Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь.
Высокий уровень учебных достижений учащихся предполагает адекватное развитие мыслительной деятельности и усвоение методологических знаний. Особое значение имеет не столько знание учащимися большого объема фактологического материала, сколько умение им оперировать, осуществлять творческий перенос.
Развитие креативного мышления способствует творческому осмыслению знаний. Ассоциативное мышление помогает осуществлять их перенос на другие явления и события, т.е. устанавливать связи между изучением различных дисциплин и познанием окружающего мира.
Развитие мышления учащихся может и должно происходить при изучении любого учебного предмета в процессе взаимодействия учителя и ученика.
Одной из форм активизации и коррекции мыслительной деятельности учащихся могут быть задания по типу “Верно — неверно” или диктанта с карточками (Приложение 1–2). Они позволяют учителю выявить уровень развития определенных интеллектуальных умений учащихся, что, в свою очередь, является основой для подбора соответствующих заданий, требующих установления причинно – следственных связей между явлениями, анализа на основе сравнения, выделения главного, нахождения общего и частного, построения доказательств и аргументированной защиты своего мнения. Такая форма активного взаимодействия способствует более быстрому и непринужденному вхождению учащихся в учебную деятельность, созданию благоприятного психологического климата.
Государственная политика в области образования направлена на развитие личности школьника, поэтому перед учителем стоит задача так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Для достижения этой цели наиболее соответствует деятельностный подход, который позволяет создавать ситуацию успеха, благоприятствует развитию у учащихся мыслительных процессов, повышает осознанность восприятия информации, формирует интерес и положительную мотивацию к учению.
Проиллюстрирую этот подход на примере уроков биологии в 9 классе. Например, при изучении состава крови вначале учащимся предлагается самостоятельная работа по плану
с целью “добывания” знаний по теме, затем каждая группа заполняет (карандашом) свой раздел в заранее выданной (готовой и отпечатанной для каждого ученика, можно использовать для этого обычный двойной тетрадный лист) таблице. После этого вместе (под “чутким” руководством педагога) шариковой ручкой заполняем всю таблицу. И уже на следующем уроке можно провести проверочные работы (Приложения 1–2). Такие уроки ведутся в режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания, что активизирует их мыслительные процессы.
Аналогично работаем при изучении таких тем, как “Скелет” (Приложения 6, 8, Приложения 4–7), “Безусловные и условные рефлексы” (Приложения 9, 10), “Кровообращение” (Приложения 11, 12). Деятельность учащихся дифференцирована в соответствии с уровнем их учебных достижений, что позволяет школьникам совершенствовать свои умения или учиться у товарищей.