Цели мероприятия:
- развитие интереса учащихся к предметам естественно-научного профиля,
- формирование бережного отношения к природе,
- воспитание чувства прекрасного.
Игра “Счастливый случай” как одна из форм массовой внеклассной работы была мною проведена во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 9-10 классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации.
Ход игры.
Танец, в конце его ведущий начинает игру.
Ведущий:
Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях,
Не рассчитывай на время,
Помни, все в твоих руках.
Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня у нас игра “Счастливый случай”. Вопросы для нее были составлены по трем предметам: биологии, географии и химии. Играют две команды “Кактус” и “Какаду”, в каждой 6 человек. Сначала нужно выбрать тех, кто будет в командах. Я буду задавать вам вопросы, а вы, если знаете ответ, поднимайте руку, отвечайте и в случае правильного ответа занимайте место за одним из игровых столов.
- Сколько лет живет ель? (1200)
- Сколько литров березового сока дает одно дерево до распускания листьев? (До 40 л)
- Как называется материковая отмель? (Шельф)
- Самый большой город Индии? (Калькутта)
- Город в Южной Африке, где впервые были обнаружены месторождения алмазов? (Кимберли)
- На границе материков и океанов ветры зимой дуют с материка на океан, летом – наоборот, с океана на материк. Как называются эти ветры? (Муссоны)
- Как вы думаете, где на Земле был отмечен абсолютный минимум температуры –89,2 градуса? (Антарктида, станция Восток)
- В чем физиологическое значение дрожи? (Человек согревается)
- Из чего делают рыбий жир? (Из печени трески)
- Перечислить виды памяти. (Двигательная, образная, эмоциональная, словесная)
- Совокупность чашелистиков и лепестков называется…(Околоцветник)
- Назовите второе звено цепи питания. (Растительноядное животное)
Ведущий: Итак, команды заняли свои места, мы начинаем игру.
Гейм 1. Разминка (ведущий задает вопросы командам).
Вопросы для 1 команды.
- Почему в пустыне почти нет бабочек? (Мало цветов)
- На каком материке живут берберы? (Африка)
- Рыбы могут поворачивать голову? (Нет)
- Стеклянный бриллиант? (Страз)
- Все кистеперые рыбы вымерли? (Нет, латимерия)
- Олений мох? (Ягель)
- Как можно назвать большого кота? (Котище)
- Мера веса драгоценных камней? (Карат)
- Где у кузнечика ухо? (На ноге)
- Как зовут жителей Архангельска? (Архангелогородцы)
Вопросы для 2 команды.
- Самый большой остров? (Гренландия)
- Сколько лет живет баобаб? (4-5 тыс. лет)
- Лягушки – хищники? (Да)
- Ближайшая звезда? (Солнце)
- У грызунов резцы растут в течение всей жизни? (Да)
- Маленький гриб? (Грибок)
- Простоквашинский теленок? (Гаврюша)
- Что такое грот? (Пещера)
- Японское искусство составления букетов? (Икэбана)
- Самая высокая трава? (Бамбук)
(Подведение итогов конкурса, музыкальная пауза.)
Гейм 2. Заморочки из бочки. (11 вопросов, 12 – “Ты – мне, я – тебе”.)
- В 40-х годах ХХ века Северная и Западная Германия называлась (плакат №1):
- Назовите фамилию известного русского путешественника, зная, что он командовал первой русской кругосветной экспедицией в составе двух кораблей “Надежда” и “Нева”.(Иван Федорович Крузенштерн).
- На плакате №2 предложены вашему вниманию названия 10 стран. Нужно решить, во всех ли этих странах государственный строй – конституционная монархия. (Италия, Швейцария – нет)
- Выбрать из 3 представленных комнатных растений Нефролепис возвышенный.
- На плакате №3 перечислены названия насекомых. Определите, какое из них обитает в странах СНГ. (Мавританская козявка)
- Перед вами 2 стеклянных предмета. Стекло каждого из них – разного состава. Нужно выбрать предмет, стекло которого соответствовало бы составу, написанному на плакате №4. (Хрусталь)
- Назвать имя и фамилию путешественника – исследователя Новой Гвинеи, известного антрополога. Он опроверг распространенное некогда в науке мнение, что папуасы – “низшая раса”.(Николай Николаевич Миклухо-Маклай)
- Когда человека перед операцией усыпляют, наркозную маску накладывают на лицо. Достаточно ли для усыпления насекомого поместить в морилку его голову и почему? (Нет, дыхательные отверстия находятся по бокам брюшка)
- На рисунке, изображенном на плакате №5, определите время суток (Вечер).
- Как называются цветные искусственные камешки или стекла для изготовления мозаичных работ? Их применял М. В. Ломоносов для создания мозаичного панно “Полтавская битва”. (Смальта)
- В увлажненных местах леса можно встретить папоротники. Почему на них никому не удавалось найти плоды? (Папоротники не цветут)
- “Ты – мне, я – тебе”.
а) оления б) бизония в) зубрия г) зебрия
д)кобылия
(после II мировой войны Германия была поделена
на зоны влияния, бизония – две зоны – английская
и американская)
(Подведение итогов конкурса, музыкальная пауза.)
В качестве вопросов можно также использовать следующие:
- На плакате вы видите высказывание А.Шопенгауэра, в котором есть пропущенные слова. Вам нужно их назвать.
- Очень маленький инопланетянин пробрался внутрь вашего организма, уселся на печени и смотрит вверх. Что он видит? (Диафрагму)
- Всем известна сказка английского писателя Редьярда Киплинга “Маугли”. Что означает имя Маугли? Кто дал ему это имя? (“Лежи смирно, Лягушонок! О,Маугли, ибо – Лягушонком –Маугли, я и назову тебя…”, -сказала волчица Ракша, его приемная мать.)
“Сострадание к …(животным) так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток к …(животным), тот не может быть добрым человеком”.
Конкурс капитанов.
(Подведение итогов конкурса)
Гейм III. “Темная лошадка”.
(учитель математики с вопросами по своему предмету)
Гейм IV. Дальше, дальше…(3 минуты)
Вопросы для 1 команды:
- Растения, национальные символы Японии. (Хризантема, сакура)
- Что такое пирит? (Минерал)
- Столица Болгарии. (София)
- Афалина – это медведь, дельфин или рыба? (Дельфин)
- Где находятся о-ва Титикака? (В Тихом океане)
- Как можно погасить соду? (Кипятком, лимонной кислотой)
- Что такое дрожжи? (Грибы)
- Молоко какого животного самое жирное? (Кита, до 50% жира)
- Древесина какого дерева крепка, как дуб? (Груша)
- Какой газ пахнет тухлыми яйцами? (Сероводород)
- Почему мышцы красные, а сухожилия белые? (В мышцах – кровеносные сосуды)
- Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)
- Вследствие подводных извержений вулканов и землетрясений возникают сейсмические волны, называемые…( Цунами)
- Самое глубокое озеро. (Байкал)
- Самая многоводная река мира. (Амазонка)
- Как называется кора березы? (Береста)
- Есть ли корни у водорослей? (Нет, есть ризоиды)
- Что более утомительно для человека: 2 часа стоять или 2 часа идти? (Стоять)
- Как распространяются семена одуванчика? (Ветром)
- Как называется вулканическое стекло? (Обсидиан)
Вопросы для 2 команды.
- Растение, национальный символ Голландии. (Тюльпан)
- Столица какого государства город Антананариву? (Мадагаскар)
- Где зимуют раки? (В илистом дне реки)
- Какой газ пахнет дождем? (Озон)
- Чем ценна морская капуста? (Содержит йод)
- Лист шиповника простой или сложный? (Сложный)
- У какого животного самое большое сердце? (Колибри)
- Какой химический элемент является настоящим “гигантом”? (Титан)
- Самое большое озеро по площади акватории? (Каспийское море – озеро)
- Как называется процесс роста городов и городского населения? (Урбанизация)
- На каком материке находится государство Аргентина? (Южная Америка)
- Как называются степи в Северной Америке? (Прерии)
- Мех какого животного является самым дорогим? (Шиншилла)
- Корень какого растения называют “корень жизни”? (Женьшень)
- С верхней или с нижней стороны листа располагаются устьица? (С нижней)
- Самое твердое вещество на Земле? (Алмаз)
- Как называется плод капусты? (Стручок)
- Фактор воздействия человека на природу? (Антропогенный)
- Самая длинная река мира? (Нил)
- Единственная крупная река Австралии? (Муррей с притоком Дарлинг)
(Подведение итогов конкурса и игры, музыкальный номер.)
Любое массовое внеклассное мероприятие требует тщательной подготовки, привлечения большого числа школьников, поэтому необходимо подготовить следующее:
- Оборудование: два игровых стола со стульями, место для ведущего и жюри; три комнатных растения (одно из которых Нефролепис возвышенный); две стеклянные вазы (одна из которых – хрустальная).
- Три музыкальных номера.
- Попросить учителя математики подготовить занимательные вопросы по своему предмету.
Оформление зала.
ЭМБЛЕМА.
ПЛАКАТЫ:
Плакат №5.