Цели урока:
- образовательные:
- познакомить с фазами работы сердца, регуляцией сердечной деятельности;
- дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца, проводящая система сердца;
- развивающие:
- развитие умений доказывать вредное влияние никотина и алкоголя на организм человека;
- активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов;
- воспитательные:
- продолжить формирование убеждения о вреде никотина и алкоголя для организма человека;
- воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала.
Оборудование:
- таблицы: “Строение сердца”, “Фазы работы сердца”;
- самодельные таблички: “Цифры и факты”:
- Масса сердца 1/200 массы;
- тела: 250-300гр.
- Сокращается:
- за минуту – 70-75 раз;
- за сутки – 100000 раз;
- за 80 лет – 25 млрд. раз.
- Перекачивает крови:
- за 1 мин. – 4-5 литров;
- за 1 час - 300 литров;
- за сутки – 10 000 литров.
- Масса сердца 1/200 массы;
- кроссворд (Приложение)
План изучения нового материала:
- Сердечный цикл.
- Автоматия сердца.
- Регуляция работы сердца.
- Влияние факторов окружающей среды на сердце.
Проблемные вопросы:
- Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?
- Почему именно в такой последовательности сокращается сердце?
- Почему сердце “ведет” себя по-разному? Что происходит с ним?
Новые термины:
- систола,
- диастола,
- сердечный цикл.
ХОД УРОКА
Мы продолжаем изучение темы “Кровь и кровообращение”. Я предлагаю вам вспомнить основные термины по данной теме, заполнив кроссворд. (Приложение)
Двое учеников заполняют кроссворд у доски, после заполнения самопроверка.
Обратите внимание на выделенные слова в кроссворде: РАБОТА СЕРДЦА – это наша сегодняшняя тема урока.
Цели урока: понять как работает сердце, выяснить, почему оно так работает и как сберечь свое сердце здоровым.
Сердце – это удивительный и надежный мотор,
который работает в течение всей жизни без
остановки и ремонта. Посмотрите на эти цифры
(таблички “Цифры и факты”), какую огромную
работу выполняет сердце, а ведь это мышечный
орган. Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь,
постепенно утомляется, и ей необходим отдых,
чтобы восстановить работоспособность. А наше
сердце работает круглосуточно, всю жизнь.
Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может
сокращаться в течение всей жизни без заметного
утомления? Когда оно отдыхает?
Чтобы решить эту проблему, нужно проработать
следующие вопросы по плану (план написан на
доске).
1. Сердечный цикл.
Вопрос классу: рассказать по таблице о строении сердца.
Рассказ учителя: Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, затем сокращаются желудочки – систола желудочков. При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление – диастола. При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков – закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.
Задание классу: проработать текст учебника “Сердечный цикл” и заполнить таблицу:
Сердечный цикл.
Фазы | Предсердия | Желудочки | Продолжительность |
I |
Сокращаются | Расслаблены | 0,1 сек. |
II |
Расслаблены | Сокращаются | 0,3 сек |
III |
Расслаблены | Расслаблены | 0,4 сек |
0,8 сек |
Вопросы по таблице классу:
1. Какова продолжительность всего сердечного
цикла?
2.Сколько времени работают предсердия?
3.Сколько времени они отдыхают?
4. Сколько времени работают желудочки?
5. Сколько времени они отдых
6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ
свяжите с проблемным вопросом.
Несложные расчеты показывают, что в течение суток сердце находится в состоянии сокращения около 8 часов, остальное время в состоянии расслабления, т.е. отдыхает.
Запись в тетради. Вывод 1. Сердце работает ритмично. Цикл состоит из трех фаз.
Во время сердечного цикла сердечная мышца усиленно снабжается кровью, около 10% крови, выбрасываемой левым желудочком в аорту, идет в кровеносные сосуды сердца – коронарные сосуды, питает его и снабжает кислородом
Такая последовательность работы сердца наблюдается всегда: и в состоянии покоя, и при физической нагрузке, и при эмоциональной нагрузке, только меняется продолжительность III фазы. Возникает следующий проблемный вопрос: Почему именно в такой последовательности сокращается сердце? Переходим к изучению следующего вопроса плана.
2. Автоматия сердца.
“Автоматоз” означает самодвижущийся – свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться независимо от сознания.
Чтобы понять как это происходит, нужно выявить особенность сердечной мышцы.
Вопрос классу: Из какой мышечной ткани состоит сердечная мышца? Какое это имеет значение?
О другой особенности сердечной мышцы прочтите в тексте параграфа “Автоматия сердца”.
Вопрос классу: О какой особенности сказано? – В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникают импульсы возбуждения. Эти клетки собраны в узлы и пучки, которые образуют проводящую систему сердца
Дополнения учителя: клетки проводящей системы способны к ритмическому возбуждению – врожденная способность, передается по наследству. Возбуждение вначале возникает в клетках предсердий, затем передается клеткам желудочков, поэтому в начале сокращаются предсердия, затем – желудочки – это и есть автоматия сердца – способность ритмично сокращаться, благодаря импульсам.
Запись в тетради. Вывод 2. Проводящая система сердца обеспечивает ритм работы сердца – сердечный цикл.
Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – “сердце готово выпрыгнуть из груди”, “от страха сердце в пятки убежало”, “бешено бьется сердце” и др.
Проблемный вопрос: Что происходит с
сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?
Переходим к изучению следующего вопроса плана.
3. Регуляция работы сердца.
Вопрос классу: Какие способы регуляции
деятельности организма знаете?
Нервная и гуморальная регуляция оказывают
влияние и на работу сердца.
Схема на доске:
От работы сердца зависит кровоснабжение всех органов. При усилении сердечных сокращений больше крови поступает к работающим органам.
Запись в тетради. Вывод 3. Нервная и гуморальная регуляция обеспечивают приспособление работы сердца к условиям окружающей среды.
Задание классу: Обобщить все выводы и дать ответ на главный проблемный вопрос.
4. Влияние факторов окружающей среды на сердце.
Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.
(Сообщения учащихся).
Отрицательно влияют на сердце не только эти
вещества, но больно ранят сердце грубые слова,
зло, несправедливость. И как положительно
сказывается на сердце доброе слово, улыбка,
хорошее настроение, чуткое внимательное
отношение, т.е. положительные эмоции.
Сердце – это особенный орган. Во все века оно
было в почете у поэтов, сколько стихов и песен
сложено о нем. Вспомните, какими эпитетами
награждают сердце: беспокойное, трепетное,
благородное, бесстрашное, чистое, храброе,
чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое
сердце. И уж совсем на особом пьедестале
находится сердце матери – безгранично доброе и
любящее, всепрощяющее, как в стихотворении
Дмитрия Кедрина “Сердце”.
Девчину пытает казак у плетня:
“Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!”Девчина в ответ, заплетая косу:
“Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердца мне в дар принесет,Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”
После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.
Закрепление изученной темы.
Работа по карточкам.
Задание: выбрать ответы на поставленные вопросы.
Ответы:
- 0,1 секунды створчатые клапаны;
- 0,3 секунды полулунные клапаны;
- 0,4 секунды;
- 0,8 секунды.
Вопросы:
1. Продолжительность сердечного цикла в состоянии покоя.
2. Продолжительность сокращения предсердий.
3. Продолжительность сокращения желудочков.
4. При сокращении предсердий какие клапаны открыты?
5. При сокращении желудочков какие клапаны закрыты?
Домашнее задание: проработать параграф, ответить на вопросы.
Решить задачу: зная сердечный цикл, подсчитать, сколько времени в вашей жизни работали предсердия и желудочки, а сколько они отдыхали.