Акселерация – процесс, который в полной мере отразился на современном поколении подростков. Наши дети умнее, взрослее, самостоятельнее… Но, сталкиваясь с жизненными реалиями, подростки часто оказываются абсолютно беспомощными. К сожалению, родители по разным причинам не всегда могут оказать детям своевременную помощь. В такой ситуации обязаны квалифицированно помочь учителя и школьные психологи.
Не секрет, что большая часть так называемых “подростковых проблем” связана с половым созреванием, а вернее – с неподготовленностью детей к этому процессу и его последствиям. Основываясь на собственном опыте работы в школе, могу утверждать, что степень безграмотности подростков в этой сфере просто шокирует. Отсутствие серьезной теоретической базы и элементарных практических навыков на фоне всеобщей сексуальной распущенности и вседозволенности, царящих в обществе, приводят зачастую к трудноразрешимым проблемам. Статистика свидетельствует, что с каждым годом растет число выявленных среди детей и подростков случаев венерических и прочих заболеваний мочеполовой системы, подростковых абортов и малолетних рожениц. А сколько исковерканных судеб стоит за этими цифрами!
В свете вышесказанного, можно утверждать, что половое воспитание и образование подростков – одно из важнейших и первоочередных направлений работы современной школы. Уверена, что большинство учителей биологии и родителей согласится со мной в том, что пора отбросить пуританскую лжескромность в вопросах "про это", необходимо также отказаться от политики голословных запретов, назиданий и наставлений. Очевидно, что это не является панацеей. В первую очередь надо повышать образовательный уровень подростков в этой сфере.
Уже давно назрела необходимость введения в школе специализированного курса "Половое воспитание и образование", в рамках которого будут широко рассматриваться как особенности анатомического строения и физиологии мужчины и женщины, здоровья и контрацепции, так и вопросы взаимоотношения полов, моральные и этические нормы поведения, мера ответственности половых партнеров друг перед другом, перед будущим поколением, перед обществом. На тот период, пока будет создаваться материальная база и разрабатываться содержательная часть данного курса, следует кардинально пересмотреть содержание учебного материала по курсу анатомии 9 класса по теме "Размножение и развитие человека" в сторону углубления знаний и расширения круга вопросов, предусмотренных общеобразовательным стандартом. Безусловно, должно увеличиться и количество часов, отводимых на изучение данной темы.
В своих методических разработках я предлагаю примерное поурочное планирование и тезисно излагаю содержательную часть варианта углубленного изучения темы "Размножение и развитие человека".
Конспекты уроков.
УРОК № 1. Размножение. Половые органы мужчины.
Содержание урока:
Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.
Размножение – это процесс воспроизведения особями себе подобных.
Все многообразие способов и форм размножения можно объединить в две группы: бесполое и половое размножение. При бесполом размножении организм развивается из одной клетки или группы клеток материнского организма. Этот тип характерен для бактерий, дрожжей, большинства растений, а также для одноклеточных животных, кишечнополостных и плоских червей. Половое размножение свойственно большинству животных организмов, в нем участвуют две особи – мужская и женская. Возникновение потомства происходит в результате слияния гамет – сперматозоида и яйцеклетки, каждая из которых несет, соответственно, наследственные признаки отца и матери. Оплодотворение – процесс слияния мужской и женской половых клеток – гамет.
Человек, как и все живые организмы, способен к самовоспроизведению. Слияние женской и мужской половых клеток дает начало новому организму. Пол ребенка закладывается в момент оплодотворения. Яйцеклетка несет только женское начало (Х-хромосому), поэтому пол ребенка определяется сперматозоидом, который оплодотворил яйцеклетку. Часть сперматозоидов несут женское начало (Х-хромосому), часть – мужское начало (У-хромосому). В результате внутриутробно у зародыша закладывается индифферентная половая железа, из которой, в зависимости от полученного набора хромосом, развиваются зачатки мужского или женского пола. Организм, имеющий две Х-хромосомы (ХХ), – будущая девочка, организм с одной Х-хромосомой и одной У-хромосомой (ХУ) – будущий мальчик. Таким образом, пол ребенка определяется хромосомным набором сперматозоида отца.
