Урок по теме: "Эмоции"

Разделы: Биология


Цели:

  • образовательные: рассмотреть понятия об эмоциях, каковы особенности высшей н.д. человека, выяснить значение эмоций в жизни человека, выявить разницу между понятиями “эмоциональная реакция”, “эмоциональное состояние” и “эмоциональные отношения”;
  • развивющие: продолжить формирование навыков работы с книгой, анализа, сравнения, обобщения, самооценки;
  • воспитательные: продолжить формирование умения слушать и слышать собеседника, учить коллективному сотрудничеству.

Средства обучения: учебники, портреты, фотографии, памятки, задания, вопросники.

Форма проведения: устный журнал.

Деятельность:

  • частично-поисковая;
  • творческая;
  • самостоятельная;

Формы деятельности:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • самостоятельная;
  • общеклассная.

Методы обучения: развивающие, проблемно-поисковые, репродуктивные, творческие.

Вступление.

Обычное буднее утро в городском многоквартирном доме. Жильцы спешат по делам, на работу, в школу. Впереди у них насыщенный день, позади ночь. Кто-то хорошо отдохнул и набрался сил. У кого-то плакал ребенок или болел зуб. А для кого-то ночные часы пролетели в объятиях любимой или приехавшим издалека другом. Одни встречают день с интересом , другие с тревогой или унынием, третьи – с энтузиазмом.
Открыв дверь подъезда, все они из полумрака попали в светлое утро, видят знакомый двор. Но видят ли они в этот момент одно и то же?
Проснувшийся бодрым и веселым молодой человек прежде всего заметил ласковое солнышко. Его невыспавшийся сосед – весеннюю грязь, пятилетний малыш – полосатую гордую кошку, с которой давно мечтал познакомиться.
Каждый видит то, что кажется, ему самым важным или точнее на что направляет взгляд, свое эмоциональное состояние – радость, раздражение, любопытство, озабоченность.
Любой миг своего существования мы пребываем в определенном эмоциональном состоянии. Оно существенно влияет на все наши мысли, действия, и в зависимости от него мы видим или наоборот, не замечаем чего-то. Любое наше суждение о мире пристрастно, т.е. насыщенно эмоциями.

Учитель: Итак, о чем же мы сегодня с вами будем говорить на уроке. Как вы думаете?

Учащиеся: об эмоциях.

Учитель: Совершенно верно. Тема нашего урока: “Особенности высшей н.д. человека. Эмоции”. Цель: рассмотреть понятия об эмоциях, каковы особенности высшей н.д. человека. Выяснить значение эмоций в жизни человека. Урок мы проведем в форме устного журнала.

Страница I. Предисловие (вопросы на столе, работа в парах)

Вопросы:

1. Что называется рефлексом?
2. Речь и её роль.
3. Назовите познавательные процессы.
4. Что такое память?
5. Виды памяти, назовите.
6. Виды воображения.

Страница II. Что такое эмоции? (работа с дополнительной литературой, учатся самостоятельно в группах)

Учитель: Вывод: формирование эмоций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение имеют переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру, (записывают в тетради).

Страница III. Эмоциональное состояние, реакции.

Учитель:

Только человек из всех живых существ
Открытым отличается лицом.
Имеет нос, миниатюрный рот
И очи с заостренными углами,
И тайны изумительных пропорций.
Лик может радовать, сулить блаженство.
Дарить доверие, внушать надежды.
В нем мысли волшебства и чувств запечетленность.

Лицо – природы дар и гордость человека. И наше эмоциональное состояние написано на лице. Эмоциональное состояние – настроение, мажорная или минорная окраска поведения на данном отрезке времени. Радоваться, удивляться, иронизировать, злиться. Как вы думаете, благодаря чему мы можем узнать эмоциональное состояние человека?

Учащиеся: мимике, глазам, губам. Мама говорила: “В твоих глазах все написано”.

