Цель : познакомить учащихся с историей зарождения микологии, сформировать понятие о строении и особенностях шляпочных грибов, раскрыть их значение в природе и жизни человека, показать многообразие грибов в природе.
Задачи:
- развивать у учащихся внимание, наблюдательность, воображение, эстетические чувства, воспитывать любовь к природе
- научить распознавать съедобные и ядовитые грибы.
- оказывать первую помощь при отравлениях грибами.
Оборудование: муляжи съедобных и ядовитых грибов, рисунки и фотографии шляпочных грибов, таблица “Строение гриба”.
Ход урока
Возникновение микологии (рассказ учителя)
Микология - наука о грибах - возникла очень давно. Впервые в IV в. до н.э. написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей, сморчков. Гиппократ в V в. до н.э. составил большой перечень употребляемых в пищу грибов. В I в. н.э. грибы стали делить на съедобные и ядовитые.
Особенности шляпочных грибов (беседа)
Вопрос: Какие шляпочные грибы растут в нашей местности?
Сам гриб - похожая на паутину грибница - мицелий - спрятан в земле. А часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли, называется плодовым телом гриба.
Ответ: белый гриб, подосиновик, подберезовик, шампиньон, груздь сухой, сыроежка, опёнок, мухомор, бледная поганка, желчный гриб.
Примечание:иллюстрации грибов - на доске.
Биологические особенности грибов (рассказ учителя)
Грибы - обширная группа организмов, насчитывающая около 100 тыс. видов. Из более 200 видов шляпочных грибов съедобными считают 20 видов.
Мицелий многоклеточный, ветвистый, в клетках двуядерный, живет на лесной и луговой почвах. На мицелии развиваются мясистые плодовые тела, дифференцированные на шляпку и пенек; при формировании плодовых тел, гифы, плотно переплетаясь, образуют ложные ткани (покровные, запасающие и др.).
Размножение мицелием, спорами, образующимися на нижней стороне шляпки, на поверхности трубочек (трубчатые грибы) или пластинок (пластинчатые грибы).
Плодовые тела недолговечны - от нескольких дней до двух недель. Питаются грибы готовыми органическими веществами путем всасывания.
Решить задачу.
Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберезовики в березовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?
Ответ. Мицелий определенных видов грибов устанавливает сожительство с корнями определенных видов древесных пород, так называемый симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворенными в ней минеральными солями, а гриб от деревьев - органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел.
Многообразие грибов (рассказ учителя)
Грибы - обширная группа организмов, насчитывающая около 100 тыс. видов. Из более 200 видов шляпочных грибов съедобными считают 20 видов.
Белый гриб - самый знаменитый и наиболее ценный из своего семейства. В. Солоухин в своей книге “Третья охота” пишет: “Чего это зовут белый гриб - царем грибов. Окраска простая, даже скромная, нет никакого вида. Разве что за вкус, за качество. Но когда еще издали увидишь его - забудешь все. Все будет, как если бы вместо разных духовных инструментов или гармоний заиграла вдруг скрипка. И просто, и ни с чем не сравнимо! Да, это царь грибов. Это маленький шедевр природы!”.
Учащиеся выходят, показывая фотографию гриба. Рассказывают о его внешних отличиях и местах его произрастания.
Белый гриб растет в сухих негустых березовых рощах, сосновых и еловых борах, стоит с гордо поднятой, окрашенной в телесный цвет шляпкой. Белые растут семьями. (Cтр. 60).
Подберезовик - ближайший сосед подосиновика. Красив и крепок только по молодости. Шляпка в это время имеет темную окраску. Мякоть на изломе белая, но при дальнейшей обработке темнеет. (Стр.61).
Сатанинский гриб отличается серо-белой или буро-охряной окраской шляпки и обычно трехцветной окраской бочонковидной, кверху суженой ножки. В верхней трети ножка желтая, в средней - красная, в нижней - грязно-охряная. Ядовит. (Стр.82).
В сосновом лесу растут козляки - небольшие грибки с рыжевато-бурыми шляпками на тонких ножках. Встречаются они большими гнездами. Эти грибы съедобны, особенно охотно их поедают козы, за что грибы и получили свое название.
Груздь. В еловом лесу, под опавшей хвоей можно обнаружить желтовато-белые шляпки груздей, ножки тоже белые, толстые, короткие, полые. Обычно их можно встретить с июля по октябрь большими группами.
Опята. Всегда появляются дружной компанией на деревьях, пнях, валежнике. У них длинные ножки, рыжевато-бурая шляпка с чешуйками, буроватые пластинки. На ножке бахромчатое кольцо. (Стр.68).