В редких случаях у человека могут развиваться выраженные в большей или меньшей степени признаки обоих полов, то есть формируются и яичники, и яички, представлены как женские, так и мужские наружные половые органы. Такое явление носит название "гермафродитизм". Гермафродитизм – двуполость, то есть развитие у особи в эмбриональном периоде признаков и мужского, и женского пола.
Органы размножения – это половые органы, внутреннее и внешнее строение которых у мужчин и женщин отличаются в значительной степени.
Мужская половая система.
1. Внутренние половые органы.
Внутренние половые органы мужчины представлены половыми железами (семенниками, или яичками), придатками яичек, семявыносящим протоком, семенными пузырьками, предстательной и куперовой железами.
Семенник (яичко) – парная половая железа. Семенники вырабатывают и выделяют живые половые клетки – сперматозоиды. Семенники покрыты плотной соединительно-тканной оболочкой, внутри них расположены извитые семенные канальцы общей длиной до 400 метров, в которых образуются сперматозоиды. Для образования живых сперматозоидов необходима температура ниже температуры тела, поэтому семенники вынесены из полости тела в мошонку. В придатках семенников накапливаются выработанные сперматозоиды.
Семенные пузырьки, предстательная железа и куперова железа образуют секреты, создающие химическую среду для сперматозоидов. Семенные пузырьки выделяют щелочной секрет для питания созревших сперматозоидов. Предстательная железа (простата) и куперова железа вырабатывают семенную жидкость – сперму, которая является средой обитания сперматозоидов. В 1 куб. см спермы в норме содержится более 60 млн. сперматозоидов. Предстательная железа вырабатывает также секрет, поддерживающий активность сперматозоидов. Мышечная часть простаты является сфинктером мочеиспускательного канала, последовательно регулируя ток мочи и спермы, не позволяя им смешиваться.
Внутренние половые органы выполняют также эндокринную функцию. В семенниках вырабатывается мужской половой гормон – тестостерон, в простате – простагландины (вещества, регулирующие обмен веществ в клетках). Мужские половые гормоны называют андрогенами. Андрогены главным образом определяют вторичные половые признаки мужчины – низкий голос, оволосение по мужскому типу, мощный скелет, значительная мышечная масса и т.д.
2. Внешние половые органы.
Внешние половые органы мужчины включают мошонку и половой член (пенис). Мошонка – кожаный мешочек, в который заключены семенники и их придатки. Мошонка представляет собой выпячивание стенки тела, куда спускаются семенники накануне рождения или вскоре после рождения. Этот орган служит для создания оптимальной температуры для созревания сперматозоидов.
Половой член (пенис) – это орган с двойной физиологической функцией – выведение мочи из мочевого пузыря и выделение спермы во время семяизвержения. Половой член состоит из пещеристых тел (пещеристая ткань состоит из многочисленных перегородок, промежутки между которыми образуют "пещеры"). Пещеристые тела выстланы эпителием и наполнены кровью. Благодаря специальному строению кровеносных сосудов кровь при половом возбуждении задерживается, наполняет пещеристые тела полового члена, что приводит к его уплотнению – эрекции. Сперма из протоков семенников поступает в мочеиспускательный канал и выводится через отверстие, расположенное на головке полового члена. Семяизвержение называют эякуляцией. Кожа, покрывающая основание головки, образует свободную складку – крайнюю плоть, или препуциум. На внутренней поверхности препуциума расположены железы, вырабатывающие смегму (смазку).
Тезисный повтор изученного материала.
УРОК № 2. Половые органы женщины. Менструация.
Содержание урока:
Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.
Женская половая система.
1. Внутренние половые органы.
Внутренние половые органы женщины включают половые железы (яичники), маточные трубы, матку и влагалище, они расположены в полости таза.
