Цели:
- Выделить значение опорно-двигательной системы и ее функций.
- Определить значение правильной осанки для здоровья человека.
- Развивать навык беглого чтения.
- Формировать знания об условиях, благоприятных для развития и охраны органов движения.
- Формировать умение определять падеж имен существительных, орфографическую зоркость, навык каллиграфического письма.
- Воспитывать дисциплинированность, чувство взаимопонимания, взаимоуважения, аккуратность, уважение к своему телу.
Оборудование:
1. Таблица “Изменение существительных по падежам”
2. Рисунки с изображением животных, таблица “Строение человека”.
Ход урока
I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой. Приветствие)
- Ребята. Давайте будем на уроке сотрудничать. Помогать друг другу.
II. Проверка домашнего задания проводится по вопросам “Проверь себя”, стр. 126. Дети рассказывают о том, каким физическим трудом занимаются, каким видом спорта.
III. Объявление цели урока: Сегодня урок природоведения пройдет в сочетании с уроком русского языка. Это для вас уже знакомо. Говоря о том, что нам помогает легко двигаться, мы будем учиться правильно определять падеж имен существительных.
-Как называется изменение имен существительных по падежам?
(Называется склонением.). По данной теме проходит второй урок.
Проводится повторение сведений о падежах. (Памятки на столе.)
- Вспоминаем название падежей (со словами – помощниками).
- Стихотворение для запоминания названия падежей.
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно определить падеж существительных?
(Нужно найти слово, от которого задается вопрос к данному существительному.)
IV. Работа над темой урока по природоведению, закрепление знаний о падежах существительных.
- Ребята, возьмите, пожалуйста, в руки кусочек пластилина (Лежит на столе.)
- Что вы сейчас делаете? (Держат.)
Составляют предложение: “Я держу (кого? что?) пластилин”
- Найдите существительное и определите падеж.
Затем дети делают валики из пластилина, колечки.
- Легко ли вам было работать? Почему?
- Прощупайте пальцы на руке. Что ощутили?
- Прощупайте кости в ладони. Что обнаружили?
Вывод: Под кожей находятся кости и мышцы.
Учитель: Кости и мышцы соединены или находятся отдельно друг от друга?
Вывод: Совокупность костей составляет скелет человека. Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему.
Рассматриваем таблицу “Строение человека”. Знакомлю с названием различных костей.
V. Работа с рисунками животных (На доске рисунки медведя, лисы, кошки, собаки, лошади).
Вопросы учителя.
- Назовите части тел животных.
- Почему тело упирается на четыре конечности?
- Чего нет у человека? (хвоста)
- Какого положение тела и как передвигается человек?
- Благодаря чему человек может прямо держаться, и передвигаться своё тело в пространстве?
VI. Минута чистописания. Записывают названия животных, расположенных на доске. Подчеркивают буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.
- Дети составляют предложения с названием одного животного. Определяют падеж имен существительных. (Взаимопроверка в парах).
- Выделяют изученные орфограммы в словах. Выборочно проверяем написанное.
VII. Сообщение учителя об опоре тела и движения.
Сообщение ученицы: Когда вы были совсем маленькими, кости у вас были настолько хрупкими и мягкими, что вы не могли ни ходить, ни стоять. В теле человека 200 костей больших и маленьких. Вес костей – 8 кг. Мышц в теле около 600.
VIII. Физ.минутка.
Загадка:
Стоят два кола.
На кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес. (Человек)
Дети встают и выполняют упражнения для различных частей тела. Продумывание упражнений было домашним заданием.
IX. Работа с учебником природоведения.
Объявляется конкурс на лучшую посадку за парту.
- Как вы определили, какая осанка считается правильной? (Ребята высказывают своё мнение).
- От чего зависит осанка?
- Прочитайте самостоятельно на стр. 127 последний абзац.
Ребята записывают последнее предложение, определяют падеж существительных.
“От скелета и мышц зависит осанка человека”.
Дети выделяют грамматическую основу предложения и определяют падеж имен существительных. (С комментированием).
Доказывают свой ответ.
X. Работа над правилами выработки осанки.
1.Чтение “цепочкой” текста в учебнике природоведения.
2. Обсуждение прочитанного.
3. Работа над первым предложением последнего абзаца на стр.129 – учебник природоведения (Автор: Плешаков).
Разбираем с объяснением.
Определяют падеж существительных. Составляют схему предложения, указывают, чем выражены главные и второстепенные члены предложения.
XI. Работа с учебником природоведения (стр.130)
1. Чтение по вариантам.
Первый ряд – 1, 2 абзацы.
Второй ряд – 2, 3 абзацы.
Третий ряд – 4 абзац. (Взаимопроверка в парах).
2. Обсуждение основных правил осанки.
3. Выбор существительных в месте с главными словами, определение падежей.
- Ребята, объясните свой выбор.
4. – Есть профессии, для которых стройность, сила, выносливость особенно необходимы.
Подумайте, какие это профессии? (Высказывания ребят).
XII. Работа над содержанием письма от “незнакомца”:
“Дорогие ребята! Я не знаю, почему на меня все так странно смотрят. Веду я себя не обыкновенно. Сижу за партой удобно, почти касаясь головой крышки парты. Спина моя напоминает вопросительный знак. Но, ведь это же красиво! Когда иду по улице – смотрю вниз, чтобы лучше рассмотреть то, что находится под ногами. Почему же я вызываю недоумение у людей? Объясните, пожалуйста!”
Выслушиваем объяснение детей.
- Кто может помочь в формировании осанки?
(могут помочь врачи, лечебная физкультура).
XIII. Работа с предложениями на карточках.
1. Верно ли обозначен падеж?
“Сижу за партой (Р.п.) удобно”.
Дети объясняют, почему падеж указан неверно.
2. Работа над пословицей (Деформированное предложение).
не, болезнь, красит, человека.
И.п. Р.п.
(Болезнь человека не красит).
Записывают в тетрадь, указывают падеж.
XIII. Подведение итогов урока.
- В вашем возрасте особенно важно сформировать физический склад. Благотворно развивают организм занятия бегом. Физические упражнения укрепляют кости и мышцы.
Когда-то древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай”.
- Переходя от этих слов к итогу урока, давайте вспомним, чему мы сегодня учились.
- Что нового узнали?
- Чем поделитесь дома, в семье?
- Изобразите на карточках своё настроение.
Оценки. Д/З. Учебник стр. 127-131, вопросы “Проверь себя”. Тетрадь – сочинить загадки о продуктах питания. Определить падеж существительных.
Литература:
- Пособие “Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах”. Автор: Руднянская.Е.И. Издательство “Учитель” 2002.
- Сборник загадок. “Любимые страницы.” Загадки, скороговорки, считалки. Смоленск: Русич. 1999.