Развитие способов социального познания (межличностного познания) подростков на уроках литературы в 6-м классе

Разделы: Общепедагогические технологии


Нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит личность перед необходимостью адаптации к изменяющемуся обществу и деятельности в нём, что и актуализирует проблему социализации личности.

Личность – социальная характеристика человека, указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. К структурным элементам личности относят опыт (знания, умения), направленность (мировоззрение, интересы, стремления), индивидуальные особенности(память, культура мышления), каждый из которых связан с активностью. Активность в обучении позволяет ученику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивать коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Социальный опыт формируется в социальном познании.

Начиная с середины 70-х годов, в психологии утвердилось понятие «социальное познание», которым стали обозначать всю совокупность познавательных процессов, связанных с представлением о социальной действительности. Широкое понимание предмета социального познания затрагивает не только людей, окружающих индивида, но и всю социальную действительность в целом. При этом в социальном мышлении выделяются социально-ориентированные и личностно- ориентированные компоненты.

К первому относят познание социальных ценностей, правовых и моральных представлений об обществе как целостном объекте.

Ко второму – представления об интеллектуальной личности, о своём «Я» соотносительно с обществом.

Учёные выделяют следующие особенности рассматриваемого вида познания:

  • Объект познания отражается в образах и понятиях не только своими пространственно-временными характеристиками, но и как личность, т.е. как член социальной группы.
  • Это познание, как правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций; оно является важнейшим регулятором общения, а общение влияет на знания о людях.
  • Человек - это активный объект познания, своим поведением он, в отличие от бездушных предметов, способен воздействовать на отношение к себе.

Цель данной работы - определение основных психолого-педагогических условий и разработка методики формирования способов социального познания. Объект исследования – подростки 6 класса, изучающие курс литературы.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования способов социального познания у учащихся на уроках литературы.

Способы познания – это приёмы идентификации (сравнения), оценка поступков, отношений, характеров героев литературного произведения в различных ситуациях.

Во взаимодействии подростков с другими субъектами создаются условия для самопознания, самосознания и саморазвития личности в общении. Потребность в постижении смысла и значения существования своего Я также являются движущей силой развития самопонимания и понимания других людей.

Школьники лучше узнают себя свои сильные стороны, развивают чувство собственного достоинства, преодолевают страх, неуверенность, что позволяет наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы в школе позволяют определить условия формирования социального познания школьников на уроках литературы. Среди них можно отметить психологические факторы.

Прежде всего, это мотивационный фактор, который связан с оценочными способностями человека (Куницына Н.В. и др.)

В работах Рождественской Н.А. (1995г), Фролова Н.И.( 1997г) отмечается возрастная особенность подростков: выраженная направленность на другого человека, интерес к нему, сопереживание и проникновение во внутренний мир другого человека.

Следующим условием является подход к литературе как носительнице психологического знания. В трудах Л.С. Выготского , Б.М. Теплых, А.Н. Леонтьева, И. В. Страхова выдвинута идея психологического содержания в литературе, которое оказывает воздействие на читателя. По мнению А.Н. Леонтьева, «искусство ... отвечает задаче открытия личностного смысла реальности» М.А. Степанова в работе «Психологическое лицо литературы» называет литературу своеобразной психологической практикой, когда соответствующее влияние на человека оказывает писатель, который использует при этом свои художественные методы».

Проблемы у человека существовали всегда, и художественная литература, в силу наличия психологического содержания, выступала как одно их возможных средств их разрешения.

М.А. Степанова выделяет в творческой деятельности школьников на уроках литературы психологические единицы анализа закономерностей протекания мыслительной деятельности: переживание, поступок, характер.

По мнению Л.С. Выготского, переживание представляет собой простейшую единицу изучения личности, среды. О.С. Никольской, Ф.Е. Василюк используют термин «переживание» для «обозначения особой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удаётся перенести те или иные жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией». В литературном образовании переживание развивает сочувствие, понимание, взаимопонимание, взаимоотношения, способствует оценке своего поведения и другого. Поступок, как психологическая единица, представлен в трудах

С.Л. Рубинштейна. Он рассматривает поведение человека как совокупность поступков, иначе говоря, таких действий, в которых «ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к нормам общественной морали». А.Н. Леонтьев назвал началом личности первые активные и сознательные поступки.

