Познавательное мероприятие "Цветы — живая красота Земли"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Цель: Содействовать воспитанию у детей, родителей уважения и любви к красоте окружающей природы, его разнообразию.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о разнообразии растений, их происхождении и умения по теме “Цветоводство”.
  • Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.
  • Развивать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать.

Оформление мероприятия:

  • Выставка цветочных культур (у каждого экспоната - этикетка с названием культуры, вида, местообитания, данными о юннате).
  • Плакаты со стихами:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
( В. Берестов)

Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
“Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою”
(М. Романова)

  • По ходу мероприятия используется музыкальное оформление: “ Времена года” П.И.Чайковского.
  • Фонограммы песен о природе, исполнение под гитару песен Ю.Визбора, Ю.Кима и других бардов.
  • Оформление сцены имитирует цветочную поляну. На сцене установлены макеты с цветами.
  • Участники мероприятия: Ведущие (садовник, богиня Флора; артисты: тюльпан, подснежник, мак, клевер, ромашка, василек, незабудка).

Ход праздника

Флора: Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые черствые сердца. Тот, кто богаче, чувствует сильнее и глубже. “Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки”. (Гёте)

Садовник: Цветы и декоративные растения занимают в нашей жизни гораздо более важное место, чем это кажется на первый взгляд. С ними мы встречаемся повсюду: дома, на работе, в окружающей нас природе. С детства прививается нам любовь к цветам.

Флора: Цветочный мир нашей страны полон красок и ароматов, удивительных и неповторимых форм и видов растений. Цветочные растения встречаются буквально повсюду: в лесах, степях, пустынях и даже… в песках.

Садовник: Ребята, дорогие гости! Как вы догадались, я - садовник, а это - богиня Флора. Мы приветствуем вас в нашем зале и приглашаем на нашу полянку.

На фоне музыкального произведения Чайковского “Времена года” богиня Флора читает:

Флора: Брызнули первые лучи мартовского солнца, и подобно желторотым птенцам появились ростки различных подснежников. Наступает апрель - пылают тюльпаны, в мае нежно светятся ландыши, прострелы, гусиный лук. Эти растения покрывают землю весенним цветущим ковром.

Там, где проходит Весна
В блеске своей красоты -
Рядятся в зелень луга,
И выбегают цветы.
(Д. Садовников)

(На сцену под музыкальное сопровождение выбегают ребята в костюме тюльпана и подснежника).

Тюльпан:

Мы - первые весенние цветочки:
Тюльпан, прострел еще гусиный лук.
Мы радуемся солнечным денечкам,
И нас счастливей просто нет вокруг.

Подснежник:

В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку,
Зеленую вытянул ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна,
скажите, ведь правда, что это весна?”

Садовник: Эти первые робкие весенние цветы прокладывают дорогу множеству желтых, белых, синих и лиловых полевых цветов. Летом красу набирает множество других видов.

И прежде чем познакомимся с ними, давайте отгадаем, что это за цветы?

(Садовник зачитывает загадки).

Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку,
Хочет пламенем лучей посушить меня скорей,
Ну и что ж, я не тужу!
Рад, что людям послужу!
Рад насыпать я семян и в ладоши и в карман.
(Мак)

(Как только отгадывают загадку, на сцену выбегает мак)

Мак:

Я красный мак, как алый флаг,
Взять меня нельзя никак.
Нас осталось маловато
Сохраните нас, ребята!

Флора: Сохранившиеся древние памятники доносят до нас легенды о цветах мака. Так, в Древнем Риме мак был посвящен богу сна - Морфею. В глубокой древности восточные народы использовали мак в качестве снотворного средства. С цветами мака в руках изображаются римская богиня урожая и греческая богиня земного сна и природы. Венок из цветов мака украшает голову богини ночного неба, статуя которой стоит в Летнем саду в Санкт-Петербурге.

Издавна любили в России цветы мака, а маковники и пироги с маком - лакомство и по сей день. На Украине цветок мака считается символом красоты и молодости, в Белоруссии - счастья. Незабываемые, чарующие картины создают цветущие маки в степях и предгорьях.

Садовник: Следующая загадка:

В рацион коровок вхож
И для ванны он хорош
От грудных болезней
Нет его полезней ( клевер )

На сцену выходит клевер:

Нынче удались цветы повсюду,
Вдоволь им дано покрасоваться.
Вышел клевер в розовой рубашке,
Просто не могу налюбоваться.

