Учебный проект "Чудеса и загадки Земли"

Разделы: Биология


Введение.

В настоящее время задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

Необходимо искать новые формы организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:

  • обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать их и применять на практике;
  • развить каждого учащегося как творческую личность, способную определять цели и задачи своей деятельности, способы реализации своих замыслов;
  • формировать навыки поисковой деятельности, развивать критическое мышление;
  • повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
  • сформировать у учащихся целостную картину мира;
  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • научить грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе.

Одна из форм организации работы с учащимися, позволяющая достичь указанных целей, - проектная деятельность.

«Учебный проект - это нежестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на получение наглядно представляемого результата, полученного путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности» (Н.Ю.Пахомова).

«Метод проектов - такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов» (Т.Новикова).

 Методический паспорт учебного проекта.

Адресация

Темы:

  • Жизнь загадочна во всем...
  • Озоновая дыра.
  • Чудеса мира животных - удивительное сходство.
  • Диагноз: гениальность.
  • Влияние комнатных растений на влажность воздуха.

Цели: расширить кругозор современных школьников, заинтересовать их биологией как наукой, показать необходимость и важность изучения биологии, нужность этой науки для современной жизни.

Задачи: сбор информации по темам, представление ее на электронных и бумажных носителях, презентация полученного продукта.

  1. Возраст учащихся (класс): 15 лет, параллель 9-х классов.
  2. Время работы над проектом: сентябрь, октябрь, ноябрь.
  3. Режим работы: внеурочный, 1 час в неделю.

Обеспечение

1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение: компьютер с доступом в Интернет, принтер, учебная, учебно-методическая, дополнительная литература по предмету.
2. Дополнительно привлекаемые участники, специалисты: завуч, преподаватель информатики.
3. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые уч-ся для самостоятельной работы:

  • умения и навыки работы на компьютере (в том числе и в сети Интернет),
  • навыки работы с литературой,
  • умение анализировать материал,
  • умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале,
  • умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию, выступить на экологических чтениях).

4. Мотивация к работе: личный интерес учащихся.

Предполагаемые приращения

1. Новое содержание по каждой теме: экологические и психологические особенности изучаемых организмов.
2. Новые практические приемы: работа в сети Интернет, организация презентации, изготовление продукта проекта, работа с лабораторным оборудованием.
3. Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с источниками информации, инструментами, технологиями
  • самостоятельного принятия решений
  • коммуникативности в информационном обмене, ролевом взаимодействии
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации
  • самоанализа и рефлексии

4. Воспитание толерантности
5. Расширения кругозора

Работа над проектом.

Этапы работы:

  1. Погружение в УП
  2. Организация деятельности
  3. Осуществление деятельности
  4. Презентация результатов

 

Учитель Учащиеся
1 этап - погружение в проект
Формулирует: 1.проблему УП 2.сюжетную ситуацию 3.цель и задачи Осуществляют: 1.личностное присвоение проблемы 2.вживание в ситуацию 3.принятие, уточнение, конкретизация цели и задач
2 этап - организация деятельности
Организует деятельность - предлагает: 4.организовать группы 5.распределить амплуа в группах 6.спланиовать деятельность по решению задач УП 7.возможные формы презентации результатов Осуществляют: 4.разбивку на группы 5.распределение ролей в группе 6.планирование работы 7.выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап - осуществление деятельности
Не участвует, но: 8.консультирует по мере необходимости 9.ненавязчиво контролирует 10.дает новые знания, когда у детей возникает в этом необходимость 11.репетирует с учениками предстоящую презентацию Работают активно и самостоятельно: 8. каждый в соответствии со своим амплуа и в группе 9.консультируются по необходимости 10. «добывают» недостающие знания 11.подготавливают презентацию
4 этап - презентация
Принимает отчет: 12.обобщает и резюмирует 13.подводит итоги обучения 14.оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать мнение; оценивает толерантность 15.акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Демонстрируют: 12.понимание проблемы, цели, задач 13.умение планировать и осуществлять работу 14.найденный способ решения проблемы 15.рефлексию деятельности и результата 16.дают взаимооценку деятельности и ее результативности

На занятиях учитель дает основную информацию по теме в виде лекции, иллюстрированной материалом, взятом из познавательной и научно-популярной литературы, сети Интернет или дисков.

