существуют прогнозы, по которым Россия и республики бывшего СССР в ближайшем будущем могут стать основными источниками работы для трудовых мигрантов из различных стран мира”. (РИА “Новости”).

Какой подход к социальным явлениям в России демонстрирует И.Збарская, комментируя данные переписи?

3 вопрос. Какой метод социального исследования наименее приемлем?

  1. Изучение личных писем участников событий;
  2. Наблюдение;
  3. Эксперимент;
  4. Интервью в средствах массовой информации.

4 вопрос. Мнение корреспондента радиостанции ВВС (Великобритания) Артема Кречетникова: “ Крымская война - единственная в истории, которую обе стороны считали и по сей день считают проигранной” - это:

  1. Научный факт;
  2. Социальный факт;
  3. Интерпретация.

5 вопрос. К какому виду социальных фактов относится высказывание Конфуция: (около 551-479 гг. до н.э.) “Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей”?

Тест II. 13. Самопознание.

1 вопрос. Какое слово пропущено в начале фразы: … это полный внутренний отчёт перед самим собой?

2 вопрос. Напишите формулу, которой можно выразить самооценку.

3 вопрос. Что лежит в основе самопознания?

  1. Изучение и оценка своих действий, чувств, мыслей;
  2. Изучение особенностей своего социального окружения;
  3. Профессиональная принадлежность;
  4. Традиции семьи.

4 вопрос. Только процесс самопознания характеризует формирование:

  1. Знаний об окружающем мире;
  2. Достоверных знаний о других людях;
  3. “Я-концепции”;
  4. Научного мировоззрения.

5 вопрос. Какая последовательность правильная:

  1. Сначала самопознание, потом самореализация;
  2. Самореализация - это первый шаг, за ней следует самопознание.

Приложение