Биология
-
Интегрированный урок (химия + биология + спорт в школе и здоровье детей) по теме: "Биологические аспекты проблемы продолжительности жизни" 2005
Содержание урока предусматривает обобщение важнейших фактов и идей, связанных с явлением органической длительности жизни организмов. В результате самостоятельной творческой деятельности учащихся вскрываются основные механизмы старения организма человека, выстраиваются модели. Предварительная домашняя подготовка учащихся обеспечивает рассмотрение и составление резерв-тренингов, способствующих повышению функциональных резервов организма. По мнению авторов, актуальность проведения подобного занятия заключается в интеграции медико-биологических дисциплин, для рассмотрения проблем индивидуального жизненного цикла, за счет чего возможно углубление и обобщение знаний имеющихся и полученных в процессе урока) обучающихся. Особенностью урока является значительная самостоятельная работа студентов, как на этапе подготовки, так и в процессе проведения занятия.
-
Обобщающий урок по теме: "Опорно-двигательная система". 8-й класс 2005
Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система". Биология человека. 8 класс. Цель: использование активных методов обучения в преподавании биологии. Приобщение учащихся к использованию информационных технологий в обучении. Метод: практическая работа "Определение санитарно-гигиенических норм рабочего места школьника".
-
Внеклассное мероприятие, научная конференция "Можно ли продлить молодость?" 2005
Данное мероприятие, научная конференция, проводится с учащимися старших классов (9-11). Использование учебно-методических проектов выполненных учащимися содействует формированию целостной системно-информационной картины мира. Пониманию ими общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе и технике. Что позволяет ученикам творчески раскрыться при оформлении результатов своей деятельности по вне программным вопросам и темам предметов школьного цикла.
-
Создание условий для развития глобального мышления школьников на уроках биологии 2005
В последнее время возникли проблемы, которые стали угрожать самому существованию человечества. Становится всё более очевидным необходимость решения глобальных проблем, изменения ранее установившегося взгляда на мир и место человека в этом мире. Именно школа - это место, где творится будущее каждого ребёнка и где воспитывается новое, целостное видение этого мира и творческое глобальное мышление личности.
-
Урок-путешествие "Грибы вокруг нас" 2005
Царство грибов очень большое и таинственное. С ними мы сталкиваемся гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлебываем ли прохладные квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара - нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности. Мне хотелось познакомить ребят на уроке с этим удивительным миром. И для этого я выбрала нетрадиционную форму урока - урок путешествие. Из своего опыта знаю, что дети большие любители различных путешествий. Я считаю целесообразно проводить такие уроки так, как это способствует развитию интереса к предмету и природе в целом.
-
Экологическая тропа как учебно-просветительный "кабинет"в природных условиях 2005
Во внеклассной работе по экологии большую роль играет организация познавательных маршрутов в природе, так называемых экологических троп. Созданная нами экологическая тропа охватывает разнообразные типы растительных сообществ, водоемов, типичные объекты местной природы. Тропа предназначена для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.
-
Интегрированный урок по химии по теме: "Вода - парадоксальный оксид жизни" 2005
Данный урок направлен на формирование целостного представления значения химических веществ в развитии и существовании органического мира. На примере воды рассматриваются отклонения в проявлении физических и химических свойств веществ, роль парадоксальных и аномальных качеств для жизнедеятельности всего живого на Земле. Межпредметный характер урока позволяет учителям биологии и химии оптимизировать учебную нагрузку учащихся, особенно в учреждениях с углублённым изучением отдельных предметов. За счёт введения литературных дополнений и этапа релаксации снижается напряжённость урока. Урок может быть использован в 8-, 10-х классах при изучении темы "Вода".
-
Разработка урока «…И "здравствуй!" скажем каждому цветку» – урок обобщения знаний. 6-й класс 2005
В основе личностно-ориентированного обучения лежит развитие личностных особенностей каждого школьника через формирование мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности. Методы и приемы, использованные на уроке, способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей.
-
Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Доказательства происхождения человека от животных" 2005
Урок является здоровьесберегающим, так как для создания комфортной и творческой обстановки используется проникающая технология или педагогика сотрудничества и личностно-ориентированная технология. Мотивация осуществляется через ситуацию успеха, одобрения и поддержки, само и взаимооценку. Познавательная деятельность организована через групповую, парную и индивидуальную работу с использованием поисково-репродуктивного и сравнительно-аналитического методов работы и выделения главной идеи темы в конце урока.
