Нестандартность урока заключается в том, что к нему готовятся и участвуют все учащиеся одной параллели. Подобная форм не только позволяет удовлетворить любознательность и познавательную активность данного возраста, но и развивает коммуникативные навыки, чувство коллективизма и толерантность. Проводится урок в актовом зале.
Звучит мелодия музыкального сопровождения к телепередаче «В мире животных» (Alouette (Delanoe) – P. Mauriat).
Открывается занавес, на заднем плане танцуют различные птицы. Выходит ведущий.
Ведущий: Наш урок – необычный. Он называется «Весеннее путешествие с птицами». Весной перелетные птицы возвращаются на места гнездования, откуда они улетели в конце лета и осенью. Их можно узнать по силуэтам.
(Ведущий показывает силуэты птиц, учащиеся отгадывают. Лучшие получают подарки.)
Ведущий: У многих птиц начинаются ухаживания, целые брачные ритуалы. Так, на болотах, на лугах ранним туманным утром танцуют журавли – красавки.
(Звучит «Весенняя песня» Ф.Мендельсона, девочки в костюмах журавлей танцуют красивый минует.)
Ведущий: Итак, птицы занимают удобные места для гнезд и громкими песнями, трелями, чириканием оповещают всю округу, что они уже прилетели и останутся здесь еще на одно лето.
Вы знаете конкурс – «Угадай мелодию» - а у нас будет «Угадай голос».
(Прослушиваются 10-секундные отрывки записей голосов птиц.)
- соловей;
- большая синица;
- снегирь;
- зяблик;
- домовой воробей;
- овсянка;
- кряква;
- озерная чайка;
- сизый голубь;
- кукушка.
(Угадавший большее количество голосов получает приз.)
Ведущий: Весной птицы так нарядны, так красиво поют и танцуют, что народы разных стран придумали множество легенд и волшебных сказок. Вот что в Таиланде рассказывают о кейнарах - волшебных полуптицах – полулюдях.
Тихо слышна индийская мелодия Карунш, на сцене девочки исполняют восточный танец.
Ведущий: «В незапамятные времена была в предгорьях Гималаев чудесная страна. В той стране жили диковинные существа – кейнары, полуптицы – полулюди. Король правил в прекрасном городе Суваннакон – Золотом граде, и было у него три дочери – принцессы, одна другой красивее.
Каждый месяц в полнолуние сестры летели со своими подругам к далекому лесному озеру. Там они сбрасывали перья и превращались в прекрасных девушек. Всю ночь резвились они на берегу, купались в прозрачной воде и танцевали.
Легенда повествует о любви принцессы, об испытаниях, выпавших на ее долю. И прекрасная сказка замечательно заканчивается: «Принц и принцесса жили долго и счастливо.»
Ведущий: Но до конца нашего урока еще далеко. Хотя смолкают голоса, затихают турнирные бои, заканчиваются танцы – в лесах и на лугах становится тихо – птицы на гнездах. А какие же гнезда в Антарктиде, самом холодном ледяном материке Земли. Или там нет птиц? Оказывается, и там живут пернатые, и птенцов выводят, и на зиму никуда не улетают. Например императорские пингвины вообще обходятся без гнезд. Они согревают единственное яйцо, а потом и птенца на лапах, под брюшной складкой.
Итак, «пингвиний джаз».
Звучит L. Armstrong « Go down Moses» На сцене танцуют в костюмах пингвинов.
Ведущий: Прекрасные птицы во все времена были не только объектом любования, символом красоты и мира, они на своих крыльях приносили весну в холодные страны, были добрыми вестниками.
Заканчивают наш урок символы мира, благой вести – голуби.
Под музыку И. Дунаевского «Летите голуби» начинают танец-хоровод учащиеся в костюмах белых голубей
Занавес.
При разработке урока использовались следующие материалы:
1. Полонис К. Дети на отдыхе (перевод с чешского) М., Культура и традиции, 1995.
2. Комплект с аудиокассетой «Птицы Москвы» Гос. Дарвиновского музея. Автор Е.В. Нестеров, И.В. Фадеев, С.Е Пешехонов. М.1997.
3. Сказки народов мира, Тысяча и одна ночь. (Состав. В.П. Аникина, Н.И. Никулина и др. М., Детская Литература 1987.