Ещё одной психологической единицей выступает характер. И.В. Страхов обнаружил в произведениях Л.Н. Толстого индивидуальные и типичные черты характера, проявляющегося в разных формах поведения.

Исходя из вышесказанного, определены подходы к методике работы.

1. Психологиче6ское обоснование содержится в деятельностном подходе А.Н.Леонтьева, В. Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Г.Е. Залесского, Н.А. Рождественской. Они описали этапы усвоения знаний , формирование умственных действий и способов социальной ориентировки учащихся:

  1. этап мотивационной деятельности,
  2. этап построения ориентировочной основы деятельности
  3. этап материализованного действия
  4. этап внешнеречевого действия в данной ситуации
  5. этап внутренней речи про себя
  6. этап внутреннего плана действия

2. Обучение способам социального познания посредством анализа поступков героев и проблемных ситуаций представлено в работах Э. Ш. Натанзон, Т.Гордона.

  • 1 уровень – осознание ситуаций.
  • 2 уровень – осознание затруднений в данной ситуации.
  • 3 уровень – выбор способов поведения в процессе осознания альтернатив поведения.

3. Педагогическое обоснование заключается в решении образовательных и воспитательных задач, а также в формировании личности в условиях деятельности и общения на уроках литературы. Социальное познание окружающего мира (поведение, поступки, взаимоотношения литературных героев) в 6 классе можно организовать на уроках литературы при анализе художественного текста, опираясь на нравственные ценности и личный опыт учащихся, а также в процессе передачи социального опыта и становления личности под влиянием работы над художественным текстом. Обучение тесно связано с воспитанием, которое сводится к усвоению нравственных знаний, нравственных чувств и нравственных поступков.

Учитель использует активные методы обучения, организует деятельность учащихся по анализу конкретных ситуаций из сюжета художественного произведения, создавая условия для сравнения героев, их поступков со своей позицией и позицией автора и его героев.

4. Методическое обоснование. Традиционно объяснительно-иллюстративные методы развивают только репродуктивные действия учащихся по восприятию, запоминанию учебного материала художественного текста. Осмысление социального опыта, заложенного в художественном произведении, требует организации самостоятельной творческой деятельности учеников. Всё это подводит к необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в использовании активных методов обучения (погружения в конкретную ситуацию).

Обучение способам социального познания предполагает организацию мыслительной деятельности учащихся под руководством учителя с целью научить выделять проблемные ситуации, связанные с поведением (поступками) героев, и, производя логические операции, научить выделять суть проблемы, анализировать, сравнивать, сопоставлять взаимоотношения, переживания, личностные качества участников ситуации, оценивать последствия, делать обобщения и вывод. В соответствие с нашей целью – научить соотносить рассматриваемые проблемы, поступки героев с личным опытом учащихся, давать оценку поведению и жизненным позициям героев, находить варианты решения проблемы.

5. Дидактический подход предполагает смешанный тип урока на основе интерпретации художественного текста, дающий возможность развивать личностное восприятие произведения. Рекомендуется организация чтения и анализа художественного текста с использованием усложняющих заданий, увеличение доли самостоятельности учеников, с включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий.

Программа предполагает усвоение теоретических знаний и практических умений.

По программе в 6-м классе при чтении повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» разбираются три главы: «Иванов», «Ябеда», «Экзамены». Рассмотрим методику работы на примере рассказа «Ябеда». Теоретические знания, необходимые дать ученику, сводятся к понятиям: герой, характер, речевая характеристика, герой в системе художественных образов, диалоги героев, авторская оценка, художественно-выразительные средства, применяемые автором для изображения героев в процессе оценивания. Сформированные знания о поступках, мотивах, последствиях становятся ориентировочной основой исследовательского характера, их оценивание в процессе совместной творческой работы.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке по анализу нравственного поведения героев предполагает выделение знаний нравственных норм, умение распознавать их в поведении героев, соотносить поведение с особенностями характера и условиями ситуации, а также сравнивать героев на основе выделенного нравственного поведения.

