Урок биологии для учащихся 7-х классов
Задачи:
-формирование знаний о биологических особенностях медоносных пчел;
- раскрытие практического значения пчеловодства;
-усвоение знаний о роли пчел в природе;
-формирование навыков самостоятельной работы с учебником, раздаточным материалом.
Оборудование:
- коллекция “Пчелиная семья” (или таблица);
- распечатанный материал для самостоятельной работы;
- натуральные препараты (восковые свечи, прополис, мед, пыльца);
- медицинские препараты, содержащие маточкино молочко, пчелиный яд (или упаковка из-под препаратов);
- схема “Значение пчеловодства”
К уроку на доске:
- тема урока (закрыта);
- недописанная систематика медоносной пчелы;
- рисунок пчелы в шестиграннике;
- план изучения нового материала (закрыт).
Ход урока.
1. Учитель. Рассмотрите предметы, расположенные на столике и определите ключевое слово, т.е. слово, связывающее все эти предметы воедино. Обнаруженное ключевое слово поможет нам определить тему сегодняшнего урока.
После предложений учащихся уточняется ключевое слово “пчела”.
Учитель. Семейство Пчелиные очень многочисленное. Многие из пчел ведут одиночный образ жизни, поселяясь в различных местах, даже в норках или просто земляных щелях. Иногда гнезда этих пчел располагаются одно возле другого – получаются целые колонии пчел в земле. Энтомологи описали десятки видов пчел, среди них пчела – листорез, земляные пчелы и даже пчелы-нахлебницы, которые откладывают свои яйца в чужие гнезда. Кто такие энтомологи? (Ученые, изучающие жизнь насекомых).
Мы сегодня познакомимся поближе с пчелой медоносной – представителем общественных пчелиных, живущих большими семьями. А поскольку человек давно приспособился использовать труд медоносных пчел, то познакомимся и с историей пчеловодства.
Сегодняшний урок посвящен одному из двух одомашненных человеком насекомых – медоносной пчеле и отрасли хозяйства, возникшей благодаря этим насекомым – пчеловодству.
Открыть запись темы на доске.
А кто знает, как называется второе одомашненное человеком насекомое? (Тутовый шелкопряд).
2. Учитель. Используя знания науки систематики, мы уже в начале урока можем рассказать о медоносной пчеле очень много. Попробуем определить систематическое положение медоносной пчелы, уточняя признаки, по которым отнесли это животное к определенной таксономической группе.
Открыть заготовленные к уроку названия таксономических единиц и предложить учащимся дополнить.
Царство … | Класс …. | |
Подцарство … | Отряд … | |
Тип … | Семейство … | . Вид … |
3. Учитель. А что еще знаете о пчелах? Давайте поиграем. Я буду быстро задавать вопросы. А вы поищете в своей памяти на них ответы. Только слушайте внимательно, дважды вопросы не повторяются.
Вопросы. – Кто видел этих животных в природе?
- Что собирает пчела на лугах, в садах?
- Какое значение в жизни растений имеют пчелы?
- Кто испытывал на себе действие пчелиного яда?
- Пчела жалит или кусает?
- Поднимите руку, кто не пробовал основной продукт пчеловодства
- Как называется этот продукт?
Вопросы задаются быстро, чтобы “поймать” не очень внимательных учащихся на подчеркнутом вопросе. Разрядка на уроке.
- Что еще, кроме меда, дают пчелы людям?
Во время ответов на этот вопрос учитель прикрепляет к доске схему “Значение пчеловодства”, демонстрируя образцы с предметного столика.
На данном этапе урока ученики вместе с учителем составляют опорный конспект по новому материалу.
4. Дополнения учителя к ответам учеников о значении пчелопродуктов для людей и опыления для растений.
Мед. Кроме легкоусвояемых сахаров – глюкозы и фруктозы – содержит до 50 различных веществ и соединений и с большим успехом используется при лечении и профилактике различных болезней (сердечно – сосудистых, пищеварительных и других заболеваний).
Воск. Служит сырьем для 80 отраслей хозяйства. Так в медицине его вводят в состав кремов и мазей, в электротехнической промышленности – в состав изолирующих материалов. Воска используют для изготовления мастики для полов, крема для обуви, красок, цветных карандашей.
Пчелиный яд. Из него изготавливают лекарственные мази, которые втирают в кожу, а в ряде клиник крупных городов страны пчел содержат для лечения больных ужалениями.
Пыльца. Собранную пчелами пыльцу применяют как естественный поливитаминный препарат. В ней содержится множество витаминов и минералов, которые необходимы для нормальной работы клеток. Доказано, что пыльца повышает естественный иммунитет организма.
Маточное молочко. Продукт, вырабатываемый пчелами, входит в состав лекарственных препаратов, например “Апилака”, широко применяется в медицине.
Прополис. Это клейкое вещество, которое, как утверждают ученые, пчелы собирают с почек некоторых растений. Его используют для приготовления лекарств, спиртовые настойки прополиса способствуют более быстрому и эффективному заживлению ран.
Опыление. Исключительно велика роль пчел в опылении с/х растений.Эти насекомые опыляют до 200 различных культурных растений. Посещая цветки для сбора нектара и пыльцы, пчелы… Что делают?
Вопрос учащимся на повторение материала о перекрестном опылении.
5. Учитель. Но ведь пчелы собирают и вырабатывают эти чудо – препараты не для людей. Мы с вами более – менее культурные потребители (по сравнению с медведями, медоедами), и пользуемся произведенным не для нас. А для кого? Для чего? Кем произведено?
Учитель открывает записанные на доске вопросы, являющиеся планом изучения нового материала.
1. “Кто-кто в теремочке живет?” Какие функции выполняет?
2. “Где клад зарыт?” Откуда пчелы берут пчелиный яд и воск?
3. “Где клад зарыт?” Откуда пчелы берут мед и маточкино молочко?
4-5 “Что есть что?” Перга и прополис – “тайны пчелиного двора”.
6. Такие разные! Откуда?
7. “Скажи мне, кто твой друг?” Бывает луковый мед?
8. История пчеловодства.
Вы сидите парами, я предлагаю вам информационные карточки. В течение 3 минут вы подготовите краткие ответы на вопросы, раскрыв тайны жизни пчелиной семьи. Материал вы изучаете в группе вместе, а отвечать будет ученик, которого выберут ребята из других групп. Карточка № 6 раздается на каждую парту, для объяснения этого вопроса группа учащихся готовится заранее.
Приложение 1. Задания 1-8.
6. Обсуждение вопросов после самостоятельной работы учащихся.
7. Тестовая работа для закрепления изученного материала в микрогруппах. Приложение 2.
8. Домашнее задание.