Статья.
“Формирование целостного образа Природы, как
основа мировосприятия в развитии ребенка”
У каждого времени свой путь, своя
дорога, своя эпоха обучения и познания.
Человечество вступило в новую эпоху,
эпоху чистоты, которая требует от каждого из нас
чистоты мысли, образа жизни, чистоты духовной и
физической. Жизнь стала другой, это появляется не
только странностями погоды, состоянием здоровья,
но и, прежде всего в отношениях: Человек-человек,
Человек- мир. Сегодня остро встает вопрос о
воспитании Нового человека через посредства
побуждения его духовных, сердечных качеств,
через осознание, что нет “живой и неживой
природы”, а есть Единая Природа, в которой
Человек-Творец - является связующим звеном,
одухотворяющим все живое на Земле.
Необходимо понять, что процесс
поучения детей в массовом образовании,
подчиняющим задачам научно – технического
процесса, давно вступило в противоречие с
законами природы и привело на грань катастроф,
духовного обнищания, отчуждения ребенка от
окружающего мира, нарушая творческий потенциал
нравственное и физическое здоровье.
Как воспитывать и развивать интерес к
Таинственному Миру Природы?
Природа окружает людей на протяжении
всей жизни, является элементами их норм
существования и здоровья. Понимание их специфики
как живых существ, восприятия красоты природы
формируется под влиянием взрослых.
Ученик идет не за математиком,
языковедом, биологом, а прежде всего за учителем.
Во все времена учитель искал такие пути познания,
которые бы работали на благо ребенка. В наше
время школьники хотят учиться на демократичной
основе, создавая Уроки – Общения-
Сотрудничества, целостного единого мышления –
образного логического, уроки Партнерства, уроки
Свободного рассуждения. Ученики рассуждают так
умело и нестандартно, что нам взрослым часто это
не под силу. Ребенок - творец, всегда творит что-
нибудь новое, никогда не повторяясь, отсюда его
истинное уникальное развитие, а взрослый
способствует раскрытию и развитию его
внутреннего потенциала, способности к
самовыражению, учит детей верить в свои силы,
развивая не только эрудицию, гибкость ума, Нои
умение отбирать перерабатывать и выстраивать
информацию в системе знаний.
Содержание предмета биологии
позволяет ребенку познавать мир Природы, себя,
закономерности развития Мира, устанавливать
внешние и внутренние связи между объектами
окружающего мира, осознать, что человек (и сам
ребенок) его малая часть.
Как научить понимать закономерности
развития окружающего мира, устанавливать
внешние и внутренние связи между объектами
природы, осознавать, что человек это малая часть
этого мира? Как обучить ребят на основе
приемственного развития основных биологических
понятий, теорий, идей?
Три основные задачи:
*Создать условия, способствующие развитию
природных задатков учащихся на основе
жизненного ученического опыта и склонностей к
разнообразному виду деятельности.
*Способствовать формированию в физическом и
духовном совершенстве.
*Формировать потребности ученика в ощущении
целого Единства с природой.
Чтобы реализовать выше перечисленные
задачи я использую такие педтехнологии и
подходы, которые активизируют деятельность
ребят, развивают познавательные навыки,
логическое, образное мышление, память, духовное
восприятие. Как сказал Я.А. Каменский: “Чтобы
познать истину, в основе обучения должно лежать
познание вещей и явлений, а не заучивание чужих
фраз, наблюдений, свидетельств о вещах; слух
необходимо соединить со зрением, а слово с
деятельностью. Учитывая, что человек развивается
в деятельности, охватывающей разнообразные
сферы: умственную, практическую, эстетическую,
эмоциональную, духовную, дающую возможность для
самовыражения и развития учащихся в познании
окружающего мира в сотворчестве, в
сотрудничестве. Выбираю такие методы работы,
которые активизируют деятельность ребят,
развивают логическое, образное мышление,
духовное восприятие; использую принципы
закономерностей, последовательности,
систематичности, рефлексии.
Основное внимание уделяю: исследовательскому,
частично – поисковому методам, методу
наблюдений, практической деятельности,
использую элементы проблемного метода.
*Творю уроки, в которых ученики
хотят сами решить проблему, потому что это трудно
и интересно как в игре.
