Тема урока: гигиена дыхательной системы.
Цель урока: гигиеническое воспитание и
формирование здорового образа жизни.
Задачи урока: продолжить изучение темы
“Дыхание”;
развивать у учащихся понятие о
жизнедеятельности организма как единого целого;
познакомить их с факторами риска заболеваний
дыхательной системы и профилактикой;
формирование потребности в здоровом образе
жизни.
Оборудование урока: доклады, рефераты,
кроссворды, рисунки по теме “Дыхание”.
на доске: таблицы: “Органы дыхания”,
“Влияние табачного дыма на дыхание”, “Способы
очистки дыхательной системы”, “Заболевания,
вызванные нарушением дыхательной системы”,
“Человек вдыхает и выдыхает” <приложение №1>.
на партах: учебные принадлежности, тест
“Твое здоровье”, карта городов страны с
наибольшим уровнем загрязнения воздуха.
Продолжительность урока: 40 минут
Структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Физминутка на восстановление дыхания, настрой на урок. |
- Здравствуйте, расслабьтесь, бесшумно садитесь. | Выполняют упражнение: И.п. – ноги на уровне плеч, руки, плечи опушены, поднимают руки вверх, бесшумный вдох через нос, выдох – через рот, губы трубочкой, помня, что вдох в два раза короче выдоха. |
Проверка отсутствующих на уроке. Постановка цели и задач. Вводная беседа |
- Дыхание – синоним жизни. Что же такое
дыхание? Какие органы входят в состав
дыхательной системы? - Сегодня мы выясним причины нарушения дыхания (частично о них мы уже говорили, изучая органы дыхательной системы и меры их предупреждения.) |
Ответы учащихся. |
II. Изучение нового материала. Рассказ
с использованием таблицы. |
- Органы дыхания имеют прямую связь с
внешним миром, они первыми принимают удары
различных вредных факторов внешней среды.
Человек вдыхает и выдыхает в одну минуту – 5
литров воздуха, в один час – 300 литров воздуха, за
одни сутки 7200 литров воздуха. Допустим, что в
одном литре воздуха находится пять частиц пыли.
Сколько частиц ученик вдохнет за урок? А за сутки? |
Записывают в тетрадях число, тему урока. Считают и записывают полученное число – 10000 частиц 36000 частиц. |
Рассказ с использованием таблицы “Заболевания, вызванные нарушением дыхательной системы ”. | - Большой вред на органы дыхания
оказывает пыль. Она есть везде – только в море 1000-
1200 метров от берега и на очень большой высоте
пыли нет. Даже на вершинах Альп в 1 мл. воздуха
содержится 200 пылинок. А в таком же объеме
городского воздуха пылевых частиц более 0,5
миллиона. В деревне меньше – в 1 мл. воздуха до 5000
частичек пыли. Пыль очень вредна для человека. Она нарушает мерцательный эпителий дыхательных путей, предохраняющий своей неутомимой работой наши легкие от скопления в них пыли, вызывая такие заболевания, как ангина, бронхит, астма, трахеит, ринит, ларингит. В воздухе кроме пыли есть и много бактерий, для которых пыль является средством перемещения. В 1 мл. воздуха содержится 12 миллионов бактерий. В кабинете пыли в 10-20 раз больше, чем на улице. Какие же вещества, кроме пыли, входят в состав воздуха нашего города, мы узнаем из отчета лаборатории мониторинга загрязнения окружающей среды, с которым нас познакомят девочки, посетившие данную лабораторию. |
Запись в тетрадь. |
Сообщения учащихся с использованием местного материала. | -Экологическая обстановка в городе в целом не удовлетворительная. В близи автомобильных дорог наблюдается ее ухудшение, причина – в низком качестве бензина, неполное его сгорание, поэтому содержание в воздухе формальдегидов превышает норму в 2-2,5 раза, до 7 ПДК. В жилых кварталах, особенно в частном секторе, наблюдается повышение диоксида, бенз(а)пирена, хлорсодержащих веществ в 2-3 ПДК… | |
Беседа с демонстрацией карты России, использованием местного материала. | - Наш город входит в число самых
загрязненных городов России под номером 22. Об
этом свидетельствует карта, опубликованная в
газете “Бийский рабочий” от 17 ноября 2001 года. В
Новой Зеландии учредили звание “Лучший
экогород”, нашему городу еще долго, видимо, не
придется его иметь, так как в настоящее время
предприятия города по-прежнему загрязняют
атмосферу города вредными выбросами. “Спец.