Садовник: Молодцы ребята. А теперь отметим самых активных. Награждение.

Флора: Любоваться изысканными цветами садов и парков, вдыхать аромат, устраивать в них утренние и вечерние прогулки могли лишь привилегированные персоны. Для народных масс были доступны лишь скромные цветы и травы необъятных полей, лугов и лесов. С древних времен любимым цветком у людей была ромашка.

На сцену выходит ромашка:

Среди белых лепестков
Желтый яркий цвет,
Словно среди облаков
Солнца жгучий свет.
Будто белые барашки,
Колыхаясь на ветру,
Белокурые ромашки
Дарят радость поутру.

“Радость какая! На лугу встретилась ромашка, самая обыкновенная:“любит, не любит”. При этой радостной встрече я вернулся к мысли о том, что лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. Вот эта первая ромашка, завидев идущего, загадывает: любит, не любит. Не заметил, проходит, не видя, - не любит, любит только себя… Или заметил? О, радость какая: он любит! Но если он любит, то как все хорошо: если он любит, то может даже сорвать”.

Садовник:

Пусть сорняк он простой
Среди пшеницы хлебной.
Осколок неба голубой -
Наш василек волшебный.

Необыкновенно яркая и чистая синева полевого василька знакома каждому. Мало кто знает, что цветки этого растения бывают малиновыми, розовыми, белыми и даже желтыми. Василек радует нас своим цветением с середины лета до глубокой осени. Василек - одно из украшений осеннего букета.

На сцену выходит василек:

Весь я синий, весь я яркий,
Всюду виден в спелой ржи.
Для меня и в полдень жаркий
Ходят дети вдоль межи.
Меж колосьев их ручонки
Выбирают василек -
Любы им мои глазенки,
Люб мой гибкий стебелек.

На меня садится мушка,
И пчела ко мне летит,
Полевая мышь-вострушка
Мне вреда не причинит.
И меня, кружась по воле,
Навещает мотылек…
Я - краса ржаного поля,
Ярко-синий василек.

Флора: Да, интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней - цветы, изумительные ее творения. Нет лучшего способа украсить свою жизнь цветами, чем вырастить их на садовом или пришкольном участке. Место, где вы решите их вырастить, будет называться цветником. Много столетий назад люди собирали большие коллекции растений. Однако это занятие было доступно только очень немногим, в основном правителям и влиятельным вельможам. Они имели возможность приобретать редкостные цветы по очень высокой цене. Например, луковицы тюльпанов стоили целое состояние, а розы входили в перечень роскоши древних римлян. Лилии, наряду с драгоценностями, укладывались в усыпальницы египетских фараонов. Продав всего одну луковицу гиацинта в Голландии два столетия назад, можно было купить себе дом, лошадей и жить, больше не заботясь о пропитании.

Сегодня мы не платим огромных денег за полюбившееся растение. В наших силах создать собственный цветник. И ваша выставка “Сказочный цветник ” - это доказывает. Под музыкальное сопровождение проходит церемония награждения детей, педагогов, родителей по итогам выставки. Вручаются дипломы, грамоты, семена экзотических растений и др.

Садовник: Не случайно о цветах сложено множество легенд. Одну из них мы сейчас расскажем и покажем.

Инсценировка : Легенда о незабудке

(на сцену выходят артисты в костюмах цветов и богиня Флора)

Садовник: Однажды богиня Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами.

Флора: Ты будешь тюльпаном, ты подснежником, тебя я назову - клевер.

Садовник: Всем дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

Незабудка: Не забудь меня, Флора! Дай и мне имя.

Садовник: Оглянулась Флора - никого не видно, снова захотела уйти, но голосок повторился:

Незабудка: Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!

Садовник: И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.

Флора: Хорошо, будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой - ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину.

Незабудка: Мы ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас все равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной, - нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озерко - нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые, опять нас вспомнишь. Мы ведь - незабудки.

Флора: Приятно любоваться цветами. Часто хочется принести их домой или подарить близким людям. Однако, прежде чем сорвать цветок, вспомните, что вы знаете о нем. Может быть, он ядовит и лучше его не трогать. Возможно, вы встречали редкий цветок, требующий охраны. В этом случае, конечно, он должен оставаться нетронутым.

Садовник: Не следует обрывать цветы рядом с городом или другими населенными пунктами. Вспомните, что цветок превращается в плод с семенами. Срывая цветок, мы губим все растения, которые могли бы вырасти из семян. Часто после сбора цветов гибнет и материнское растение. Оставшись без наземной части, многие первоцветы в следующем году уже не порадуют нас цветами. Пожалуйста, не забывайте об этом.