Учитель: Перед вами задание №2: составьте описание эмоционального состояния людей, изображенных на портретах, фотографиях, используя описание губ, глаз, мимические мышцы.  Перед вами инструкции, схемы.

Инструкция к описанию “эмоционального состояния человека”

  • “Мышца иронии” – оно тянет угол рта вверх.
  • “Мышца траура” – опускает углы рта.
  • “Отвращение” – морщит нос, поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза.
  • “Злость” – нахмуренное лицо, пристальный взгляд, прижатые к оскаленным зубам губы.
  • “Радость” – смех, улыбка.
  • “Удивление” – поднимание бровей, широко открыв глаза.

Эмоциональное состояние изменчиво. Проявления в форме аффекта, стресса.

Учащеся работают индивидуально с книгой.

Демонстрация картины “Иван Грозный убивает сына”.

Страница IV. Эмоциональные отношения.

Учитель: Рассмотрите таблицу.

Эмоциональные реакции

Эмоциональные состояния

Эмоциональные отношения

Наследственно обусловленные гормональные и безусловно-рефлекторные реакции на появление жизненно важных факторов, положительных или отрицательных: смех, плач, покраснение или побледнение кожи лица, изменение сердечной деятельности, дыхания, ритма речи и пр. (не всегда соответствуют знаку эмоции) Более или менее длительные состояния человека, находящегося под влиянием эмоционально-значимых событий.

Настроение – мажорная или минорная окраска поведения человека на данном отрезке времени.

Аффект – бурная вспышка, нередко с потерей волевого контроля.

Стресс – переход на интенсивный режим деятельности. Включает состояние тревоги, устойчивой деятельности, истощения

Называются чувствами в узком смысле. Выражают отношение человека к объектам, эмоционально его затрагивающим: людям, вещам, проблемам, к лицам другого пола (любовь, ненависть, ревность и пр.). Изменяются во времени: усиливаются, достигают апогея, могут угасать до полного равнодушия

Итак, это – чувства – цвет мысли. Без них наши мысли сухие, безжизненные контуры, но не картины. Приведите примеры эмоциональных отношений, (группы) Страница

V. Значение эмоций (фронтальная беседа)

Учитель: Обратите внимание на цель нашего урока, которую мы ставили в начале урока. Так каково же значение эмоций?

Учащиеся: эмоции помогают работать, мыслить, понимать другого человека, способствуют настроению, учат радоваться.

Учитель: В крови появляются биологически активные вещества, изменяющие деятельность органов пищеварения, кровообращения, дыхания. Сердцебиение, дрожь, потливость ладоней, покраснение, бледность, учащенное дыхание – это спутники эмоций. Следственно, органы – по выражению глаз – могут определить, говорим мы правду или ложь. Создан детектор лжи.

Вывод: эмоции составляют существенную часть нашего внутреннего мира. Понимать себя это во многом значит разбираться в тех эмоциональных состояниях, которые мы переживаем и умеем влиять на них.

Учитель: Может быть вы помните мультфильм “Крошка енот”. Мать посылает малыша собрать камыши, но он не как не может это сделать, потому что ТОТ, КТО сидит в пруду, корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка енот не понимает, что видит в воде собственное отражение (демонстрация иллюстраций мультфильма “Крошка енот”). Так и мы, глядя на грустные, усталые лица на улице, не осознаем, что видим себя. И в этой атмосфере еще больше напрягаемся, каменеем лицом. Но попробуйте расслабиться – вы почувствуете, что даже физически становится легче. Сам вид улыбки человека – положительные эмоции. Почаще улыбайтесь. И тогда тот, кто сидит в пруду обязательно вам улыбнется. Вот и закрылась последняя страничка нашего журнала, но урок продолжается.

1.Открыли рабочие тетради, зад. 209-210. (Взаимопроверка)
2. Оценки – ведомость, показали почему?
З. Эмоциональное состояние (“мордашки”)
4. Что я взял для себя на уроке. Резюме. (Рефлексия)