Задачи:
обучения - закрепить знания учащихся о внешнем и внутреннем строении рыб, продолжить формирование знаний о хордовых, изучив строение их нервной системы, а также размножение и развитие.
развития - развивать умение применять ранее полученные знания в новой ситуации, внимание, логическое мышление.
воспитания - воспитывать бережное отношение к природе, изучая нерест рыб.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Уплотнённый опрос
a) Вводная беседа по пройденному материалу.
На предыдущих уроках мы начали изучать новый Тип животных.
В.: Какой? О.: Тип хордовые.
В.: Какой Класс Подтипа черепных мы начали изучать? О.: Класс рыбы.
Мы уже изучили внешнее строение и некоторые из систем органов рыб.Знания о них понадобятся вам при изучении следующих Классов черепных животных.
Сегодня на уроке мы выясним, как вы усвоили этот материал. Для этого выполним 2 вида работ: тестовые задания на компьютере (8 человек) (Приложение 1), работа с разноуровневыми карточками - опросниками (остальной класс).
Карточка № 1
I. Подпиши части тела внешнего строения рыбы, связанные с водным образом жизни на рисунке.
Карточка № 2
II. Найди органы, участвующие в пищеварении у рыбы. Подпиши их на рисунке.
Карточка № 3
III.Обозначьте основные признаки позвоночных.
Карточка № 4
IV. Подпиши части кровеносной системы.
b) Инструктаж по выполнению тестовых заданий и работ на карточках.
c) Выполнение тестовых заданий с последующей проверкой.
d) Работа по карточкам с проверкой по дешифраторам.
e) Выставление оценок за опрос.
III. Обобщение учителем пройденного материала
Что должны усвоить учащиеся из пройденного материала.
- К Типу хордовых относятся животные, которые имеют внутренний осевой скелет.
- Рыбы являются водными животными, которые имеют обтекаемую форму тела, покровительственную окраску, плавники, плавательный пузырь, органами дыхания их являются жабры, кровеносная система замкнутая, 2-х камерное сердце, 1 круг кровообращения.
IV. Изучение нового материала
1. Вводное слово учителя и постановка задач урока
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение систем органов рыб. И должны:
- Рассмотрев строение нервной системы рыб, выявить усложнения в их поведении, связанные с этим.
- Изучить особенности размножения и развития рыб:
a. понятие нереста;
b. этапы развития рыбы;
c. сохранение постоянства видового состава;
d. забота о потомстве.
2. Фронтальная беседа, выявляющая усложнение организации нервной системы.
В.: Какова нервная система у членистоногих?
О.: Состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.
В.: Как изменяется нервная система у хордовых, а в частности у рыб?
3. Нервная система и органы чувств
- Рассказ. Нервная система хордовых, и в том числе рыб, состоит из центральной н.с. и отходящих от неё нервов. ЦНС включает в себя головной и спинной мозг. Спинной мозг - это шнур, который проходит в канале позвоночника.
- Работа с компьютером. Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг и мозжечок. (Приложение 2)
- Беседа. Органы чувств.
В.: Перечислите известные вам органы чувств.
О.: глаз - зрение,
язык - вкус
кожа - осязание
плавательный пузырь - слух
ноздри - обоняние.
Все эти органы выполняют известные вам функции, но у рыб есть ещё характерный орган - боковая линия. - Работа с компьютером. Рефлексы.
В.: Что такое рефлекс?
О.: Ответная реакция организма на воздействие из окружающей среды.
Посмотрим как работает рефлекторная дуга у рыб (Приложение 3) - Вывод по нервной системе.
Нервная система состоит из ЦНС и периферической н.с. Головной мозг состоит из пяти отделов примерно равных между собой по величине. Появляется возможности выработки условных рефлексов.
4. Размножение и развитие рыб
- Беседа. Органы размножения.
Женские - яичник - яйцеклетки
Мужские - семенники - молоки - сперматозоиды - Рассказ. Нерест.
a. Сложное инстинктивное поведение в период размножения - нерест.
b. Передвижения рыб во время нереста. - Работа с компьютером. Развитие окуня (Приложение 4).
a. Икринка
b. Зародыш
c. Личинка
d. Малек - Работа с компьютером. Забота о потомстве (Приложение 5).
a. Большое количество икры
b. Строительство гнезд
c. Живорождение - Вывод по развитию и размножению.
Рыбы раздельнополы, у них появляется инстинкт размножения - нерест, развитие проходит в несколько последовательных стадий, появляются зачатки заботы о потомстве.
V. Домашнее задание § 40,41. По желанию - найти дополнительный материал о рыбах, у которых проявляется забота о потомстве.
VI. Закрепление
Работа с компьютером.
- Строение отделов мозга.
- Развитие окуня.
VII. Подведение итогов урока и выставление поурочного балла