Цели:
- образовательные: рассмотреть понятия об эмоциях, каковы особенности высшей н.д. человека, выяснить значение эмоций в жизни человека, выявить разницу между понятиями “эмоциональная реакция”, “эмоциональное состояние” и “эмоциональные отношения”;
- развивющие: продолжить формирование навыков работы с книгой, анализа, сравнения, обобщения, самооценки;
- воспитательные: продолжить формирование умения слушать и слышать собеседника, учить коллективному сотрудничеству.
Средства обучения: учебники, портреты, фотографии, памятки, задания, вопросники.
Форма проведения: устный журнал.
Деятельность:
- частично-поисковая;
- творческая;
- самостоятельная;
Формы деятельности:
- групповая;
- индивидуальная;
- самостоятельная;
- общеклассная.
Методы обучения: развивающие, проблемно-поисковые, репродуктивные, творческие.
Вступление.
Обычное буднее утро в городском
многоквартирном доме. Жильцы спешат по делам, на
работу, в школу. Впереди у них насыщенный день,
позади ночь. Кто-то хорошо отдохнул и набрался
сил. У кого-то плакал ребенок или болел зуб. А для
кого-то ночные часы пролетели в объятиях любимой
или приехавшим издалека другом. Одни встречают
день с интересом , другие с тревогой или унынием,
третьи – с энтузиазмом.
Открыв дверь подъезда, все они из полумрака
попали в светлое утро, видят знакомый двор. Но
видят ли они в этот момент одно и то же?
Проснувшийся бодрым и веселым молодой человек
прежде всего заметил ласковое солнышко. Его
невыспавшийся сосед – весеннюю грязь,
пятилетний малыш – полосатую гордую кошку, с
которой давно мечтал познакомиться.
Каждый видит то, что кажется, ему самым важным или
точнее на что направляет взгляд, свое
эмоциональное состояние – радость, раздражение,
любопытство, озабоченность.
Любой миг своего существования мы пребываем в
определенном эмоциональном состоянии. Оно
существенно влияет на все наши мысли, действия, и
в зависимости от него мы видим или наоборот, не
замечаем чего-то. Любое наше суждение о мире
пристрастно, т.е. насыщенно эмоциями.
Учитель: Итак, о чем же мы сегодня с вами будем говорить на уроке. Как вы думаете?
Учащиеся: об эмоциях.
Учитель: Совершенно верно. Тема нашего урока: “Особенности высшей н.д. человека. Эмоции”. Цель: рассмотреть понятия об эмоциях, каковы особенности высшей н.д. человека. Выяснить значение эмоций в жизни человека. Урок мы проведем в форме устного журнала.
Страница I. Предисловие (вопросы на столе, работа в парах)
Вопросы:
1. Что называется рефлексом?
2. Речь и её роль.
3. Назовите познавательные процессы.
4. Что такое память?
5. Виды памяти, назовите.
6. Виды воображения.
Страница II. Что такое эмоции? (работа с дополнительной литературой, учатся самостоятельно в группах)
Учитель: Вывод: формирование эмоций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение имеют переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру, (записывают в тетради).
Страница III. Эмоциональное состояние, реакции.
Учитель:
Только человек из всех живых существ
Открытым отличается лицом.
Имеет нос, миниатюрный рот
И очи с заостренными углами,
И тайны изумительных пропорций.
Лик может радовать, сулить блаженство.
Дарить доверие, внушать надежды.
В нем мысли волшебства и чувств запечетленность.
Лицо – природы дар и гордость человека. И наше эмоциональное состояние написано на лице. Эмоциональное состояние – настроение, мажорная или минорная окраска поведения на данном отрезке времени. Радоваться, удивляться, иронизировать, злиться. Как вы думаете, благодаря чему мы можем узнать эмоциональное состояние человека?
Учащиеся: мимике, глазам, губам. Мама говорила: “В твоих глазах все написано”.