Яичники – парные органы, которые лежат в брюшной полости. Они выполняют, подобно мужским половым железам, две функции – образование половых клеток – яйцеклеток и выработка женских половых гормонов – эстрагенов. У женщин выработка половых гормонов играет большую роль, чем у мужчин. Эстрагены не только определяют вторичные половые признаки (оволосение по женскому типу, высокий голос, развитие молочных желез, наращивание подкожно-жировой клетчатки и т.д.). Женские половые гормоны отвечают также за возникновение половых циклов, обеспечивают нормальное функционирование половых органов, возникновение и правильное протекание беременности, подготовку к кормлению новорожденного и т.д.
Яичники содержат овоциты, окруженные слоем эпителиальных клеток – фолликул. Их около 400-500 штук. Овоцит созревает, фолликула лопается, зрелая яйцеклетка выходит в брюшную полость. Далее она с током жидкости попадает в маточную трубу. В норме единовременно созревает только одна яйцеклетка. Овуляция – выход зрелой яйцеклетки, она происходит в среднем раз за 28-30 дней (менструальный период).
Маточные трубы – парные органы, они проводят яйцеклетку от яичника в полость матки. В трубе яйцеклетка живет только один день, при этом сперматозоиды в полости тела женщины сохраняют жизнеспособность до четырех дней. В трубе яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, формируется зигота. За счет сокращения стенок маточных труб и движения специальных ресничек, которыми покрыты изнутри трубы, оплодотворенная яйцеклетка (зигота) поступает в полость матки. Если зигота задерживается в трубе (например, вследствие воспалительного заболевания или слабой проходимости труб), возникает внематочная беременность.
Матка – непарный полый мышечный орган, выстланный слизистой оболочкой. Она лежит в брюшной полости между мочевым пузырем и прямой кишкой. В разрезе матка имеет форму треугольника: в двух верхних углах в нее входят маточные трубы, внизу расположена шейка матки, которая открывается во влагалище. Функция матки – развитие плода и выталкивание его во время родов.
Влагалище – полый мышечный орган, имеющий форму трубки длиной 7-9 сантиметров, открывающийся в половую щель. Оно способствует продвижению спермы в полость матки. У девственниц половая щель прикрыта выростом слизистой оболочки – девственной плевой, которая разрывается при первом половом акте с выделением небольшого количества крови и незначительными болевыми ощущениями.
2. Наружные половые органы (вульва).
Наружные половые органы женщины представлены большими и малыми половыми губами, клитором и бартолиниевыми железами. Большие и малые половые губы предохраняют прочие наружные органы. Клитор образован пещеристыми телами, сходен по строению с мужским половым членом, но имеет меньшие размеры. В нем находится отверстие мочеиспускательного канала, а также нервные рецепторы, способствующие половому возбуждению. Бартолиниевые железы расположены в преддверии влагалища и выделяют секрет – смазку.
Менструация – естественное физиологическое состояние женщины. Она начинается у девочек с момента полового созревания в 11-13 лет. Внешние проявления менструации – кровянистые выделения из влагалища, иногда – боли в пояснице и внизу живота.
В чем суть менструации? Как мы уже говорили, за созревание яйцеклетки в организме женщины отвечают яичники. Они содержат овоциты, окруженные слоем эпителиальных клеток – фолликул. Их около 400-500 штук. Когда овоцит созревает, фолликула лопается, зрелая яйцеклетка выходит в брюшную полость. Далее она с током жидкости попадает в маточную трубу. В норме единовременно созревает только одна яйцеклетка. Овуляция – выход зрелой яйцеклетки, она происходит в среднем раз за 28-30 дней (менструальный период). Если созревшая яйцеклетка будет оплодотворена сперматозоидом, наступит беременность, начнется развитие зародыша. Если по каким-либо причинам оплодотворение не происходит, яйцеклетка по маточной трубе попадает в матку. Матка находится в состоянии готовности принять зародыш и создать все условия для его развития, ее слизистая оболочка полностью сформирована. Но поскольку оплодотворения не произошло, слизистая оболочка матки и невостребованная яйцеклетка выводятся наружу через влагалище вместе с кровянистыми выделениями (менструация).
