Биология
-
Урок биологии по теме: "Выделение у беспозвоночных животных" 2005
Сформировать у учащихся представление о выделении веществ как кажном процессе жизнедеятельности живых организмов. Рассмотреть способы удаления ненужных веществ у беспозвоночных животных.
-
Развивающее обучение на уроках биологии 2005
В данной статье рассматривается возможность использования принципов развивающего обучения на уроках биологии. За основу взята методика постановки и решения учебной задачи. В статье приведен пример урока "Фотосинтез", где поэтапно рассматривается деятельность учителя и учащихся. Данный материал будет интересен не только учителям практикам и методистам, но и студентам педагогических вузов.
-
Семейство крестоцветных 2005
Урок построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с общей характеристикой растений семейства Крестоцветных, с многообразием дикорастущих и культурных растений данного семейства. Учатся делать морфологическое описание одного - двух растений семейства Крестоцветных. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам самостоятельной работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. На уроке учитель использует кроссворд и игру "Лишнее растение". Составляется опорная схема растений семейства Крестоцветные.
-
Изучаем животных вместе с Джеральдом Дарреллом 2005
Внеклассное мероприятие "Изучаем животных вместе с Джеральдом Дарреллом" проводится после изучения раздела "Животные". Заранее детям даётся задание прочитать книги известного путешественника и писателя Д. Даррелла. На занятии учащиеся более подробно знакомятся с его биографией и творчеством, узнают о новых, необычных животных и отвечают на вопросы по содержанию его произведений. Знакомство с таким интересным человеком способствует воспитанию любви к природе, заботливому отношению к животным и профессиональной ориентации.
-
Открытый урок по теме: "Плод. Разнообразие и значение плодов". 6-й класс 2005
Ознакомление учащихся со строением и значением плодов, и с их видами.
-
Модель урока "Белые пятна эволюции" 2005
Представлена модель урока "Белые пятна эволюции", на котором учащиеся, работая с различными источниками информации, не только расширяют знания по теме "Развитие органического мира", но и получают возможность оценить наличие у себя некоторых общеучебных умений. Использование специального рабочего листа позволяет эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика.
-
Использование цифрового микроскопа на уроках ботаники в 6—7 классах 2005
В своей работе я привожу разработки некоторых практических работ с цифровым микроскопом по курсу ботаники. Каждая практическая работа включает в себя инструктивную карточку (состоящую из двух частей: исследование и обработка результатов) и методические рекомендации по использованию данной работы в школьной программе. Данные работы могут быть использованы во время объяснения нового материала, а так же как отдельные уроки или на уроках-обобщениях для закрепления полученных знаний.
-
Обобщающий урок "Строение живых организмов" 2005
Обобщающий урок позволяет систематизировать полученные знания по теме. Проведение такого типа урока в форме игры с использованием компьютерных технологий наиболее целесообразно для учащихся 6 класса. Ход урока-игры таков, что позволяет оценить учащихся без лишних усилий.
-
Урок-семинар «Классификация растений отдела "Голосеменные"» 2005
Семинарское занятие – это форма организации обучения, при которой учащиеся самостоятельно изучают программный материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности при руководящей и организующей роли учителя. Проводимое занятие преследует следующие цнли: сформировать у учащихся представление о систематике голосеменных растений, дать сравнительную характеристику некоторым растениям класса “Хвойные”; воспитывать бережное отношение к природе, коллективизм, чувство ответственности перед товарищами, культуру умственного труда; продолжить развитие умения самостоятельно работать с литературой, выделять и записывать главное.
-
Интегрированный урок по теме: "Вода — уникальное вещество природы" 2005
Урок-семинар позволяет дать комплексное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, химии, физики, географии, экологии). Рекомендуется использовать на уроках биологии 8-11-х классах. А также данный материал можно использовать и на других занятиях естественного цикла.
-
Интегрированный урок-презентация (биология + информатика) по теме: "Возникновение жизни на Земле" 2005
Этот урок показывает возможность использования компьютерных технологий на уроках биологии (применения знаний компьютерного дизайна при создании информационных компьютерных проектов), что, несомненно, дает совершенно новые возможности для творчества учащихся. Это повышает мотивацию к изучению дисциплин и интерес к обоим предметам, показывает практическое применение компьютера и технологии проектного обучения.
-
Урок английского языка в 11-м классе по теме: "Великие открытия ХХ века. Куда ведет лестница ДНК?"("The great discoveries of the twentieth century. Where does the DNA ladder lead to?") 2005
Предлагаемый мною урок по теме: "Куда ведёт лестница ДНК?" ("Where does the DNA ladder lead to? ") был проведён в 11-м классе в прошлом году. Подобные уроки всегда вызывают живой интерес и активное участие учащихся, так как выявляют реальный уровень владения языком, требуют дополнительных знаний и подготовки и доказывают острую необходимость знания иностранного языка не только на бытовом уровне, но и для дальнейшего обучения и совершенствования в выбранной профессии.
