Урок-практикум биологии в 9-м классе. Тема урока: "Гигиена дыхательной системы"

Разделы: Биология


Тема урока: гигиена дыхательной системы.
Цель урока: гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.
Задачи урока: продолжить изучение темы “Дыхание”;
развивать у учащихся понятие о жизнедеятельности организма как единого целого;
познакомить их с факторами риска заболеваний дыхательной системы и профилактикой;
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Оборудование урока: доклады, рефераты, кроссворды, рисунки по теме “Дыхание”.
на доске: таблицы: “Органы дыхания”, “Влияние табачного дыма на дыхание”, “Способы очистки дыхательной системы”, “Заболевания, вызванные нарушением дыхательной системы”, “Человек вдыхает и выдыхает” <приложение №1>.
на партах: учебные принадлежности, тест “Твое здоровье”, карта городов страны с наибольшим уровнем загрязнения воздуха.
Продолжительность урока: 40 минут

Структура урока:

Этапы урока Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
I. Организационный момент.
Физминутка на восстановление
дыхания, настрой на урок.
- Здравствуйте, расслабьтесь, бесшумно садитесь. Выполняют упражнение: И.п. – ноги на уровне плеч, руки, плечи опушены, поднимают руки вверх, бесшумный вдох через нос, выдох – через рот, губы трубочкой, помня, что вдох в два раза короче выдоха.
Проверка отсутствующих на уроке.
Постановка цели и задач.
Вводная беседа
- Дыхание – синоним жизни. Что же такое дыхание? Какие органы входят в состав дыхательной системы?
- Сегодня мы выясним причины нарушения дыхания (частично о них мы уже говорили, изучая органы дыхательной системы и меры их предупреждения.)
Ответы учащихся.
II. Изучение нового материала.

Рассказ с использованием таблицы.

Работа в тетради, ответы учащихся.

- Органы дыхания имеют прямую связь с внешним миром, они первыми принимают удары различных вредных факторов внешней среды. Человек вдыхает и выдыхает в одну минуту – 5 литров воздуха, в один час – 300 литров воздуха, за одни сутки 7200 литров воздуха. Допустим, что в одном литре воздуха находится пять частиц пыли. Сколько частиц ученик вдохнет за урок?
А за сутки?
Записывают в тетрадях число, тему урока.

Считают и записывают полученное число – 10000 частиц
36000 частиц.
Рассказ с использованием таблицы “Заболевания, вызванные нарушением дыхательной системы ”. - Большой вред на органы дыхания оказывает пыль. Она есть везде – только в море 1000- 1200 метров от берега и на очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах Альп в 1 мл. воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объеме городского воздуха пылевых частиц более 0,5 миллиона. В деревне меньше – в 1 мл. воздуха до 5000 частичек пыли.
Пыль очень вредна для человека. Она нарушает мерцательный эпителий дыхательных путей, предохраняющий своей неутомимой работой наши легкие от скопления в них пыли, вызывая такие заболевания, как ангина, бронхит, астма, трахеит, ринит, ларингит.
В воздухе кроме пыли есть и много бактерий, для которых пыль является средством перемещения. В 1 мл. воздуха содержится 12 миллионов бактерий. В кабинете пыли в 10-20 раз больше, чем на улице. Какие же вещества, кроме пыли, входят в состав воздуха нашего города, мы узнаем из отчета лаборатории мониторинга загрязнения окружающей среды, с которым нас познакомят девочки, посетившие данную лабораторию.
Запись в тетрадь.
Сообщения учащихся с использованием местного материала.   -Экологическая обстановка в городе в целом не удовлетворительная. В близи автомобильных дорог наблюдается ее ухудшение, причина – в низком качестве бензина, неполное его сгорание, поэтому содержание в воздухе формальдегидов превышает норму в 2-2,5 раза, до 7 ПДК. В жилых кварталах, особенно в частном секторе, наблюдается повышение диоксида, бенз(а)пирена, хлорсодержащих веществ в 2-3 ПДК…
Беседа с демонстрацией карты России, использованием местного материала. - Наш город входит в число самых загрязненных городов России под номером 22. Об этом свидетельствует карта, опубликованная в газете “Бийский рабочий” от 17 ноября 2001 года. В Новой Зеландии учредили звание “Лучший экогород”, нашему городу еще долго, видимо, не придется его иметь, так как в настоящее время предприятия города по-прежнему загрязняют атмосферу города вредными выбросами. “Спец. автохозяйство” нарушает график вывоза бытового мусора, что приводит к дальнейшему ухудшению экологии окружающей среды.
Так как в воздухе, мы выяснили, содержится большое количество посторонних частиц и чтобы они не попадали в легкие и не вызывали различного рода заболевания, такие как туберкулез, пневмония, дифтерия, Природа снабдила нас мощным очистительным аппаратом. Каким?
 