Менструация может длиться от 3 до 7 дней. В этот период женщина испытывает недомогание, становится раздражительной. Очень важно в это время соблюдать личную гигиену, чтобы избежать воспалительных заболеваний матки. Половые акты можно совершать только с применением презерватива, чтобы не занести инфекцию. По завершении менструации процесс начинается сначала: в яичнике созревает новая яйцеклетка, в матке нарастает слизистая оболочка и т.д. Весь период длится 28-30 дней и называется менструальным циклом. Если этот цикл нерегулярен или сопровождается сильными болями во время менструации, необходимо обратиться к врачу.
Тезисный повтор изученного материала.
УРОК № 3. Половой акт. Оплодотворение.
Содержание урока:
Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.
Интимная близость – очень ответственный шаг. Не стоит начинать половую жизнь слишком рано, когда организм окончательно не сформировался, а половая система не готова к этому. Ведение половой жизни не всегда символизирует собой взрослость. Кроме того, интимные отношения – это большая ответственность, которую несут оба партнера. В результате полового акта может наступить нежелательная беременность, возможно заражение инфекциями, передающимися половым путем, возникновение воспалительных заболеваний вследствие несоблюдения элементарной гигиены. И, наконец, полноценный секс со всей гаммой ощущений и переживаний не возможен без эмоциональной близости, взаимопонимания партнеров и обоюдного желания.
Перед половым актом и после него необходимо соблюдать личную гигиену. В целях избежания нежелательной беременности и заражения инфекциями следует пользоваться презервативом или другими средствами защиты.
Для проведения полового акта оба партнера должны испытывать сексуальное возбуждение, поэтому ему обычно предшествуют различные интимные ласки. Половое возбуждение проявляется учащением пульса и дыхания, расширением зрачков. У женщин набухают грудные железы, расслабляются мышцы влагалища, начинает выделяться смазка. У мужчин наступает состояние эрекции. Как мы уже говорили, половой член состоит из пещеристых тел. Они выстланы эпителием и наполнены кровью. Благодаря специальному строению кровеносных сосудов кровь при половом возбуждении задерживается, наполняет пещеристые тела полового члена, что приводит к его уплотнению – эрекции.
При достижении полового возбуждения обоими партнерами можно начинать собственно половой акт. Половой член вводится во влагалище, мужчина начинает выполнять фрикции. На протяжении полового акта женщина может неоднократно испытать оргазм. У мужчины оргазм проявляется эякуляцией (семяизвержением) и, как правило, бывает один раз. Техника полового акта, выбор наиболее оптимальных поз производятся опытным путем.
Очень важен первый сексуальный опыт. К сожалению, обычно он бывает не очень удачным, часто не оправдываются ожидания, многое не получается. Для начала необходимо со всей серьезностью отнестись к выбору партнера или партнерши, месту и времени первого опыта. Худший вариант – темный угол на многолюдной вечеринке, состояние алкогольного опьянения, малознакомый человек в качестве партнера.
Юноши должны быть морально готовы к тому, что первая попытка проведения полового акта может не состояться по причине отсутствия эрекции или преждевременной эякуляции. В первый раз такое случается часто. Причиной этого является нервное перенапряжение и неопытность, а не какая-либо патология или заболевание. В результате нервных перегрузок организм девушки также может давать сбои в такой ситуации. Не наступает физиологическое состояние возбуждения, возможен спазм мышц влагалища, что не позволяет провести половой акт. Кроме того, у девушек, не имевших сексуального опыта, в верхней части влагалища расположена эластичная перепонка – девственная плева. Она не препятствует менструальным выделениям, благодаря наличию микроскопических пор. Но во время первого полового акта она, как правило, разрывается. Обычно разрыв девственной плевы сопровождается чувствительными болевыми ощущениями и выделением небольшого количества крови. Иногда этот процесс происходит безболезненно и даже бескровно (второе – крайне редко).