автохозяйство” нарушает график вывоза бытового
мусора, что приводит к дальнейшему ухудшению
экологии окружающей среды. Так как в воздухе, мы выяснили, содержится большое количество посторонних частиц и чтобы они не попадали в легкие и не вызывали различного рода заболевания, такие как туберкулез, пневмония, дифтерия, Природа снабдила нас мощным очистительным аппаратом. Каким? |
Рассматривают карту |
Использование таблицы Таблица “Способы очистки дыхательной системы ”. |
Учащиеся зачитывают таблицу, делают
записи в тетради: -механическая очистка-кашель, чихание, реснички; -химическая очистка – слизь; -цитологическая очистка – альвеолярные микрофаги; -иммунологическая очистка – с помощью антител. |
|
- Но, к сожалению, человек сам усугубляет состояние дыхательной системы – не правильно дышит, и в частности курением. О вреде курения на органы сердечно-сосудистой системы мы уже знаем, а вот что происходит с легкими от этой вредной привычки, вы узнаете из небольшой сказки “Переполох в королевстве Дыхания”, которую нарисовали ваши одноклассники <приложение №2>. | ||
Творческая работа учащихся. | ||
Физминутка. Беседа с использованием |
- Сели удобно на стул, откинулись на
спинку стула, плечи распрямили, ноги стоят на
полу. Послушаем тишину в своем организме. -
Действительно, курение считается опасным, почему
– это видно из таблицы. Какой вывод мы можем
сделать из этого? |
Читают сказку и прикрепляют “кадры” сказки на стенде <рисунки № 1-6, формат А3>. |
Демонстрация теста. | Работа с тестом, отмечают “+”, “-”. | |
Беседа учителя с учащимися. | - Что нужно делать, чтобы улучшить состояние своих дыхательных путей? | Ответы учащихся: -бороться с загрязнением воздуха; -чаще бывать за городом; -отказ от курения; -вести здоровый образ жизни. |
- Все, что вы назвали сейчас - это будет вашим заданием на всю жизнь. Заболевания легче предупредить, чем вылечить, для этого необходимо укреплять дыхательную систему, защищая себя тем самым от вредных факторов окружающей среды. Проведем дыхательную гимнастику. | ||
III. Практическая часть. Показ гигиенических упражнений на профилактику дыхания “Пахнет гарью, “Свечка”” |
- Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на
ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи,
громко шмыгая носом. Заставьте ноздри
соединяться в момент вдоха. Тренируйте по 2 – 4
вдоха подряд. Внимание на вдох. Чем глубже вдох,
тем незаметнее выдох. Внимание на короткие выдохи через рот, вдох через нос. |
Выполнение упражнений. |
IV.Подведение итогов урока. Домашнее задание. |
Выставляются оценки за работу на уроке. -Чтобы
еще лучше были ваши знания по данному вопросу и
чтобы на следующем уроке другие получили
отличные оценки, домашнее задание: параграф 28,
повторить с параграфа 24, готовимся к итоговому
уроку по теме “Дыхание”. Спасибо за работу, здоровья всем. |
Запись домашнего задания. По звонку с урока учащиеся встают и прощаются. |
Используемая литература:
1. Н.П. Абаскалова. Здоровью надо учить!
Издательская компания “Лада”, Новосибирск, 2000.
2. А.С. Батуев. Учебник “Биология. Человек”. – М.,
“Дрофа”, 1999.
3. Г.К. Зайцев. Твое здоровье. “Акцидент”. – С.
Петербург, 1997.
4. Л.Г. Татарникова. Валеология подростка. – С.
Петербург,1996.
5. Л.Г. Татарникова. Валеология – основы
безопасности жизни ребенка. – С. Петербург,1995.