Рассматривают карту

Использование таблицы

Таблица “Способы очистки дыхательной системы ”.

  Учащиеся зачитывают таблицу, делают записи в тетради:
-механическая очистка-кашель, чихание, реснички;
-химическая очистка – слизь;
-цитологическая очистка – альвеолярные микрофаги;
-иммунологическая очистка – с помощью антител.
  - Но, к сожалению, человек сам усугубляет состояние дыхательной системы – не правильно дышит, и в частности курением. О вреде курения на органы сердечно-сосудистой системы мы уже знаем, а вот что происходит с легкими от этой вредной привычки, вы узнаете из небольшой сказки “Переполох в королевстве Дыхания”, которую нарисовали ваши одноклассники <приложение №2>.  
Творческая работа учащихся.    
 

Физминутка.

Беседа с использованием
таблицы “Влияние табачного дыма на дыхание” <приложение № 3 >.

- Сели удобно на стул, откинулись на спинку стула, плечи распрямили, ноги стоят на полу. Послушаем тишину в своем организме.

- Действительно, курение считается опасным, почему – это видно из таблицы. Какой вывод мы можем сделать из этого?
- Курение приводит к заболеваниям – это рак легких, бронхит и другие. Курение опасно не только для того, кто курит, но особенно для некурящих людей. Поэтому стоять рядом с теми, кто курит не нужно, необходимо вести посильную борьбу с курильщиками.
Вывод: Каждый в праве делать свой выбор, но прежде, чем его делать, подумайте хорошо, для чего это нужно вашему организму?
А сейчас мы выясним, как вы заботитесь о своей дыхательной системе, проведем валеологический самоанализ по тесту “Твое здоровье” <приложение№4>

 

Читают сказку и прикрепляют “кадры” сказки на стенде

<рисунки № 1-6, формат А3>.

img1.JPG (14461 bytes)

img2.JPG (13033 bytes)

img3.JPG (15378 bytes)

img4.JPG (13861 bytes)

img5.JPG (15101 bytes)

img6.JPG (12099 bytes)

Демонстрация теста.   Работа с тестом, отмечают “+”, “-”.
Беседа учителя с учащимися. - Что нужно делать, чтобы улучшить состояние своих дыхательных путей? Ответы учащихся:
-бороться с загрязнением воздуха;
-чаще бывать за городом;
-отказ от курения;
-вести здоровый образ жизни.
  - Все, что вы назвали сейчас - это будет вашим заданием на всю жизнь. Заболевания легче предупредить, чем вылечить, для этого необходимо укреплять дыхательную систему, защищая себя тем самым от вредных факторов окружающей среды. Проведем дыхательную гимнастику.  
III. Практическая часть.
Показ гигиенических упражнений на профилактику дыхания “Пахнет гарью, “Свечка””
- Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Тренируйте по 2 – 4 вдоха подряд. Внимание на вдох. Чем глубже вдох, тем незаметнее выдох.
Внимание на короткие выдохи через рот, вдох через нос.
Выполнение упражнений.
IV.Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Выставляются оценки за работу на уроке.

-Чтобы еще лучше были ваши знания по данному вопросу и чтобы на следующем уроке другие получили отличные оценки, домашнее задание: параграф 28, повторить с параграфа 24, готовимся к итоговому уроку по теме “Дыхание”.
Написать проект “Как сохранить дыхательную систему?” Все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке и предыдущих, необходимо обобщить в данный проект. Обсудим их на следующем уроке.

Спасибо за работу, здоровья всем.

 

Запись домашнего задания.

По звонку с урока учащиеся встают и прощаются.

  Используемая литература:
1. Н.П. Абаскалова. Здоровью надо учить! Издательская компания “Лада”, Новосибирск, 2000.
2. А.С. Батуев. Учебник “Биология. Человек”. – М., “Дрофа”, 1999.
3. Г.К. Зайцев. Твое здоровье. “Акцидент”. – С. Петербург, 1997.
4. Л.Г. Татарникова. Валеология подростка. – С. Петербург,1996.
5. Л.Г. Татарникова. Валеология – основы безопасности жизни ребенка. – С. Петербург,1995.