Ложные опята имеют зеленовато-желтую шляпку с красноватым центром. Мякоть у него желтая, с неприятным запахом, пластинки зеленоватого цвета. Кольцо на ножке исчезает. (Стр.78).
Шампиньон и бледная поганка. У шампиньона пластинки розовые, а у бледной поганки чисто белые, у основания ножки есть разорванный мешочек, которого нет у шампиньона. Сверху шляпка у бледной поганки белая. Бледная поганка - самый ядовитый гриб. (Стр.81).
Примечание: сведения о грибах учащиеся готовят заранее.
Признак ядовитости грибов (рассказ учителя)
Общий признак ядовитости всех грибов - ярко выраженный красный цвет. Кроваво-красные разводы на ножках, цвета запекшейся крови трубчатый слой под шляпкой, моментально выступающий на срезах розовый сок, розовеющая или синеющая мякоть на изломах - у трубчатых грибов.
У пластинчатых - утолщенное клубнеобразное основание ножки, непропорционально длинная тонкая ножка, хлопчатобумажный воротничок на уровне краев ломкой шляпки, белые пластинки.
Оказание первой помощи при отравлениях грибами (беседа)
Задается вопрос учащимся: "Что в первую очередь необходимо сделать при отравлении грибами?"
Предполагаемый ответ: срочно вызвать врача или отправить заболевшего в лечебное учреждение. Пока нет врача, нужно промыть желудок больному.
Если отравилась семья в первую очередь необходимо оказать помощь детям и людям пожилого возраста: они наиболее чувствительны к грибным токсинам.
Пострадавшим непрерывно давать теплое питье, а при резкой слабости - крепкий чай.
Значение грибов в природе и жизни человека
Учащиеся делятся своими знаниями.
Рассказывают о том, какое значение имеют грибы для животных (лекарство от глистов); что они питают корни деревьев, участвуют в переработке растительных остатков в лесу.
Человек использует грибные ферменты в мебельном производстве, в медицине, употребляет в пищу.
Примечание: материал готовят заранее.
Правило употребления грибов в пищу (беседа)
Не собирать грибов, которые не знаем.
Никогда не есть старых, червивых грибов (а так же водянистых), т.к. в них не разрушается грибная клетчатка, содержащая вещество фургинин, и пища плохо усваивается организмом.
Нельзя употреблять в пищу грибы, выросшие вблизи промышленных предприятий, химических комбинатов, автотрасс. Почему?
Отвечают учащиеся: грибы, выросшие в неблагоприятных экологических условиях, накапливают токсические вещества и становятся опасными для здоровья.
Нужно правильно перерабатывать и хранить грибы в домашних условиях.
Народные приметы для ориентировки грибников в сборе грибов
Учащиеся рассказывают приметы.
Есть в лесу волнушки - скоро будут грузди.
Зацветает ольха и береза - появляются сморчки.
Заколосилась рожь - время идти за первыми белыми грибами.
Примечание: готовят заранее.
Вопросы викторины:
- В каких грибах никогда не заводятся черви.
- Где не рекомендуется производить сбор грибов и почему?
- Как вы понимаете выражение: “Бойся не червивого, а старого гриба?”
- Как называется полезное сожительство гриба и дерева?
- Что является телом гриба?
- Как называются грибные нити, образующие тело гриба?
- Чем размножаются грибы?
- Как называется наука о грибах?
- В лесу на лужочке
Гнилые пенечки,
А на каждом из них
Много братьев лихих. - Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки.
Кто к ней прикоснется,
Тот и не проснется.
Ответы викторины:
- Лисички.
- Вблизи шоссе, химических заводов, промышленных предприятий.
- В старых грибах не разрушается грибная клетчатка, которая плохо усваивается организмом, а так же накапливаются в больших количествах вредные для здоровья вещества.
- Симбиоз.
- Грибница, или мицелий.
- Гифы.
- Спорами.
- Микология.
- Опята.
- Бледная поганка.
Литература
1. Домашняя медицинская энциклопедия. Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 1993.
2. Пономарев А.И. “Тебе, грибник”. Лениздат, 1987.
3. “Занимательная ботаника” В.Рохлов, А. Терешов, Р. Петросова. Москва “АСТ-Пресс” 1999.
4. Н.Грищенко “Юному сборщику даров природы”. Издательство “Калининградская правда” 1983.
5. С.В. Баранов “Грибные тропы” Кемеровское книжное издательство, 1984.
6. О. Капорейко “Грибы на столе” Свердловск 1990.