Если во время полового акта не были использованы средства контрацепции (предохранения от беременности), то возможно оплодотворение и наступление беременности. Собственно о методах контрацепции мы поговорим на другом уроке, сегодня я лишь хочу развеять следующие мифы:
Оплодотворение не происходит,
- если это период менструации или начало менструального периода,
- если после полового акта попрыгать, принять душ, помочиться, промыть полость влагалища марганцовкой,
- если это первый в жизни половой акт,
- если это не первая за эту ночь эякуляция у мужчины,
- если это изнасилование,
- если предохранялись путем прерывания полового акта с семяизвержением вне полости влагалища.
Во всех этих случаях и во многих других возможно наступление беременности. Всегда следует помнить, что зачатие ребенка – очень ответственный шаг, а нежелательная беременность приносит огромное количество проблем и негативных последствий.
Итак, оплодотворение – это процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида. Как он происходит? Созревшая яйцеклетка поступает в маточную трубу. В результате семяизвержения сперматозоиды попадают во влагалище и устремляются через матку в маточные трубы. Здесь они сталкиваются с яйцеклеткой, пробуравливают ее стенку и попадают внутрь. Ядра сперматозоида и яйцеклетки сливаются. Образуется зигота. Оплодотворение происходит в маточных трубах.
В норме лишь один сперматозоид должен оплодотворить яйцеклетку. Если происходит оплодотворение несколькими сперматозоидами, возникает многоплодная беременность, рождаются близнецы. Они могут быть мало похожи и иметь разный пол. Крайне редко одновременно созревают две и больше яйцеклетки. Если все они будут одновременно оплодотворены, также может возникнуть многоплодная беременность. Еще реже возникает другая патология: один сперматозоид оплодотворяет одну яйцеклетку, но начинается развитие нескольких зародышей. Таких близнецов называют однояйцевыми, они всегда принадлежат к одному полу и очень похожи друг на друга.
Сперматозоиды достаточно жизнеспособны, в живом состоянии они могут находиться в полости тела женщины до четырех суток. Поэтому оплодотворение может произойти как сразу после полового акта, так и в течение последующих 3-4 дней.
Тезисный повтор изученного материала.
УРОК № 4. Беременность. Роды.
Содержание урока:
Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.
Беременность наступает с момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Беременность – естественное физиологическое состояние женщины, связанное с развитием плода. У женщины беременность продолжается в среднем 280 дней (9 месяцев) и заканчивается родами.
С момента оплодотворения яичники начинают активно вырабатывать так называемые "гормоны беременности". Они блокируют выработку яйцеклеток в течение всего периода беременности, чтобы избежать повторного зачатия. Случаи повторного зачатия известны науке, но встречаются крайне редко и приводят либо к самопроизвольному выкидышу, либо к серьезным нарушениям эмбрионального развития ребенка. "Гормоны беременности" также приостанавливают процесс менструации, которая в этот период прекращается, активизируют процессы, связанные с подготовкой матки к приему зародыша (наращивание слизистой оболочки, усиление кровообращения в стенках матки и т.д.). При наличии гормонального дисбаланса или воспалительных заболеваний матки и яичников, иногда на первых месяцах беременности могут наблюдаться менструальноподобные реакции, так называемое “менструальное омовение плода”. Такие явления являются патологией и повышают риск выкидыша и даже гибели плода. "Гормоны беременности" вызывают ряд постепенных изменений в организме женщины. Увеличиваются грудные железы, увеличиваются и темнеют околососковые кружки, изменяется состав крови, растет артериальное давление. Увеличиваются размеры и масса матки. Таким образом, "гормоны беременности" блокируют выработку яйцеклеток, приостанавливают процесс менструации и вызывают ряд изменений в организме женщины. Именно поэтому первым признаком наступления беременности является прекращение менструации, а все тесты ранней диагностики беременности (по моче и крови) основаны на выявлении уровня данных гормонов в организме.
В дальнейшем у беременной женщины значительно изменяется обмен веществ. Возрастает потребность в воде, минеральных веществах и витаминах, поскольку в них нуждается растущий организм. Обеспечение плода необходимыми питательными веществами является серьезной нагрузкой для организма матери и может сильно подорвать ее здоровье. Во время беременности активизируются заболевания зубов, кости становятся более хрупкими, ухудшается состояние волос и ногтей. Именно поэтому необходимо регулярно обследоваться у стоматолога и отказаться от химической завивки и окраски волос.
