Урок биологии по теме: "Голосеменные растения в системе органического мира"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • определить положение голосеменных растений в системе органического мира,
  • выявить причины эволюционных изменений этого отдела, экологическое значение и практическое применение.

Оборудование: кодоскоп, учебники биологии (растения), географии 8 класс (геохронологическая таблица развития Земли). Демонстрационный материал: кодокарточки “Голосеменные растения”, таблицы “Голосеменные”, гербарий “Отделы растений”, демонстрационный материал по ботанике (хламидомонада, улотрикс, мхи, папоротник, сосна, покрытосеменные), карточки задания. Раздаточный материал: гербарные материалы побега сосны и ели, шишки сосны и ели.

ХОД УРОКА

Для достижения цели урока класс делится на 6 групп. Лучше 1 ряд на две группы. Столы сдвигать не обязательно. Учащимся во время групповой работы необходимо повернуться друг к другу.

Урок начинается с программированного разноуровневого опроса по вариантам. (По желанию учащихся). Листочки для ответа определенного стандарта, для облегченной системы проверки. Время проведения 5 минут.

Уровень А

1 вариант CCC 2 вариант
1. Какие признаки характерны для папоротников? Какие признаки характерны для мхов?

а) наличие простых листьев
б) корневище
в) длинный тонкий стебель
г) наличие сложных листьев

2. Мхи не имеют: CCC Папоротники не имеют:

а) корней
б) стеблей
в) листьев
г) цветов

3. Папоротники сами образуют
органические в-ва, поэтому являются:

а) потребителями  
б) автотрофами  
в) разрушителями  
г) гетеротрофами

CCC 3. При размножении мхов образуются яйцеклетки и сперматозоиды, поэтому такое размножение называется:

а) вегетативным
б) бесполым
в) почкованием
г) половым

 

4. Ризоиды представляют собой: CCC 4. Вайи это:

а) корни
б) видоизмененные стебли
в) корнеподобные выросты
г) видоизмененный лист

5. Древние папоротники образовали: CCC 5. Мхи образуют:

а) каменный уголь
б) торф
в) нефть
г) известняк.

Уровень Б

  1. Главная причина вымирания древних папоротников:
  2. А) уничтожение их древними ящерами
    Б) похолодание и уменьшение влажности воздуха
    В) появление семенных растений
    Г) уменьшение облачности и проникновение солнечных лучей.

  3. Почему папоротники считают высшими споровыми растениями?
  4. А) размножаются спорами
    Б) развиты хорошо стебель, листья, корневище
    В) образовали каменный уголь
    Г) ранее были широко распространены

  5. Из приведенных ниже признаков выберите характерные для папоротников:
  6. А) одноклеточность
    Б) вайи
    В) ветвистый стебель
    Г) корневище

  7. В процессе исторического развития папоротники появились после:
  8. А) псилофитов
    Б) мхов
    В) одноклеточных зеленых водорослей
    Г) многоклеточных зеленых водорослей

  9. Определите порядок полового и бесполого размножения у папоротника

А) половое, а потом бесполое
Б) вегетативное, а потом половое
В) бесполое, а потом половое
Г) вегетативное, а потом бесполое.

Затем учитель определяет цель и задачи урока, объясняет, как будет происходить изучение нового материала и работа в группах. Определяет время подготовки по заданиям (5 минут), ответ группы (5 минут). Участие в обсуждении ответа всего класса. Во время подготовки групп учитель проверяет программированный тест с помощью прокалывания листочков. Листочки одного варианта складываются стопочкой, сверху помещается листок с правильными ответами и острым шилом или толстой иглой прокалываются правильные ответы. Остается только оценить ответы по критериям.