Учащиеся в качестве внеклассной работы ищут более глубокую, дополнительную информацию по теме, перерабатывают ее, излагают конспективно на электронных и бумажных носителях - в виде небольших статей для альманаха.

Информация может носить следующий характер.

Много тысячелетий тому назад своеобразие жизни на нашей планете порождало у первобытных людей страх перед природой и веру в чудеса, что нашло отражение в мифах и преданиях. Сегодня же большинство из этих мифов кануло в лету, тогда как остальные умирают на наших глазах. Но сами загадки остаются, принимая все новые и новые формы, подчас очень оригинальные.

Жизнь загадочна во всем. Мы не знаем, как объяснить ее основные свойства, отличающие живую материю от неживой.

Мы не знаем, как появились на Земле организмы и существуют ли они где-нибудь еще во Вселенной. Почему мы растем, стареем и умираем - вот одна из вечных тайн жизни.

К слову, биологические часы, ритмы и циклы принадлежат к числу загадок, раскрытие которых особенно много значит для науки.

Существуют множество тайн и парадоксов: электрические рыбы, светящиеся животные, почему домашние кошки боятся воды, почему летают лягушки и ящерицы...

Впечатляют рыбы, приспособленные к передвижению по суше. До сих пор полна тайн биология колибри. А знаете ли вы, что ученые до сих пор не могут объяснить, почему летает всем известный майский жук? Механика полета майского жука противоречит всем законам аэродинамики. Конечно, жук не создает новых законов природы. Просто это аспект биологии еще изучен недостаточно, как и многие другие, отчего и возникают научные парадоксы.

Много неизвестного и в неживой природе: озоновый экран, северное сияние в средней полосе России, поющие и зыбучие пески…

Для многих уже не кажутся невероятными воззрения эволюционистов, утверждающих, что все живые организмы родственны друг другу и имеют общих предков на той или иной стадии развития жизни. Существует масса неопровержимых доказательств справедливости эволюционной теории, в том числе и в отношении человека, который выделился из животного мира и имел общих предков с современными человекообразными обезьянами. Не перестает поражать воображение исключительная близость анатомии, физиологии, биохимии человека и обезьяны! Сходство касается практически всех органов и систем.

А как много тайн скрывается в психологии великих людей, гениев! Нобелевский лауреат А.Сент-Дьерди, открывший аскорбиновую кислоту, как-то сказал: «Для того, чтобы стать гением, надо быть немножко идиотом...» И это не каламбур гениального человека, а абсолютный факт. Все гении и многие их предки обладали теми или иными психическими и психологическими особенностями.

Чем больше узнаешь об окружающем мире, тем больше кажется, что ты знаешь очень мало! Множество вопросов иногда остаются без ответа, на многие можно попытаться ответить самим. Вот, например, один из таких вопросов.

Вы никогда не обращали внимания на то, что в одном помещении ваше дыхание затруднено, а в другом - дышится легче? Иногда кажется, что воздух свежий, как после дождя. Почему возникает такое ощущение? Оказывается, немалую роль в этом играют комнатные растения. Чтобы школьники учились применять различные методы исследования (наблюдение, эксперимент, статистический), можно дать практическое задание, в ходе которого дети должны приоткрыть для себя небольшую тайну комнатных растений - их свойство улучшать свойства воздуха. Эта работа увлекает детей и интересна для них.

В целом работа над учебным проектом расширяет кругозор современных школьников, заинтересовывает их биологией как наукой, показывает необходимость и важность изучения биологии.

 Презентация - в форме изготовления и представления альманаха «Чудеса и загадки Земли» - книги со статьями учащихся в электронном виде и на бумажных носителях, а также рассказа учащихся о ходе работы над статьями (представленными также на диске или дискетах).

На последнем занятии учащиеся составляют плакат, подводящий итог работе, и защищают его.