Беременная женщина должна хорошо, но не избыточно питаться. В рацион обязательно должны входить фрукты и овощи, а также мясо и молочные продукты, особенно творог. За время беременности женщина не должна поправляться более чем на 10 кг. Прибавка в весе начинается приблизительно с 16-й недели беременности, до этого многие женщины даже худеют. Избыточный вес увеличивает нагрузку на сердце и сосуды, затрудняет дыхание, осложняет роды. По мере развития плода начинается рост живота, происходит смещение центра тяжести, которое вызывает небольшое искривление позвоночника. Частыми спутниками беременности бывают варикозные расширения вен на ногах (как следствие большого веса), нарушение эластичности кожи в области живота, ягодиц, груди (растяжки). Иногда возникают токсикозы, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, поносом, потерей аппетита и веса. При постоянном наблюдении врача и выполнении всех его рекомендаций, занятиях лечебной гимнастикой для беременных, массаже, правильном питании и режиме большей части перечисленных проблем удается избежать.
Безусловно, беременной женщине абсолютно противопоказано курение и прием алкогольных напитков. Это связано с тем, что в организме матери отсутствует барьер, препятствующий попаданию никотина и алкоголя в организм малыша. Эти вещества вызывают нарушения в развитии плода, замедляют его рост, могут вызвать серьезные патологии. Еще более опасен прием наркотических веществ во время беременности.
Беременность оказывает серьезную нагрузку и на нервную систему. В первой половине беременности большинство женщин становится раздражительными, обидчивыми, плаксивыми. Часто нарушается сон, появляется чувство недомогания, быстро повышается утомляемость. Плохое настроение и самочувствие женщины сказывается на состоянии нервной системы плода и его развитии. Поэтому окружающим надо проявлять больше заботы и терпения к будущей матери. Очень важен режим дня. Беременная женщина не должна переутомляться, выполнять тяжелую работу. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Во второй половине беременности рекомендуют послеобеденный сон. Крайне важно соблюдать гигиену тела и одежды.
Более подробные инструкции будущая мать получает у врача. Следует еще отметить, что при любом нарушении нормального течения беременности (рвота, боли внизу живота, кровянистые выделения, головокружения и т.д.) необходимо сразу же обращаться к врачу.
Беременность – серьезное испытание для организма женщины, поэтому справиться с ним может только зрелый, сформировавшийся организм. Оптимальным детородным возрастом считается период с 21 до 30 лет. Беременность в подростковом возрасте влечет за собой массу проблем. Организм матери-подростка еще не готов к таким нагрузкам, в результате серьезно нарушается обмен веществ, гормональный фон, развивается ряд заболеваний эндокринной, опорно-двигательной и половой системы. Это, безусловно, сказывается и на здоровье будущего ребенка. У юных мам часто рождаются ослабленные, недоношенные дети с серьезными патологиями, часты выкидыши. Взрослая, здоровая женщина, как правило, переносит беременность хорошо. Важным стимулом при этом является чувство материнства, ожидание желанного ребенка.
Этапы эмбрионального развития.
Развитие ребенка в утробе матери проходит несколько этапов.
- Развитие зародыша
Процесс оплодотворения яйцеклетки происходит в маточной трубе. С этого момента начинается развитие зародыша. Оплодотворенная яйцеклетка продвигается к матке. По пути она активно делится. К моменту проникновения в матку зародыш состоит из 32 клеток. Здесь зародыш внедряется в слизистую оболочку стенки матки, быстро делится и растет. Из оболочек, которыми окружен зародыш, и кровеносных сосудов матки формируется специальный орган – плацента. Через плаценту зародыш получает от матери кислород и питательные вещества, отдает углекислый газ и продукты обмена. Плацента служит фильтром, отсеивающим часть вредных веществ, лекарственных препаратов, болезнетворных организмов.