-
Обобщающий урок по биологии. Тема: "Беспозвоночные животные" 2005
В данной статье представлен обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме "Беспозвоночные животные" с использованием групповой формы работы.
-
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Путешествие в мир растений" 2004
Внеклассные мероприятия, проводимые учителями по предмету должны проводиться живо, эмоционально, их содержание и форма должны быть увлекательными, с учетом возрастных особенностей детей, они также должны способствовать развитию у учащихся инициативы, самостоятельности и заинтересованности к изучению предмета. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 1-4-х классов. Его проводят учащиеся старших классов. Любой учитель биологии сможет немного изменить его согласно своим условиям и возможностям.
-
Урок-КВН: "Любители ботаники" 2004
Систематизации знаний, усвоению основных понятий способствуют уроки обобщающего типа. На этих уроках учитель привлекает внимание учащихся к наиболее существенным вопросам, систематизируются фактические знания на основе ведущих идей, раскрывается роль биологических закономерностей для практической деятельности человека. Сейчас учителя стараются проводить такие уроки в нетрадиционной форме. Одной из таких форм являются уроки - КВНы. Разработка урока-КВН по зоологии.
-
Урок (обобщающий) "Органы цветкового растения" 2004
Систематизации знаний, усвоению основных понятий способствуют уроки обобщающего типа. На этих уроках учитель привлекает внимание учащихся к наиболее существенным вопросам, систематизируются фактические знания на основе ведущих идей, раскрывается роль биологических закономерностей для практической деятельности человека. Сейчас учителя стараются проводить такие уроки в нетрадиционной форме. Предлагается одна из форм групповой работы на обобщающем уроке.
-
Использование модульных уроков как элементов модульного обучения в практической деятельности учителя биологии. План-конспект урока: "Деление клетки. Митоз" 2004
Модульная технология - сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. По указанной технологии проведен урок биологии по теме: "Деление клетки. Митоз". В результате овладения содержанием модулей учащиеся получат знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке, формах бесполого размножения: митотическое деление клеток.
-
Интегрированный урок в 10-м классе по географии и биологии: "Глобальные экологические проблемы" 2004
Разработка урока в форме деловой игры-заседания ученого совета. Обобщает знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, которая все чаще приводит к экологическим катастрофам и влияет на здоровье самого человека. Дает школьникам возможность самим увидеть направления деятельности необходимые для сохранения равновесия в природе. Подводит учащихся к мысли о том, что сохранение жизни на Земле зависит от каждого из нас.
-
Интегрированный урок биологии и географии в 9-м классе: "Экология города и здоровье человека" 2004
Урок в форме сюжетно-ролевой игры дает знания по экологическому состоянию своего города. Показывает влияние данной обстановки на здоровье человека. Через практическую часть учит экологической грамотности, нацеливает на здоровый образ жизни. Каждый из нас в силах влиять на окружающую среду. И от нас зависит какой она будет. Каким будет родной город, который прекрасен сегодня. Творческое задание дает возможность увидеть это будущее, создав свой проект микрорайона.
-
Интегрированный урок физика + биология по теме: "Клеточное строение вещества. Линзы. Оптические приборы и их применение" 2004
Если преподавание физики ведется с 5-го класса по программе А.Е Гуревича “Физики химия 5 – 6”, то в 6 классе в первых числах сентября можно провести интегрированный урок физика + биология. Для этого по физике в 6 классе с 1 сентября изучаю раздел оптика, а по программе биологии (уроки с увеличительными предметами идут вначале года). Интегрированный урок проходит в течение 90 минут. Урок ведут два учителя (физики и биологии). При выполнении практической части учителя помогают друг другу (один учитель в качестве ведущего, другой – в качестве лаборанта).
-
Оценка состояния зеленых зон города и определение степени влияния антропогенного фактора на них 2004
Проектная деятельность учащихся - одна из возможных форм внеклассной практической деятельности учащихся, позволяющая повысить познавательную активность учащихся. Наиболее востребованным направлением исследовательской деятельности по биологии в наше время является экологический мониторинг. Данная работа представляет собой пример подобранных методик для учащихся по оценке состояния зеленых насаждений г. Москва.
-
Серия интегрированных уроков: «Возрастная анатомия и физиология + психология по разделу "Мозг и психика"» 2004
Целесообразность проведения интегрированных уроков по разделу "Мозг и психика" заключается в том, что данный раздел включен в учебные программы возрастной анатомии, физиологии и психологии, изучается практически в одни и те же календарные сроки на одном и том же курсе. Такой тип уроков позволяет решить более глубокие обучающие и развивающие задачи, дать более целостное представление о физиологических основах высшей психической деятельности человека, позволяет дифференцировать знание студентов по вышеназванным дисциплинам.
