ЭТАПЫ мастерской
- Индуктор в этой мастерской очень прост. Это вопрос, который задаёт учитель школьникам: « Какие органы человеческого организма вы знаете? » Необходимо каждому участнику за 1 минуту вспомнить и написать как можно больше органов. Учителю сразу необходимо выяснить - сколько же органов вспомнили ребята. Обычно это количество не превышает 10-12, и вспоминают они самые главные органы: такие как сердце, печень, лёгкие, почки, желудок.
- Следующее задание предполагает групповую работу. Лучше, чтобы ещё при входе, ребята разместились в кабинете по группам. Группы, а их может быть 3 или 4 в зависимости от количества детей в классе, определяются случайным жребием, и рассадка на места осуществляется согласно группам. Задание таково: «Каждый в группе должен сравнить свой список органов с тем, что написали другие ребята. Работая совместно, дополните свой список». Затем Мастер выясняет, сколько же органов (пока лишь количественно) вспомнили в каждой группе, и записывает данные от групп на доске. Например: 1гр.-20 органов, 2 гр.-18 органов, 3 гр.-23.
- Каждой группе выдается большой контур человека, вырезанный из листа ватмана или 1/2 листа ватмана.
Необходимо все органы, которые вспомнила группа нарисовать на этом контуре. Работа выполняется в течение 5-7 минут. Обычно рисует только один человек от группы, остальные при этом активно помогают ему советами. Ещё один человек из группы во время рисования на отдельном листе записывает вопросы, неизбежно возникающие по ходу рисования. Эти вопросы обычно бывают такого характера: «Где точно располагается тот или иной орган? Каков размер органа? Какова его форма? Как одновременно изобразить органы, расположенные друг за другом? Кого изображать – мужчину или женщину? (Кстати, нередки случаи, когда нарисованный человек так и остаётся бесполым). Рука, нога, голова - это органы или нет? Являются ли органами ногти, ресницы»?
- После выполнения рисунков идет их афиширование с объяснением. Для пояснения своего рисунка к доске обычно выходит только один человек, но надо поощрять и парные выступления. Все присутствующие на занятии могут задавать вопросы тем ребятам, которые объясняют свои рисунки. Также коллективно зачитываются и обсуждаются вопросы, записанные при рисовании. Вот тут-то и выявляется масса несоответствий и неясностей. Почти всегда сердце изображается строго с левой стороны, очень редко изображаются органы чувств, сосуды, кости. Буквально в отдельных случаях школьники приводят эндокринные железы, селезёнку. После того, как выступили представители всех групп, можно дать возможность ребятам сравнить этих человечков. В результате сравнения становится наглядно видно, что в изображениях есть сходства, но есть и множество отличий.
- С целью частично снять возникшие в ходе работы вопросы, группам выдается информация – изображение внутренних органов человека, где номерами обозначены определенные органы.
- Задача каждого - в своих тетрадях написать все цифры с этой схемы и дать их расшифровку, то есть необходимо указать все органы, изображённые на схеме. Если позволяют возможности множительной техники, то ещё лучше каждому вручить листок со схематичным изображением топографии внутренних органов, который дома ребята обязательно вклеят в свои тетради и сделают точные и правильные обозначения. Пока же они выполняют эту работу в черновом варианте. Затем следует устная социализация. Первого, кто сделал все обозначения верно можно поощрить оценкой, но обычно это бывает редко, так как все ошибаются.
- Следующее задание – группой попытаться дать определение органа. На эту работу отводится буквально одна- две минуты, так как ребятам знакомо это понятие ещё из программы начальной школы. Общие фразы или слова, встретившиеся во всех определениях, можно выписать на доску. Затем группам выдается 4-5 различных определений понятия «орган» из различных источников:
ОРГАН - это часть организма, имеющая определённое строение и выполняющая определённую работу (Л.Мельчаков, М.Скаткин «Природоведение», 3 класс).
ОРГАН - (от греческого – «орудие, инструмент») – часть животного или растительного организма, выполняющая определённую функцию (Советский энциклопедический словарь).
ОРГАН - часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение (С.Ожегов «Словарь русского языка»).
ОРГАН - часть тела, имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций (А.Цузмер, О.Петришина «Человек»).
Предлагается сравнить разнообразные определения и выбрать то, которое вся группа сочтёт наиболее исчерпывающим. Обычно весь класс приходит к единому мнению, выбирая определение А.Цузмера. Это определение записывается в тетради и должно быть выучено к следующему уроку.
- Мастер заранее готовит на маленьких бумажках отдельно написанные названия органов: кишечник, артерии, пищевод, печень, гортань, гипофиз, желудок, капилляры, лёгкие, сердце, селезёнка, трахея, яичники, глаз, мочевой пузырь, желчный пузырь, мочеточники, головной мозг, поджелудочная железа, щитовидная железа, вены, матка, тимус, брызжейка, слюнная железа, бронхи, молочная железа, семенники, надпочечники, почки. Ребята индивидуально вытягивают жребием какой-либо орган. Слова Мастера: « А теперь представьте, что вам надо рассказать совершенно несведущему в биологии человеку об этом органе и ваш рассказ должен быть как можно более полным. Напишите то, что вы хотите рассказать». Следует индивидуальная работа, а затем все желающие читают свои рассказы. Каждому, у кого в рассказе не будет ошибок, можно поставить отличные оценки.
- На последнем этапе в устной фронтальной беседе выясняется, к какой же системе органов относится каждый из органов, доставшихся ребятам. Все участники мастерской получают домашнее задание: на альбомных листах сделать изображение и небольшое описание этого органа. Это будет замечательный, наглядный материал для последующих уроков по анатомии. Также можно при изучении дальнейших соответствующих тем, спрашивать ребят о соответственных органах как экспертов. Вся мастерская заканчивается рефлексией, где дети высказывают своё мнение об этом занятии.