Учитель: Перед вами задание №2: составьте описание эмоционального состояния людей, изображенных на портретах, фотографиях, используя описание губ, глаз, мимические мышцы. Перед вами инструкции, схемы.
Инструкция к описанию “эмоционального состояния человека”
- “Мышца иронии” – оно тянет угол рта вверх.
- “Мышца траура” – опускает углы рта.
- “Отвращение” – морщит нос, поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза.
- “Злость” – нахмуренное лицо, пристальный взгляд, прижатые к оскаленным зубам губы.
- “Радость” – смех, улыбка.
- “Удивление” – поднимание бровей, широко открыв глаза.
Эмоциональное состояние изменчиво. Проявления в форме аффекта, стресса.
Учащеся работают индивидуально с книгой.
Демонстрация картины “Иван Грозный убивает сына”.
Страница IV. Эмоциональные отношения.
Учитель: Рассмотрите таблицу.
Эмоциональные реакции |
Эмоциональные состояния |
Эмоциональные отношения |
Наследственно обусловленные гормональные и безусловно-рефлекторные реакции на появление жизненно важных факторов, положительных или отрицательных: смех, плач, покраснение или побледнение кожи лица, изменение сердечной деятельности, дыхания, ритма речи и пр. (не всегда соответствуют знаку эмоции) | Более или менее длительные состояния
человека, находящегося под влиянием
эмоционально-значимых событий. Настроение – мажорная или минорная окраска поведения человека на данном отрезке времени. Аффект – бурная вспышка, нередко с потерей волевого контроля. Стресс – переход на интенсивный режим деятельности. Включает состояние тревоги, устойчивой деятельности, истощения |
Называются чувствами в узком смысле. Выражают отношение человека к объектам, эмоционально его затрагивающим: людям, вещам, проблемам, к лицам другого пола (любовь, ненависть, ревность и пр.). Изменяются во времени: усиливаются, достигают апогея, могут угасать до полного равнодушия |
Итак, это – чувства – цвет мысли. Без них наши мысли сухие, безжизненные контуры, но не картины. Приведите примеры эмоциональных отношений, (группы) Страница
V. Значение эмоций (фронтальная беседа)
Учитель: Обратите внимание на цель нашего урока, которую мы ставили в начале урока. Так каково же значение эмоций?
Учащиеся: эмоции помогают работать, мыслить, понимать другого человека, способствуют настроению, учат радоваться.
Учитель: В крови появляются биологически активные вещества, изменяющие деятельность органов пищеварения, кровообращения, дыхания. Сердцебиение, дрожь, потливость ладоней, покраснение, бледность, учащенное дыхание – это спутники эмоций. Следственно, органы – по выражению глаз – могут определить, говорим мы правду или ложь. Создан детектор лжи.
Вывод: эмоции составляют существенную часть нашего внутреннего мира. Понимать себя это во многом значит разбираться в тех эмоциональных состояниях, которые мы переживаем и умеем влиять на них.
Учитель: Может быть вы помните мультфильм “Крошка енот”. Мать посылает малыша собрать камыши, но он не как не может это сделать, потому что ТОТ, КТО сидит в пруду, корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка енот не понимает, что видит в воде собственное отражение (демонстрация иллюстраций мультфильма “Крошка енот”). Так и мы, глядя на грустные, усталые лица на улице, не осознаем, что видим себя. И в этой атмосфере еще больше напрягаемся, каменеем лицом. Но попробуйте расслабиться – вы почувствуете, что даже физически становится легче. Сам вид улыбки человека – положительные эмоции. Почаще улыбайтесь. И тогда тот, кто сидит в пруду обязательно вам улыбнется. Вот и закрылась последняя страничка нашего журнала, но урок продолжается.
1.Открыли рабочие тетради, зад. 209-210. (Взаимопроверка)
2. Оценки – ведомость, показали почему?
З. Эмоциональное состояние (“мордашки”)
4. Что я взял для себя на уроке. Резюме. (Рефлексия)