Обратимся к методике работы на уроке.

Каждая тема предполагает систему уроков по произведению. После прочтения произведения, на этапе усвоения нового содержания и закрепления материала, проводим урок по теме «Нравственные испытания героев».

Предлагается методика, которая заключается в трёх этапах:

1 этап – уровень усвоения знаний. Ученик должен показать свой уровень нравственной зрелости. Задаются вопросы.

- Кто такой ябеда? Как вы относитесь к ябедничеству? Приходилось ли вам, вашим друзьям бывать в этих ситуациях? Какие нравственные качества вы знаете?

2 этап – осознание нравственных аспектов проблемных ситуаций. Учитель организует исследовательскую работу учащихся по определению проблемной ситуации участников конфликта. Ученики анализируют, сравнивают, оценивают поступки и характеры, переживания героев по таблице «Анализ поступков героев».

На этом этапе организуется погружение в ситуацию. Возможны варианты индивидуального задания и в групповой форме.

Таблица: Исследование поступков героев

Герой Поступок Цель Воздействия (способ самовыражения) Изменение во взаимоотношениях друзей
Вахнов Показал надзирателю кукиш.

Обвинил учителя Бошара в доносе и подложил ему иглу

Отомстить учителю (чтобы поддержать в коллективе утраченное сочувствие) Потребовал поддержки от друзей Друзья расстались.

Самоутверждение героя на безнравственной основе

Иванов 1)Ужаснулся, но промолчал. 2)Осудил, сказав: «Гнусная гадость» Обязывают правила товарищества. Скрыть правду 1)Остался верным слову
2)Разрушены

дружеские отношения

Тёма Ужаснулся, но промолчал Обязывают правила товарищества не выдавать друга Скрыть правду. Разрушены дружеские отношения

Вопрос: Если испытываете опасность, страх, будете ли помогать другу?

Закрепление нравственного опыта учащихся организуется в процессе оценивания нравственных качеств героев по совершённым ими поступкам. Ученики отвечают на вопрос: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?»

Таблица 2: Нравственный путь героев

Качества Вахнов Иванов Тёма Учитель Надзиратель
Самоуважение До поступка/после        
Уважение к человеку          
Честь          
Честность          
Человеческое достоинство          
Долг          
Дружба          
Товарищество          
Ложь          
Обман          
Предательство          

До поступка часть клеточки закрашивается одним цветом, после совершения поступка - другим цветом.

Проблемная ситуация, нравственные коллизии раскрываются в композиции художественного произведения: завязке, конфликте и развязке.

В рамках художественного произведения такой анализ можно организовать в соответствии с композицией произведения, где:

  • завязка – это неэффективное поведение, которое вызывает потребность изменить ситуацию, это может быть обида, агрессия, ненависть, что проявится в поступке;
  • конфликт (столкновение целей, способов, духовных ценностей) проявится в раскрытии позиций, переживаний героев;
  • развязка (разрешение проблемы) – это последствие, результат, к которому пришли герои, оценка проблемы (поступков) разными участниками; это возникновение новых чувств, которые заставляют героев по-новому вести себя, что определит их цель и способ поведения.

3 этап – обобщение знаний учащихся в процессе выбора способа нравственного поведения. Задаются вопросы:

  • В чём идейное содержание произведения?
  • Какую нравственную проблему решил автор в произведении?
  • На чём основан принцип товарищества?

  • Бывают ли в нашей жизни подобные ситуации?
  • Как вы будете осуществлять выбор способа поведения в сложной жизненной ситуации, на основе чего? (нравственных норм поведения).

Исследовательская деятельность учащихся позволяет осознать больше аспектов нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию, взаимопониманию, то есть к социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста.