Знакомство с загадочным миром шляпочных грибов

Разделы: Биология


Цель : познакомить учащихся с историей зарождения микологии, сформировать понятие о строении и особенностях шляпочных грибов, раскрыть их значение в природе и жизни человека, показать многообразие грибов в природе.

Задачи:

  • развивать у учащихся внимание, наблюдательность, воображение, эстетические чувства, воспитывать любовь к природе
  • научить распознавать съедобные и ядовитые грибы.
  • оказывать первую помощь при отравлениях грибами.

Оборудование: муляжи съедобных и ядовитых грибов, рисунки и фотографии шляпочных грибов, таблица “Строение гриба”.

Ход урока

Возникновение микологии (рассказ учителя)

Микология - наука о грибах - возникла очень давно. Впервые в IV в. до н.э. написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей, сморчков. Гиппократ в V в. до н.э. составил большой перечень употребляемых в пищу грибов. В I в. н.э. грибы стали делить на съедобные и ядовитые.

Особенности шляпочных грибов (беседа)

Вопрос: Какие шляпочные грибы растут в нашей местности?

Сам гриб - похожая на паутину грибница - мицелий - спрятан в земле. А часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли, называется плодовым телом гриба.

Ответ: белый гриб, подосиновик, подберезовик, шампиньон, груздь сухой, сыроежка, опёнок, мухомор, бледная поганка, желчный гриб.

Примечание:иллюстрации грибов - на доске.

Биологические особенности грибов (рассказ учителя)

Грибы - обширная группа организмов, насчитывающая около 100 тыс. видов. Из более 200 видов шляпочных грибов съедобными считают 20 видов.

Мицелий многоклеточный, ветвистый, в клетках двуядерный, живет на лесной и луговой почвах. На мицелии развиваются мясистые плодовые тела, дифференцированные на шляпку и пенек; при формировании плодовых тел, гифы, плотно переплетаясь, образуют ложные ткани (покровные, запасающие и др.).

Размножение мицелием, спорами, образующимися на нижней стороне шляпки, на поверхности трубочек (трубчатые грибы) или пластинок (пластинчатые грибы).

Плодовые тела недолговечны - от нескольких дней до двух недель. Питаются грибы готовыми органическими веществами путем всасывания.

Решить задачу.

Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберезовики в березовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Ответ. Мицелий определенных видов грибов устанавливает сожительство с корнями определенных видов древесных пород, так называемый симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворенными в ней минеральными солями, а гриб от деревьев - органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел.

Многообразие грибов (рассказ учителя)

Грибы - обширная группа организмов, насчитывающая около 100 тыс. видов. Из более 200 видов шляпочных грибов съедобными считают 20 видов.

Белый гриб - самый знаменитый и наиболее ценный из своего семейства. В. Солоухин в своей книге “Третья охота” пишет: “Чего это зовут белый гриб - царем грибов. Окраска простая, даже скромная, нет никакого вида. Разве что за вкус, за качество. Но когда еще издали увидишь его - забудешь все. Все будет, как если бы вместо разных духовных инструментов или гармоний заиграла вдруг скрипка. И просто, и ни с чем не сравнимо! Да, это царь грибов. Это маленький шедевр природы!”.

Учащиеся выходят, показывая фотографию гриба. Рассказывают о его внешних отличиях и местах его произрастания.

Белый гриб растет в сухих негустых березовых рощах, сосновых и еловых борах, стоит с гордо поднятой, окрашенной в телесный цвет шляпкой. Белые растут семьями. (Cтр. 60).

Подберезовик - ближайший сосед подосиновика. Красив и крепок только по молодости. Шляпка в это время имеет темную окраску. Мякоть на изломе белая, но при дальнейшей обработке темнеет. (Стр.61).

Сатанинский гриб отличается серо-белой или буро-охряной окраской шляпки и обычно трехцветной окраской бочонковидной, кверху суженой ножки. В верхней трети ножка желтая, в средней - красная, в нижней - грязно-охряная. Ядовит. (Стр.82).

В сосновом лесу растут козляки - небольшие грибки с рыжевато-бурыми шляпками на тонких ножках. Встречаются они большими гнездами. Эти грибы съедобны, особенно охотно их поедают козы, за что грибы и получили свое название.

Груздь. В еловом лесу, под опавшей хвоей можно обнаружить желтовато-белые шляпки груздей, ножки тоже белые, толстые, короткие, полые. Обычно их можно встретить с июля по октябрь большими группами.

Опята. Всегда появляются дружной компанией на деревьях, пнях, валежнике. У них длинные ножки, рыжевато-бурая шляпка с чешуйками, буроватые пластинки. На ножке бахромчатое кольцо. (Стр.68).

Ложные опята имеют зеленовато-желтую шляпку с красноватым центром. Мякоть у него желтая, с неприятным запахом, пластинки зеленоватого цвета. Кольцо на ножке исчезает. (Стр.78).

Шампиньон и бледная поганка. У шампиньона пластинки розовые, а у бледной поганки чисто белые, у основания ножки есть разорванный мешочек, которого нет у шампиньона. Сверху шляпка у бледной поганки белая. Бледная поганка - самый ядовитый гриб. (Стр.81).

Примечание: сведения о грибах учащиеся готовят заранее.

Признак ядовитости грибов (рассказ учителя)

Общий признак ядовитости всех грибов - ярко выраженный красный цвет. Кроваво-красные разводы на ножках, цвета запекшейся крови трубчатый слой под шляпкой, моментально выступающий на срезах розовый сок, розовеющая или синеющая мякоть на изломах - у трубчатых грибов.

У пластинчатых - утолщенное клубнеобразное основание ножки, непропорционально длинная тонкая ножка, хлопчатобумажный воротничок на уровне краев ломкой шляпки, белые пластинки.

Оказание первой помощи при отравлениях грибами (беседа)

Задается вопрос учащимся: "Что в первую очередь необходимо сделать при отравлении грибами?"

Предполагаемый ответ: срочно вызвать врача или отправить заболевшего в лечебное учреждение. Пока нет врача, нужно промыть желудок больному.

Если отравилась семья в первую очередь необходимо оказать помощь детям и людям пожилого возраста: они наиболее чувствительны к грибным токсинам.

Пострадавшим непрерывно давать теплое питье, а при резкой слабости - крепкий чай.

Значение грибов в природе и жизни человека

Учащиеся делятся своими знаниями.

Рассказывают о том, какое значение имеют грибы для животных (лекарство от глистов); что они питают корни деревьев, участвуют в переработке растительных остатков в лесу.

Человек использует грибные ферменты в мебельном производстве, в медицине, употребляет в пищу.

Примечание: материал готовят заранее.

Правило употребления грибов в пищу (беседа)

Не собирать грибов, которые не знаем.

Никогда не есть старых, червивых грибов (а так же водянистых), т.к. в них не разрушается грибная клетчатка, содержащая вещество фургинин, и пища плохо усваивается организмом.

Нельзя употреблять в пищу грибы, выросшие вблизи промышленных предприятий, химических комбинатов, автотрасс. Почему?

Отвечают учащиеся: грибы, выросшие в неблагоприятных экологических условиях, накапливают токсические вещества и становятся опасными для здоровья.

Нужно правильно перерабатывать и хранить грибы в домашних условиях.

Народные приметы для ориентировки грибников в сборе грибов

Учащиеся рассказывают приметы.

Есть в лесу волнушки - скоро будут грузди.

Зацветает ольха и береза - появляются сморчки.

Заколосилась рожь - время идти за первыми белыми грибами.

Примечание: готовят заранее.

Вопросы викторины:

  1. В каких грибах никогда не заводятся черви.
  2. Где не рекомендуется производить сбор грибов и почему?
  3. Как вы понимаете выражение: “Бойся не червивого, а старого гриба?”
  4. Как называется полезное сожительство гриба и дерева?
  5. Что является телом гриба?
  6. Как называются грибные нити, образующие тело гриба?
  7. Чем размножаются грибы?
  8. Как называется наука о грибах?
  9. В лесу на лужочке
    Гнилые пенечки,
    А на каждом из них
    Много братьев лихих.
  10. Есть старуха вредная,
    На ней шляпа бледная,
    А нога в ботинке,
    На чулке пестринки.
    Кто к ней прикоснется,
    Тот и не проснется.

Ответы викторины:

  1. Лисички.
  2. Вблизи шоссе, химических заводов, промышленных предприятий.
  3. В старых грибах не разрушается грибная клетчатка, которая плохо усваивается организмом, а так же накапливаются в больших количествах вредные для здоровья вещества.
  4. Симбиоз.
  5. Грибница, или мицелий.
  6. Гифы.
  7. Спорами.
  8. Микология.
  9. Опята.
  10. Бледная поганка.

Литература

1. Домашняя медицинская энциклопедия. Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 1993.

2. Пономарев А.И. “Тебе, грибник”. Лениздат, 1987.

3. “Занимательная ботаника” В.Рохлов, А. Терешов, Р. Петросова. Москва “АСТ-Пресс” 1999.

4. Н.Грищенко “Юному сборщику даров природы”. Издательство “Калининградская правда” 1983.

5. С.В. Баранов “Грибные тропы” Кемеровское книжное издательство, 1984.

6. О. Капорейко “Грибы на столе” Свердловск 1990.