“Атмосфера – воздушная оболочка Земли”.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию:
создать условия для
усвоения понятия “облака”, для выявления
причинно-следственных связей на примере явлений,
происходящих в атмосфере.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока:
Мотивация и целеполагание
- Учитель объявляет тему и предлагает ответить на вопрос: “О каких явлениях, происходящих в атмосфере, вам хотелось бы узнать?” По результатам ответов подводит к цели урока о начале формирования устанавливать причинно-следственные связи.
- На доске открывается схема: ПРИЧИНА > СЛЕДСТВИЕ
Учащиеся приводят приметы, опираясь на жизненный опыт.
Изучение нового материала, осознание и осмысление осуществляется параллельно фронтальной и самостоятельной работы.
- Фронтальная беседа:
Как образуются облака?
Из чего состоят облака?
Откуда появляются капли воды?
Почему происходит охлаждение воздуха?
Какова причина образования облаков?
- На доске выстраивается логическая цепочка,
ученики записывают в тетрадь:
температура понижается |
водяной пар охлаждается |
облака |
- Учитель работает над формированием понятия “облака”, учащиеся записывают в тетрадь (скопление водяных капель и кристалликов льда).
- Учитель обращает внимание на цепочку, где следствие одной причины может быть самой причиной. Впереди цепочки ставит знак вопроса и предлагает дома подумать над причиной понижения температуры.
Фронтальная беседа:
Как водяной пар попадает на высоту?
Какой воздух будет подниматься вверх: теплый или холодный?
Что произойдет, когда теплый воздух поднимется?
Почему происходит этот процесс?
Выявляется причина образования ветра:
- Одна причина может привести к разным
следствиям.
Учащиеся самостоятельно записывают 3 – 4 следствия. - Учитель выслушивает ответ и просит привести примеры такой цепочки по ранее изученному материалу.
- На доске открывается схема; учащиеся, используя учебник стр. 73, первый абзац, заполняют ее.
Гроза: молния (электрический разряд)
Первичное закрепление
- Учитель предлагает ответить на вопрос: “Почему зимой на побережье тепло, а на суше холодно?” На доске написана схема с неправильно расположенными звеньями, ученики в тетрадях выстраивают звенья в логической последовательности:
Долго отдает тепло. Зимой на побережье тепло. Море нагревается медленно. |
- Учитель предлагает самостоятельно записать ответ в виде логической цепочки на вторую часть вопроса (почему на суше зимой холодно?)
Домашнее задание:
Обязательное: изучить стр. 72 – 72, ? (см. тетрадь).
Дополнительное: (на выбор)
- составить как можно более длинную цепочку ПСС по теме “Атмосфера”;
- используя дополнительную литературу, составить цепочку ПСС интересующего вас явления атмосферы.
Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
“Достигнута ли цель урока?” и определить пути
достижения цели.
Формирование многих интеллектуальных умений требует значительных затрат учебного времени. К сожалению, на уроках не всегда находится возможность для отработки некоторых приемов, т.к. учитель во многом ограничен рамками программы. Поэтому в школе мы пришли к необходимости проведения тренинговых занятий, которые могут проводиться на основе пособия “Кристалл” или коррекционные занятия по итогам диагностических работ на классных часах.
Коррекционный тренинг по формированию умения устанавливать причинно-следственные связи
Цель занятия: провести коррекцию умений по составлению причинно-следственных связей (ПСС) на основе диагностической работы.
Тип занятия: коррекционный тренинг.
Форма занятия: классный час.
Методы: частично-поисковый.
Оборудование: тексты (для каждого), набор заданий (1 на парту).
Ход занятия:
- На доске написано:
прямые – обратные
линейные – разветвленное
короткие – длинные
Учитель определяет тему и цель занятия (откорректировать умения составлять ПСС).
- На доске написано стихотворение:
Не было гвоздя – подкова пропала. Не было подковы – лошадь захромала, Лошадь захромала – командир убит, Конница разбита – армия бежит, Враг вступает в город, пленных не щадя, От того, что в кузнице не было гвоздя |
Учащиеся читают стихотворение,
составляют цепочку ПСС.
Учитель заслушивает варианты, задает вопрос:
“Какая неточность есть в стихотворении?” (хромая
лошадь не обязательно будет являться причиной
гибели командира).
- Учащиеся читают текст:
Одной из экологических проблем является потепление климата, связанное с парниковым эффектом. В парниках тепло удерживают пленка или стекло. В атмосфере эту роль играют некоторые газы. Парниковым эффектом обладает углекислый газ, который в больших количествах образуется при сжигании топлива. Еще сильнее удерживают тепло фреоны, которые используются в холодильниках и аэрозольных баллонах. В последнее время содержание парниковых газов в атмосфере значительно увеличилось. Уже в ближайшие 20 – 30 лет температура может увеличиться на 2 – 3 градуса. Растают ледники, повысится уровень мирового океана, и вода затопит огромные площади суши. В засушливых районах возможно опустынивание – превращение плодородных земель в бесплодные пустыни. В районах с вечной мерзлотой при потеплении климата могут разрушиться газопроводы, здания, дороги. Парниковый эффект может иметь и положительные последствия. Увеличение количества углекислого газа, осадков и тепла улучшит условия роста растений и повысит урожайность многих сельскохозяйственных культур. Но все же отрицательные последствия парникового эффекта значительно сильнее, поэтому данная экологическая проблема требует решения. Необходимо уменьшить выбросы в атмосферу газов, создающих парниковой эффект углекислый газ поглощают зеленые растения, поэтому важно не допускать уменьшения площади лесов. В будущем планируется замена ископаемого топлива на экологически чистые виды. Все эти мероприятия позволят снизить содержание парниковых газов в атмосфере и не допустить глобальной экологической катастрофы.
1) заканчивают цепочку:
2) продолжают цепочку как можно дальше;
3) заполняют схему:
4) опираясь на текст, составляют свою цепочку.
- Учитель возвращается к написанным на доске видам ПСС и просит привести примеры каждого вида связей, составленных на уроке цепочек.
- Ученики читают задание, разложенное на партах, и восстанавливают последовательность событий (задания разрезанные).
Задание:
Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Запись зашифрована и доступна лишь мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и сделать вывод.
- Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана.
- На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой.
- Чтобы вырубать в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить веревки для установки статуй.
- На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в землянках, лодки изготавливают из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега.
- Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов.
- Исчезли леса – не стало зверей и птиц, не стало материала для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу.
- Страшный голод привел к каннибализму, погибали и жрецы, и слуги – численность населения сократилась в несколько раз.
- Жрецы любят власть, а много статуй – значит много власти.
- Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу – это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен.
(2 – 5 – 1 – 8 – 9 – 3 – 6 – 7 – 4)
- На доске написаны слова, из которых учащиеся составляют выражение.
являемся прошлого будущего причиной мы все и результатом. |
(Все мы являемся результатом прошлого
и причиной будущего.)
Дохматская, реж. док. фильмов
Желаю вам быть хорошим результатом
прошлого
и достойной причиной будущего!