Флора: И вот наступило время конкурсов. Объявляю викторину на лучшего знатока цветов “Почему мы называем …”

  1. Бальзамин - огоньком? (За ярко - красную окраску).
  2. Аспидистру - дружной семейкой? (Черенки листьев выходят из корневища, тесно прижимаясь друг к другу, как бы из одного корня и создают впечатление дружной семьи).
  3. Монстеру - плаксой? (Летом перед дождем с кончиков листьев начинают падать капли воды).
  4. Зефирантес - выскочками? (Цветочные стрелки появляются неожиданно и быстро растут).
  5. Фикус - резиновым деревом? (Сок содержит каучук).
  6. Колеус - крапивкой? (Листья по форме напоминают листья крапивы)
  7. Календулу - ноготками? (Семена похожи на коготь).
  8. Аквилегию - водосбором? (Накапливает воду в своем причудливом цветке).

(Самых активных участников награждают отростками домашних цветов).

Садовник: А я приглашаю 2 команды из детей и взрослых по 6 человек. Ваша задача: на скорость собрать открытку с изображением цветка, дать его название и краткую информацию о нем. (Две открытки с изображением цветка разрезаются на 12 частей неправильной формы). Этот конкурс проходит на фоне веселой музыки.

Флора: Молодцы! Наступило время 3 конкурса: “Узнай растение по описанию”. Выставляются несколько комнатных растений с названиями. Ведущий выбирает один из них и начинает описывать:

  1. Широко распространенное неприхотливое растение с длинными ярко-зелеными линейными листьями, собранными в пучки. Существуют более декоративные разновидности: на их листьях есть яркие белые продольные полоски, расположенные по краю или середине листа. У взрослого растения из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие цветочные стрелки, на которых появляются невзрачные мелкие белые цветы, а затем детки.
  2. (Хлорофитум)

  3. Многолетнее вечнозеленое растение. Цветет почти круглый год при обилии света. Цветки крупные, собраны в зонтиковидные соцветия различной окраски (белые, розовые, красные, малиновые). Выращивают большое количество видов и сортов, объединенных в четыре группы: зональные, крупноцветковые, плющелистные и душистые.(Пеларгония-герань)
  4. Суккулентное растение. Листья мясистые, собраны в розетку или расположены поочередно. Размножаются отростками, которые за 2-3 дня до посадки подсушивают. Поливают умеренно, зимой редко. Растение хорошо выдерживает сухость воздуха, яркое солнечное освещение. Сок растения помогает лечить порезы, нарывы. (Алоэ )

За правильный ответ участника можно наградить отростком этого растения.

Садовник: Вот и побывали вы на нашей цветочной полянке. Впереди еще много открытий, познаний. Цветы сопровождают нас везде и всегда. Почему же человек любит цветы? Может быть, за их красоту. Но что такое красота? Каждый из нас понимает ее по-своему. Наверное, красота цветов - это сочетание разнообразных красок, причудливых форм, изысканных ароматов. Прелестны и неповторимы окружающие нас растения.

Флора: Умейте, дорогие мои, замечать это, ценить, любить!

На фоне музыки появляются цветы, и они берутся за руки.

Садовник:

Мы давно вас считаем друзьями,
Дети наших садов и полей.
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.

Тюльпан:

Сколько нас, пышноцветных, веселых,
Распустилось у всех на виду
Под широкими окнами школы,
В вашем залитом солнцем саду.

Мак:

Вы из нас составляете букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое свежее лето
Вместе с нами приходит в ваш дом.

Все цветы:

Пускай нас греет солнышко,
Ласкает тишина.
Цвети еще прекраснее
Родимая страна.

Садовник: Спасибо всем, кто участвовал в нашем мероприятии, всего вам доброго!

Флора: До новых встреч!

Список использованной литературы:

  1. Байтенов М.С. “ В мире редких растений”. - Алма - Ата: Кайнар, 1986.
  2. Маракаев О.А. “ Первый букет” Ярославль “ Академия развития” 1999.
  3. Тавлинова Г.К. “ Цветы в комнате и на балконе” Москва “ ТРИЭН” 1999.
  4. Тюрдиев С.Ю. Вечёрко Л.И. “Цветы в нашей жизни” Алма-Ата: Кайнар 1986.