ЦЕЛИ:
- расширить представление учащихся о средах жизни, сформировать понятие экологическая ниша на основе регионального материала;
- развивать умение делать наблюдения, выводы к ним, моделировать, решать проблемные задачи;
- воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
ОБОРУДОВАНИЕ: видеофрагменты, неоконченная схема “Среды жизни”, карточки с исследовательскими заданиями и экологическими задачами, КИМ, наборы для моделирования.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Тема нашего урока: “Среды жизни.
Экологические ниши.”
А эпиграфом к нему будут слова Р. Рифлекса:
“Если мы хотим достичь какого-то согласия с
природой, то нам в большинстве случаев придется
принимать ее условия”.
Сформулируем задачи на сегодняшний урок:
1. Расширить понятие среды обитания.
2. Сформировать понятие экологическая ниша.
3. Развивать умение моделировать, анализировать,
решать проблемные задачи, делать выводы.
Вот перед нами словосочетание “среда обитания”, что означает данное понятие? Работая со справочной литературой представленной вам, необходимо дать наиболее полное определение данному понятию.
А теперь продемонстрируйте свое умение производить наблюдения. Какие среды обитания представлены в данном видеофрагменте?
(Демонстрация видеофрагмента о животных и растениях, обитающих в разных средах).
Дополните схему на доске.
Плотность заселения каждой среды обитания различна. Какие абиотические факторы влияют на плотность заселения каждой из сред?
Карточки с заданиями будут передаваться из группы в группу по порядку. Вам необходимо внести всего один фактор, который имеет на ваш взгляд первостепенное значение.(Работа в группах с карточками с заданиями)
Обсуждение результатов. Выводы.
А теперь обратите внимание – на столах у вас имеются карточки, помеченные зеленым треугольником, карточка включает в себя три задачи разной степени сложности. Вам необходимо выбрать задачу, на парте выставить фишку с номером задачи и дать полный ответ. (Решение задач разного уровня)
Мы с вами расширили представление о средах обитания и знаем, что если среда обитания отличается, то и организмы, приспособившиеся в ходе эволюции к жизни в ней, тоже отличаются. (Вывод формулируют учащиеся)
Наиболее приспособленный организм имеет больше шансов победить в борьбе за существование и выжить, оставив потомство в ходе естественного отбора.
Давайте создадим модель универсально приспособленного к конкретной среде обитания организма; воспользуйтесь набором данных в пакете органов, листом цветной бумаги и клеем. Оцениваться будут не только сам организм, но и обязательное его представление. (Работа в группах, выступление представителей групп - представление организмов универсально приспособленных к среде обитания)
А сейчас вы увидите организмы, также замечательно приспособленные к среде своего обитания. (Демонстрация видеофрагмента)
Экологи изучают разные организмы и разными методами, но как сопоставить результаты исследования жизни кита и комара? Как выявить общие закономерности?
Обратите внимание на рисунок. На ели аянской уживаются вместе следующие птицы: желтоголовый королек, клест-еловик, большой пестрый дятел и поползень; а в опыте с инфузориями и дрожжами выжили только инфузории.
Анализируя данные, учеными было предложено понятие экологическая ниша. Причем с ходом времени суть этого понятия эволюционизировала.
20 –е годы ХХ века Дж. Гринелл “ экологическая ниша – условия, в которых живет вид “адрес”.
50-е годы ХХ века Ч. Элтон “экологическая ниша – условия, в которых живет вид (его отношения с пищей и врагами) “профессия”.
1957 г. Дж. Эвелин Хатчинс “экологическая ниша – весь диапазон факторов среды, в котором данный вид живет и размножается. Выберите, какое из определений на ваш взгляд наиболее полно отражает это понятие.
В разных сообществах экологическую нишу могут занимать разные виды: в тайге – рысь, в смешанном лесу – тигр, на лугу – лисица.
Кроме определения, Хатчинс предложил создавать математические модели экологических ниш разных видов.
И я предлагаю к вашему вниманию модель экологической ниши мучного хрущака. (Построение модели).
Имея перед глазами эти модели, мы можем сравнивать экологические ниши разных организмов. Виды могут взаимодействовать друг с другом: их ниши могут соприкасаться, могут перекрываться или даже вкладываться. Ширина экологической ниши зависит от разнообразия ресурсов, используемых данным видом.
А теперь обратите внимание на исследовательские задания, помеченные желтым кружком. Номер задания соответствует номеру группы. (Выполнение заданий)
На 4-м задании обращаемся к таблице.
Сделаем вывод, закончив предложения.
Для проверки усвоенного на этом уроке материала используем тестовые задания. (Работа с тестами).
Сравните ваши ответы с эталоном.
И вновь обратимся к эпиграфу нашего урока – как с позиций полученных сегодня знаний вы можете его истолковать?
(Демонстрация видеофрагмента с последствиями деятельности человека)
Домашнее задание: создать математическую модель экологической ниши любого живого организма.