Критерии оценок

ошибка в 1 вопросе - “4”

ошибки в 2 вопросах - “5”

ошибки в 3 и более вопросах - “2”

Уровень А

Уровень Б

ЗАДАНИЕ № 1

1. Дайте характеристику климатических условий, в результате которых появились голосеменные растения, выполнив задания:

  • Найдите в учебнике географии 8 класс геохронологическую таблицу.
  • Найдите пермский период. Сколько лет он длился?
  • Какие изменения с сушей произошли в этот период?
  • Какой стал климат?
  • Какой период пришел на смену пермскому периоду?
  • Сколько лет он продолжался?
  • Что произошло с материками и морями?

2. Зачитайте ответ, вставив пропущенные слова:

Начиная с … периода, который длился … миллионов лет происходит горообразование, а в триасовый период, длившийся … миллионов лет наблюдается наибольшее за всю историю Земли отступление … и поднятие … . Появляются обширные пустыни. Климат становится … и прохладным.

ЗАДАНИЕ № 2

1. Прочитайте текст учебника о сосне обыкновенной, рассмотрите выданные вам образцы и заполните пропуски:

Отношение к почве…………………………………………...
Отношение к свету……………………………………………
Цвет коры……………………………………………………...
Форма кроны…………………………………………………..
Расположение хвоинок………………………………………..
Длина хвоинок…………………………………………………
Продолжительность жизни хвоинок…………………………
Форма шишек……………………………….…………………
Способ распространения семян………………………………

2. Какие из этих признаков вы отнесете к ароморфозам, а какие к идиоадаптации?

ЗАДАНИЕ № 3.

1. Прочитайте текст о ели обыкновенной, рассмотрите выданные вам образцы и заполните пропуски:

Отношение к почве…………………………………………..
Отношение к свету…………………………………………….
Цвет коры……………………………………………………...
Форма кроны…………………………………………………..
Расположение хвоинок………………………………………..
Длина хвоинок…………………………………………………
Продолжительность жизни хвоинок…………………………
Форма шишек……………………………….…………………
Способ распространения семян………………………………

2. Какие из этих признаков вы отнесете к ароморфозам, а какие к идиоадаптации?

ЗАДАНИЕ № 4.

Используя учебник, подготовьте рассказ о размножении голосеменных растений по следующему плану.

  1. Почему их называют голосеменными?
  2. Сколько видов маленьких шишек образуется весной у сосны?
  3. Что созревает в зеленовато-желтых шишках?
  4. Что созревает в красноватых шишках?
  5. С помощью чего происходит опыление?
  6. Что образуется после опыления?
  7. Что развивается из зиготы?
  8. Что развивается из семязачатка?
  9. Через сколько лет произойдет созревание шишек?

ЗАДАНИЕ № 5.

1. Используя учебник, дайте экологическую характеристику хвойным растениям, вставив пропущенные слова.

Еловые леса в нашей стране занимают … пространства. Она является основообразующим видом биоценоза темнохвойная … . В такой тайге царит полумрак. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав. Ярусного расположения растений практически … . В верхнем ярусе обитают  … ,    … ,   … . А в нижнем ярусе живут грызуны … ,  … , хищники   … ,   … . Хвойную подстилку и останки животных разлагают   … ,  … .
Сосна первой заселяет лесные вырубки,  … ,   … . Закрепляет сыпучие  … , задерживает таяние  … , что обогащает почву влагой.

2. Зачитайте ответ.

ЗАДАНИЕ № 6.

Расскажите о практическом использовании хвойных растений. При затруднении в ответе воспользуйтесь учебником.

  1. В строительстве.
  2. В промышленности (химической, пищевой).
  3. В медицине.

Во время ответов учащихся заполняется таблица классификация отделов растений, начатая на предыдущих уроках и отражающая следующие положения:

Название
отдела
Эволюционные
изменения
Экологическое
значение
Практическое
значение
ароморфозы идиоадаптации
         

По окончании работы учитель просит определить место голосеменных в древе эволюционного развития растений, используя демонстрационный материал в виде схемы № 1, подводит итог урока, объявляет оценки за тест и задает домашнее задание: прочитать §§ оформить практическую работу, составить цепь питания для биоценоза тайги летом.

Схема 1.