-
План урока по биологии для 10-го класса "История вопроса о происхождении человека. Доказательства происхождения человека от животных" 2005
Урок проводится в форме спектакля, в котором задействованы исторические персонажи - реально существовавшие учёные, которые внесли огромный вклад в науку о происхождении человека, а также наши учёные - современники, владеющие современной информацией по изучаемому вопросу.
-
Эти забавные животные. Внеклассное мероприятие 2005
При построении мероприятия использовалась демонстрационная технология, что делает его зрелищным, позволяет в оптимальном режиме использовать большое количество дополнительного материала по курсу " Биология", привлекая видеофрагменты, записи голосов животных, воспроизведение аудио - караоке, рисование в программе NetMeeting. Использование демонстрационных технологий на уроках и во внеклассной деятельности позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла и к использованию интерактивных учебников и энциклопедий.
-
Внеклассное мероприятие по теме: "Своя игра" 2005
Интегрированное внеклассное мероприятие предназначено для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязи наук. Игра направлена на развитие творческого мышления.
-
Тематические разноуровневые задания для самостоятельной работы и контроля знаний, умений, навыков учащихся по разделу биологии "Человек и его здоровье" по теме "Кожа" 2005
В основе работы использованы идеи педагогической технологии профессора Караева Ж.А., основанные на принципах гуманизации и демократизации образования, уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень усвоения обеспечивает определенное качество знаний.
-
Урок биологии по теме "Кровь и кровообращение"в 9-м классе 2005
Вводный урок в раздел "Кровь и кровообращение" проводится в форме изучения новой темы по инструктивной карточке с составлением схем, таблицы, с использованием различных информационных источников (рассказ ученика, фрагмент кинофильма, таблица, натуральный объект, учебник), (возможно использование диска "Биология"1С, если проводить на ПК). Проверочная работа по выбору правильных утверждений и ключа к ним позволяет самостоятельно проверить знания, полученные на уроке. В изучении предмета и технике проведения урока использованы установки на бережное отношение к своему телу, с объяснением процессов происходящих в организме, изучение материала предлагалось в режиме свободного посильного распределения учебной нагрузки со сменой деятельности.
-
Программа элективного курса по биологии для учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека" 2005
В нашей школе ведется предпрофильная подготовка девятиклассников через сеть элективных курсов, время для проведения которых выделяется из школьного компонента учебного плана. Предлагаем вашему вниманию программу элективного курса для учащихся 9х классов, рассчитанную на 17 часов.
-
Заседание кафедры нетрадиционной медицины "Гигиена органов дыхания". Урок по биологии в 8-м классе 2005
Данный урок является ролевой игрой, где у учащихся появляется возможность работы с аудиторией. Этот вариант предполагает работу учащихся с дополнительной литературой. Урок содержит краткий материал (повторение) о дыхательных путях и органах дыхания. Это готовит почву для восприятия гигиенической информации о работе органов дыхания. Валеологические аспекты урока позволяют ребятам научиться сохранять своё здоровье.
-
Разработка урока по биологии по теме: "Деление – основа размножения и роста клетки. Бесполое размножение" 2005
Этот урок проводится в 9 классе по программе Н.И.Сонина. Урок первый по теме "Размножение и индивидуальное развитие организма", которая является одной из сложных. Уроку предшествует большая подготовительная работа и учителя, и учащихся, так как фундаментальной базой являются знания ботаники, зоологии и общей биологии. Урок предполагает самостоятельную поисковую деятельность учащихся в парах (работа на компьютерах с анимированной и статистической иллюстрациями), в группах (работа с рисунками, что позволяет установить однородность информации по наследственному признаку). В ходе индивидуальной практической работы учащиеся знакомятся с формами бесполого вегетативного размножения.
-
Интеграция лингвистических и естественно-научных знаний, умений и навыков студентов специальности 0302 Русский язык и литература в процессе изучения раздела "Фонетика" 2005
Интегрированное занятие по современному русскому языку и возрастной анатомии, физиологии, гигиене на специальности 0302 Русский язык и литература проводится с целью рассмотрения физиологического аспекта изучения звуков речи в координации с двумя другими аспектами: акустическим и функциональным. Форма семинара-практикума способствует глубокому творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности, формированию умений работать с научной литературой и навыков монологической речи, овладению методами и приемами исследовательской деятельности.
-
Урок биологии в 7-м классе по теме: "Класс однодольных. Семейство луковых. Семейство ландышевых" 2005
Урок-исследование по теме "Семейство луковые", закрепляет умение учащихся работать в группах, самостоятельно подбирая материал из разных литературных источников, справочной литературы. Группы историков, физиологов, селекционеров, фармакологов находят ответ на вопрос: каково значение представителей семейства луковых в жизни всего человечества? Экспертная группа самостоятельно подводит итог урока.
