Формирование целостного образа Природы как основа мировосприятия в развитии ребенка

Разделы: Биология


Статья.
Формирование целостного образа Природы, как основа мировосприятия в развитии ребенка”

    У каждого времени свой путь, своя дорога, своя эпоха обучения и познания.
    Человечество вступило в новую эпоху, эпоху чистоты, которая требует от каждого из нас чистоты мысли, образа жизни, чистоты духовной и физической. Жизнь стала другой, это появляется не только странностями погоды, состоянием здоровья, но и, прежде всего в отношениях: Человек-человек, Человек- мир. Сегодня остро встает вопрос о воспитании Нового человека через посредства побуждения его духовных, сердечных качеств, через осознание, что нет “живой и неживой природы”, а есть Единая Природа, в которой Человек-Творец - является связующим звеном, одухотворяющим все живое на Земле.
    Необходимо понять, что процесс поучения детей в массовом образовании, подчиняющим задачам научно – технического процесса, давно вступило в противоречие с законами природы и привело на грань катастроф, духовного обнищания, отчуждения ребенка от окружающего мира, нарушая творческий потенциал нравственное и физическое здоровье.
    Как воспитывать и развивать интерес к Таинственному Миру Природы?
    Природа окружает людей на протяжении всей жизни, является элементами их норм существования и здоровья. Понимание их специфики как живых существ, восприятия красоты природы формируется под влиянием взрослых.
    Ученик идет не за математиком, языковедом, биологом, а прежде всего за учителем. Во все времена учитель искал такие пути познания, которые бы работали на благо ребенка. В наше время школьники хотят учиться на демократичной основе, создавая Уроки – Общения- Сотрудничества, целостного единого мышления – образного логического, уроки Партнерства, уроки Свободного рассуждения. Ученики рассуждают так умело и нестандартно, что нам взрослым часто это не под силу. Ребенок - творец, всегда творит что- нибудь новое, никогда не повторяясь, отсюда его истинное уникальное развитие, а взрослый способствует раскрытию и развитию его внутреннего потенциала, способности к самовыражению, учит детей верить в свои силы, развивая не только эрудицию, гибкость ума, Нои умение отбирать перерабатывать и выстраивать информацию в системе знаний.
    Содержание предмета биологии позволяет ребенку познавать мир Природы, себя, закономерности развития Мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающего мира, осознать, что человек (и сам ребенок) его малая часть.
    Как научить понимать закономерности развития окружающего мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами природы, осознавать, что человек это малая часть этого мира? Как обучить ребят на основе приемственного развития основных биологических понятий, теорий, идей?
Три основные задачи:
*Создать условия, способствующие развитию природных задатков учащихся на основе жизненного ученического опыта и склонностей к разнообразному виду деятельности.
*Способствовать формированию в физическом и духовном совершенстве.
*Формировать потребности ученика в ощущении целого Единства с природой.
    Чтобы реализовать выше перечисленные задачи я использую такие педтехнологии и подходы, которые активизируют деятельность ребят, развивают познавательные навыки, логическое, образное мышление, память, духовное восприятие. Как сказал Я.А. Каменский: “Чтобы познать истину, в основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих фраз, наблюдений, свидетельств о вещах; слух необходимо соединить со зрением, а слово с деятельностью. Учитывая, что человек развивается в деятельности, охватывающей разнообразные сферы: умственную, практическую, эстетическую, эмоциональную, духовную, дающую возможность для самовыражения и развития учащихся в познании окружающего мира в сотворчестве, в сотрудничестве. Выбираю такие методы работы, которые активизируют деятельность ребят, развивают логическое, образное мышление, духовное восприятие; использую принципы закономерностей, последовательности, систематичности, рефлексии.
Основное внимание уделяю: исследовательскому, частично – поисковому методам, методу наблюдений, практической деятельности, использую элементы проблемного метода.
    *Творю уроки, в которых ученики хотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно как в игре.
    *Творю учеников - не копию свою, а творца, который может увидеть больше, чем вижу я, которые поймут глубже чем, понимаю я, которые пойдут дальше, чем пойду я.
 