*Творю учеников - не копию свою, а
творца, который может увидеть больше, чем вижу я,
которые поймут глубже чем, понимаю я, которые
пойдут дальше, чем пойду я.
Наиболее интересные уроки для ребят это: | Уроки – практикумы. Уроки – игры. Уроки - семинары. Уроки – конференции. |
Ведущее место в нашем сотрудничестве
уделено принципам целостности и образности. Дети
видят мир благодаря образу, а не отдельным
элементам, так после целостного восприятия идет
размышление, развитие действий. Урок
превращается в живой процесс, где знания
принимаются не на веру, а с помощью практической,
исследовательской деятельности и наблюдения;
знания выращиваются, воплощаются в умения и
навыки.
Так при изучении темы в 6 классе
"Строение цветковых растений",
закладывается опыт - прорастание семени. Ученики
имеют возможность наблюдать, как развивается
растение от момента зарождения жизни до
взрослого состояния. В процессе такой работы
ребенок живет вместе с растением, заботиться о
нем, бережно ухаживает. Формируется
образ-представление развития растения. Образно
мысля, ученики создают цепочку
причинно-следственных связей, закономерностей,
раскрывается истина, расширяется круг знаний о
новом объекте, исключается недопонимание и
недоразумения сути, вырабатывается интерес и
желание узнать а, что будет дальше? Узнать
процессы и закономерности развития природы.
Узнать новое.
С 7 класса проводится
уроки-конференции , которые основываются на
поисковой работе с исследовательским
характером. Ребятам дается задание: исследовать
значение рыб в жизнедеятельности человека.
Предлагается список тем для выступления. Это
могут быть следующие темы:
1.Исследовать районы, где рыба является
источником первостепенного питания.
2.Выявить степень заболеваний,
связанных с питанием рыб. Виды заболеваний.
3.Пищевая ценность рыб, ее значение для
организма человека.
4.Хояйственная деятельность рыб. И
другие.
Такая форма работы
способствует направлению познавательной
научной деятельности, учит правильно выбирать
интересующие факты, учитывать актуальность
данной проблемы, пользоваться специальной
терминологией и понимать ее, развивать
монологическую речь, память, позволяет
самоутверждаться, как индивидуальной и
уникальной личности среди одноклассников и
учителя.
Накопленный багаж знаний реализуется
в творческих проектах, идеях, фантазиях. Это
ребусы, кроссворды, сообщения, рефераты,
листовки, охранные грамоты, сочинения, стихи. В
своих работах ученики выражают свое личное
отношение к природе, ее красоте, заботе о ней, ее
таинственности. Такие творческие процедуры на
уроке приводят к развитию и совершенству
учеников. Предметы и явления окружающей
действительности в процессе познания
перерабатываются мышлением в субъективные
идеальные образы, которые после подтверждения
практикой принимают форму представлений,
хранятся в образах, сохраняются в памяти системы,
выступают в виде абстракций, раскрывающих
название предметов и явлений, их чувственно-
конкретные свойства. Формируется представление
об единстве и целостности Вселенной; и все это
существует в сознании Человека через его мысли
(мышление); над чем мы и работаем вместе с моими
учениками. Стремясь к проявлению Сотворчества.
Где мысль кипит, там нет покоя Ни зелень трав, ни шум прибоя Мысль уникальна и проста Мысль вдохновенна и смела Мысль, воплощенная мечта. |
Работая по данной проблеме, формирую
целостные понятия прямой неразрывной
зависимости между окружающей Природой и
здоровьем человека. Считаю, заботиться о
здоровье, значит сохранять Природу, заботиться
об охране Природы значит, сохранять здоровье.
Стимулирую желание моих обучающихся в
потребности сохранения здоровья, подвожу их к
мысли: “Здоровье- это любовь и бережное
отношение к природе. Природа это не брат и не
сестра, а отец и мать Человечества. Здоровье - это
физическая и гигиеническая культура человека,
культура человеческих отношений”.
Проживая такой процесс обучения и
познания окружающего мира Природы, у ребенка
появляется возможность развивать свои
индивидуальные уникальные качества личности,
верить в свои силы, в свое самоутверждение, как в
стенах школы, так и в жизни. Только тогда из наших
образовательных учреждений будут выходить
относительно здоровые, одаренные ученики,
способные зажечь свои духовные силы на развитие
и становления прекрасного будущего.