-
Интегрированный урок — биология + физика – в 8-м (9) классе по теме: "Звуковые волны. Строение органа слуха" 2004
Интегрированное обучение актуально при переходе к профильному и предпрофильному обучению. Стремление повысить эффективность обучения школьников физике, связано с использованием различных форм организации учебных занятий. Одной из форм такой организации уроков является использование межпредметных связей (МПС). Они разрешают существующие в предметной системе обучения противоречия между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике, трудовой деятельности, в жизни. В программах по предметам отражены системные подходы к изучению объектов, процессов и явлений природы, общества, производства, достигнутые в науке. Однако существующий предметный принцип распределения знаний не позволяет полностью реализовать этот системный подход на практике. Поэтому принципу МПС, сегодня интеграции процесса обучения, принадлежит будущее.
-
Урок-путешествие по теме: "Отдел Покрытосеменные растения" 2004
Творчество - это всегда созидание нового на основе преобразования познанного. Урок проводится в рамках новой педагогической технологии. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей отдела Покрытосеменных, дать возможность ученику сделать маленькое открытие на уроке. К данному уроку прилагается презентация.
-
План-конспект занятия "Ягодные растения лесотундры Таймыра" 2004
Каждый ребёнок, живя на любой территории, в любой местности должен знать основных представителей флоры и фауны родного края. Чтобы усвоение нового материала младшими школьниками проходило быстро, эффективно и интересно можно преподнести новый материал в виде сказки. При этом для лучшего запоминания теоретический материал чередовать с практической работой. Изучение ягодных растений детьми кроме расширения кругозора, имеет практическую направленность, так как полученные на занятиях знания дети смогут применять на практике при сборе ягод в осенний период.
-
Классный час или обобщающий урок в форме ролевой игры "Пресс-конференция по биологии в 9-м классе. Тема: "Человек и его здоровье" 2004
Обобщающий урок по биологии в 9-м классе в форме ролевой игры. Игра задумана как пресс-конференция. Проведению игры предшествует специальная подготовка. Определяется круг вопросов, проблем , которые необходимо обсудить, намечается последовательность их рассмотрения.
-
Интегрированный урок по химии, биологии, географии, физике для 8-го класса: "Геологическое летоисчисление" 2004
Интегрированный урок с использованием информационных технологий на уроках географии, физики, химии и биологии. Урок проводится на основе созданной учителями мультимедийной презентации. При изучении раздела географии в 8-м классе "Литосфера и рельеф России" один час отводится на тему "Геохронологичекое летоисчисление". Поскольку данная тема изучается в обзоре, то наиболее целесообразным считаем рассмотреть этот материал в интеграции с уроками химии, биологии и физики. Данный урок проводится как "урок изучения нового материала". Основной упор делается на уже полученные знания учащихся в данных дисциплинах, поэтому границы темы значительно расширяются.
-
Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы" 2004
Вариант проведения заключительного урока по теме: "Класс Птицы". На данном обобщающем уроке реализуются различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями, самостоятельная работа по карточкам, беседа, дискуссия и др., проводится сочетание групповой и индивидуальной работы.
-
Урок-конференция в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в жизни человека" 2004
Растительный мир нашей страны очень богат. Большая часть растений обладает лечебными свойствами. Лечение травами - фитотерапия, имеет давние традиции и актуально в наши дни. Около 200 видов растений служат сырьем для приготовления лекарств. Сотрудники института лекарственных трав на основе растений разрабатывают новые препараты, тесно сотрудничая с другими отраслями промышленности. Правильный и своевременный сбор растений позволит сохранить лечебные свойства растений. Растения являются важным сырьем в косметологии и при лечении заболеваний.
-
Использование произведений Виталия Бианки для развития у учащихся интереса к биологии, к родной природе 2004
Биология как школьный предмет очень сложна. Из-за обилия терминов, часто совершенно необязательных для всех, интерес у ребят к биологии, как школьному предмету, стремительно падает. Но ведь задача биологии – не только дать детям основы биологических наук, её задача заключается и в развитии гармонично развитой личности. А как можно воспитать такую личность, если она не сможет жить по биологическим законам. Этого можно добиться, только развивая интерес к предмету, любовь к природе, понимание экологических проблем. В погоне за научностью мы забываем о доступности. Если сложно, непонятно, неинтересно, сможем ли мы воспитать развитую личность? И вот один из приёмов развития интереса к биологии, любви к природе, развития чувства долга перед потомками за состояние окружающей среды: использование в работе произведений В. Бианки.