Наиболее интересные уроки для ребят это: Уроки – практикумы.
Уроки – игры.
Уроки - семинары.
Уроки – конференции.

    Ведущее место в нашем сотрудничестве уделено принципам целостности и образности. Дети видят мир благодаря образу, а не отдельным элементам, так после целостного восприятия идет размышление, развитие действий. Урок превращается в живой процесс, где знания принимаются не на веру, а с помощью практической, исследовательской деятельности и наблюдения; знания выращиваются, воплощаются в умения и навыки.
    Так при изучении темы в 6 классе "Строение цветковых растений", закладывается опыт - прорастание семени. Ученики имеют возможность наблюдать, как развивается растение от момента зарождения жизни до взрослого состояния. В процессе такой работы ребенок живет вместе с растением, заботиться о нем, бережно ухаживает. Формируется образ-представление развития растения. Образно мысля, ученики создают цепочку причинно-следственных связей, закономерностей, раскрывается истина, расширяется круг знаний о новом объекте, исключается недопонимание и недоразумения сути, вырабатывается интерес и желание узнать а, что будет дальше? Узнать процессы и закономерности развития природы. Узнать новое.
    С 7 класса проводится уроки-конференции , которые основываются на поисковой работе с исследовательским характером. Ребятам дается задание: исследовать значение рыб в жизнедеятельности человека. Предлагается список тем для выступления. Это могут быть следующие темы:
    1.Исследовать районы, где рыба является источником первостепенного питания.
    2.Выявить степень заболеваний, связанных с питанием рыб. Виды заболеваний.
    3.Пищевая ценность рыб, ее значение для организма человека.
    4.Хояйственная деятельность рыб. И другие.
    Такая форма работы способствует направлению познавательной научной деятельности, учит правильно выбирать интересующие факты, учитывать актуальность данной проблемы, пользоваться специальной терминологией и понимать ее, развивать монологическую речь, память, позволяет самоутверждаться, как индивидуальной и уникальной личности среди одноклассников и учителя.
    Накопленный багаж знаний реализуется в творческих проектах, идеях, фантазиях. Это ребусы, кроссворды, сообщения, рефераты, листовки, охранные грамоты, сочинения, стихи. В своих работах ученики выражают свое личное отношение к природе, ее красоте, заботе о ней, ее таинственности. Такие творческие процедуры на уроке приводят к развитию и совершенству учеников. Предметы и явления окружающей действительности в процессе познания перерабатываются мышлением в субъективные идеальные образы, которые после подтверждения практикой принимают форму представлений, хранятся в образах, сохраняются в памяти системы, выступают в виде абстракций, раскрывающих название предметов и явлений, их чувственно- конкретные свойства. Формируется представление об единстве и целостности Вселенной; и все это существует в сознании Человека через его мысли (мышление); над чем мы и работаем вместе с моими учениками. Стремясь к проявлению Сотворчества.

    Где мысль кипит, там нет покоя
Ни зелень трав, ни шум прибоя
Мысль уникальна и проста
Мысль вдохновенна и смела
Мысль, воплощенная мечта.

    Работая по данной проблеме, формирую целостные понятия прямой неразрывной зависимости между окружающей Природой и здоровьем человека. Считаю, заботиться о здоровье, значит сохранять Природу, заботиться об охране Природы значит, сохранять здоровье. Стимулирую желание моих обучающихся в потребности сохранения здоровья, подвожу их к мысли: “Здоровье- это любовь и бережное отношение к природе. Природа это не брат и не сестра, а отец и мать Человечества. Здоровье - это физическая и гигиеническая культура человека, культура человеческих отношений”.
   Проживая такой процесс обучения и познания окружающего мира Природы, у ребенка появляется возможность развивать свои индивидуальные уникальные качества личности, верить в свои силы, в свое самоутверждение, как в стенах школы, так и в жизни. Только тогда из наших образовательных учреждений будут выходить относительно здоровые, одаренные ученики, способные зажечь свои духовные силы на развитие и становления прекрасного будущего.