Открытый урок по биологии на тему: "Нервная система рыб. Размножение и развитие рыб"

Разделы: Биология


Задачи:

обучения - закрепить знания учащихся о внешнем и внутреннем строении рыб, продолжить формирование знаний о хордовых, изучив строение их нервной системы, а также размножение и развитие.

развития - развивать умение применять ранее полученные знания в новой ситуации, внимание, логическое мышление.

воспитания - воспитывать бережное отношение к природе, изучая нерест рыб.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Уплотнённый опрос

a) Вводная беседа по пройденному материалу.

На предыдущих уроках мы начали изучать новый Тип животных.

В.: Какой? О.: Тип хордовые.

В.: Какой Класс Подтипа черепных мы начали изучать? О.: Класс рыбы.

Мы уже изучили внешнее строение и некоторые из систем органов рыб.Знания о них понадобятся вам при изучении следующих Классов черепных животных.

Сегодня на уроке мы выясним, как вы усвоили этот материал. Для этого выполним 2 вида работ: тестовые задания на компьютере (8 человек) (Приложение 1), работа с разноуровневыми карточками - опросниками (остальной класс).

Карточка № 1

I. Подпиши части тела внешнего строения рыбы, связанные с водным образом жизни на рисунке.

Рисунок 1

Карточка № 2

II. Найди органы, участвующие в пищеварении у рыбы. Подпиши их на рисунке.

Рисунок 2

Карточка № 3

III.Обозначьте основные признаки позвоночных.

Рисунок 3

Карточка № 4

IV. Подпиши части кровеносной системы.

Рисунок 4

b) Инструктаж по выполнению тестовых заданий и работ на карточках.

c) Выполнение тестовых заданий с последующей проверкой.

d) Работа по карточкам с проверкой по дешифраторам.

e) Выставление оценок за опрос.

III. Обобщение учителем пройденного материала

Что должны усвоить учащиеся из пройденного материала.

  1. К Типу хордовых относятся животные, которые имеют внутренний осевой скелет.
  2. Рыбы являются водными животными, которые имеют обтекаемую форму тела, покровительственную окраску, плавники, плавательный пузырь, органами дыхания их являются жабры, кровеносная система замкнутая, 2-х камерное сердце, 1 круг кровообращения.

IV. Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя и постановка задач урока

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение систем органов рыб. И должны:

  • Рассмотрев строение нервной системы рыб, выявить усложнения в их поведении, связанные с этим.
  • Изучить особенности размножения и развития рыб:
    a. понятие нереста;
    b. этапы развития рыбы;
    c. сохранение постоянства видового состава;
    d. забота о потомстве.

2. Фронтальная беседа, выявляющая усложнение организации нервной системы.

В.: Какова нервная система у членистоногих?

О.: Состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.

В.: Как изменяется нервная система у хордовых, а в частности у рыб?

3. Нервная система и органы чувств

  1. Рассказ. Нервная система хордовых, и в том числе рыб, состоит из центральной н.с. и отходящих от неё нервов. ЦНС включает в себя головной и спинной мозг. Спинной мозг - это шнур, который проходит в канале позвоночника.
  2. Работа с компьютером. Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг и мозжечок. (Приложение 2)
  3. Беседа. Органы чувств.
    В.: Перечислите известные вам органы чувств.
    О.: глаз - зрение,
    язык - вкус
    кожа - осязание
    плавательный пузырь - слух
    ноздри - обоняние.
    Все эти органы выполняют известные вам функции, но у рыб есть ещё характерный орган - боковая линия.
  4. Работа с компьютером. Рефлексы.
    В.: Что такое рефлекс?
    О.: Ответная реакция организма на воздействие из окружающей среды.
    Посмотрим как работает рефлекторная дуга у рыб (Приложение 3)
  5. Вывод по нервной системе.
    Нервная система состоит из ЦНС и периферической н.с. Головной мозг состоит из пяти отделов примерно равных между собой по величине. Появляется возможности выработки условных рефлексов.

4. Размножение и развитие рыб

  1. Беседа. Органы размножения.
    Женские - яичник - яйцеклетки
    Мужские - семенники - молоки - сперматозоиды
  2. Рассказ. Нерест.
    a. Сложное инстинктивное поведение в период размножения - нерест.
    b. Передвижения рыб во время нереста.
  3. Работа с компьютером. Развитие окуня (Приложение 4).
    a. Икринка
    b. Зародыш
    c. Личинка
    d. Малек
  4. Работа с компьютером. Забота о потомстве (Приложение 5).
    a. Большое количество икры
    b. Строительство гнезд
    c. Живорождение
  5. Вывод по развитию и размножению.
    Рыбы раздельнополы, у них появляется инстинкт размножения - нерест, развитие проходит в несколько последовательных стадий, появляются зачатки заботы о потомстве.

V. Домашнее задание § 40,41. По желанию - найти дополнительный материал о рыбах, у которых проявляется забота о потомстве.

VI. Закрепление

Работа с компьютером.

  1. Строение отделов мозга.
  2. Развитие окуня.

VII. Подведение итогов урока и выставление поурочного балла