-
Урок в 6 классе по теме: "Строение и функции зон корня" 2005
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умения оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены индивидуальные, парные, групповые формы работы, кооперирование, а также практическая работа. При определении заданий для учащихся учитываются их способности. Урок проводится в игровой форме, вызывает интерес. Сложный материал усваивается проще. Принцип построения урока можно использовать и в старших классах.
-
Обобщение знаний по теме: "Учение об эволюции органического мира" 2005
Игра "Счастливый случай" проводится в 11-м классе после изучения раздела "Учение об эволюции органического мира" для систематизации и закрепления полученных знаний.
-
Игровая программа "Как прекрасен этот мир" 2005
В течение 16 лет каждое лето спортивно- туристический отдел Карагандинского Дворца детей и юношества ставит свой палаточный городок "Самал" в разных заповедниках Казахстана и проводит по своей программе оздоровительный отдых детей. Накануне игры во время походов инструктора показывают и рассказывают ребятам об особенностях флоры родного края, приводят занимательные факты, связанные с растительным миром заповедника, где расположен наш городок. Игра "Как прекрасен этот мир" даёт возможность детям вспомнить услышанное, почувствовать красоту родной природы и понять, что от их отношения зависит, сможем ли мы сохранить для потомков всю прелесть этого мира. Опыт показывает заинтересованность детей в этой программе и активное участие в ней.
-
Создание ситуации на уроках биологии 2005
В основе представленного опыта лежат идеи личностно-ориентированного обучения (ЛОО). Признание ученика субъектом процесса обучения, признание его индивидуальности является основным принципом ЛО подхода в образовании. В данной статье показана как различными методами можно развивать природный дар растущего человека в процессе деятельности, создавать ситуацию успеха каждого участника учебного процесса, ведь успех - реализованная цель. Сотрудничество учителя и ученика устанавливает отношения доверия, позволяет найти "ключик" к самым сложным характерам.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие покрытосеменных растений. Класс однодольных. Семейство лилейных" 2005
На современном этапе образования важно больше времени уделять самостоятельной работе школьников для поиска новых знаний. В разработке урока имеют место практическая работа с живыми объектами, работа в парах, в малых группах, индивидуальная работа. Важно научить ученика учиться, самому находить нужные знания. Также в разработке делается акцент на воспитание экологического и эстетического сознания. Часть материала основывается на региональном компоненте.
-
Примерная учебная программа курса "Экология жилища человека" 2005
Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам: биологии, экологии, химии - выявления и развития исследовательских способностей, подготовку учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Ведущие формы занятий - интерактивные занятия, применение компьютерных технологий, семинары, лабораторные и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым темам.
-
Некоторые способы творческого мышления учащихся на уроках биологии 2005
Цель: определение оптимальных условий и конкретных методов развития продуктивного мышления на уроках биологии в средней школе. Задачи: * Изучение основных особенностей продуктивного мышления; * определение способов и конкретных приемов активизации творческой мыслительной деятельности на уроках биологии.
-
Познавательная игра "Лесные обитатели" 2005
Цель познавательной игры "Лесные богатства" - формирование ответственного отношения к природе родного края через пополнение знаний учащихся. В ней используются задания различного типа.
-
Урок-путешествие "Лягушка. Расскажи мне обо мне" 2005
Урок-путешествие знакомит учащихся с жизнью земноводных. Младшие школьники в процессе игры и выполнении заданий на мышление знакомятся с жизнью, средой обитания, питанием лягушки. Этот материал можно использовать на факультативных занятиях и во внеклассной работе, а также на природоведении. Занятие учит дружить и заботиться с братьями нашими меньшими.
-
Урок на тему: "Строение и функции зрительного анализатора" 2005
На данном уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания практического характера, на основе которых обучающиеся делают заключения о значении той или иной части глаза. Репродукции картин известных художников, поэзия позволяют увидеть оттенки, выражаемые глазами, которые могут многое рассказать о человеке.
-
Результативность организации научно-исследовательской деятельности учащихся в курсе изучения биологии 2005
Богатый опыт привлечения учащихся среднего звена к исследовательской деятельности виден через достижения учеников. Проявление интереса к предмету, формирование навыков работы с литературой и проведение эксперимента, желание заниматься дополнительно во внеурочное время, поделиться своими "открытиями" и достижениями с другими учащимися, стремление озеленить класс, территорию лицея, города - самый значимый и желаемый результат в организации исследовательской деятельности учащихся. Предлагаемые темы и рекомендуемые методы позволяют учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.