Через несколько недель зародыш отделяется от плаценты и соединяется с ней посредством пуповины, где проходят кровеносные сосуды. Кровь матери и ребенка никогда не смешивается, она отделена специальной перепонкой, пропускающей газы и продукты обмена. К концу 4-й недели беременности длина тела зародыша достигает 3 мм. Появляются зачатки конечностей, ушей, чуть позже закладываются зачатки глаз и носа. Постепенно формируются системы органов. Начинает пульсировать сердце, вытягиваются конечности. Длина тела достигает 15 мм. На 6-й неделе беременности формируется нервная система. Зародыш реагирует на звуки, способен ощутить боль.
- Развитие плода
К концу 8-й недели формируется структура тела: различаются грудная клетка, голова, глаза, уши, нос, конечности. Различимы половые органы. Длина тела достигает 2,5 см. Увеличивается объем околоплодных вод. Продолжается усложнение и совершенствование систем органов. С этого момента зародыш называется плодом. В дальнейшем продолжается его рост и развитие.
По истечении срока беременности плод созревает. Начинаются роды. Роды – это процесс выталкивания плода за счет сокращения стенок матки и мышц брюшной стенки, который регулируется гуморально. Роды длятся в норме от 1 до 12 часов. Родовые схватки очень болезненны, но в условиях современной медицины этот процесс обезболивают. К началу родов плод поворачивается вниз головой, так ему проще будет проходить через родовые пути. Шейка матки расширяется, из нее выходит слизистая пробка, предохранявшая матку от попадания инородных веществ. Во время схваток лопается околоплодный пузырь, околоплодные воды изливаются наружу. Плод продвигается по влагалищу и выходит наружу. Следом выходит плацента, также отторгнутая организмом.
Пуповина, соединяющая плод с плацентой, обрезается и пережимается. В организме ребенка моментально накапливается избыток углекислого газа, который возбуждает дыхательный центр. Ребенок делает первый вдох, расправляются легкие. Так начинается жизнь нового человека. Роды – сложный процесс, поэтому присутствие врачей является необходимым для того, чтобы облегчить страдания матери, уменьшить травматизм матери и ребенка.
Тезисный повтор изученного материала.
УРОК № 5. Постэмбриональное развитие человека.
Содержание урока:
Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.
Развитие человека после рождения называют постэмбриональным развитием. В нем можно выделить несколько периодов.
- Грудной возраст.
- Раннее детство.
- Дошкольный период.
- Школьный период.
Грудным возрастом называют первый год жизни. Первый месяц жизни считается периодом новорожденности. В это время ребенок спит от кормления до кормления. Уход за ним требует внимания и заботы, стерильной чистоты и строго режима. Лучшим считается грудное вскармливание, так как только с молоком матери ребенок получает антитела, благодаря которым формируется его иммунитет. Кроме того, натуральное молоко лучше усваивается. Со второго месяца жизни детей начинают прикармливать легкоусвояемой и полезной пищей.
На протяжении первого года жизни в организме ребенка происходят кардинальные изменения. Серьезно меняется профиль опорно-двигательной системы. Ребенок учится координировать движения, переворачиваться, держать головку, садиться, ползать, ходить, бегать. Продолжается усложнение и усовершенствование всех внутренних органов. Не менее интенсивно в этот период развивается и психика ребенка. Он учится узнавать людей и предметы, узнает, что приятно, а что несет опасность. Начинает распознавать вкус, запахи, цвета. Затем формируются первые модели поведения. Ребенок учится улыбаться, смеяться, радоваться и, наконец, возникает способность к осмыслению действий, формируется речь. Для физического и психического здоровья ребенка важен строгий режим, полноценное питание, забота и внимание окружающих.
К раннему детству относят период от 1 до 3 лет. В это время ребенок активно растет и развивается как физически, так и психически. Он уже многое умеет делать самостоятельно, хорошо координирует движения, демонстрирует сложное поведение. Ребенок стремится к самоутверждению, любимое слово детей в этом возрасте: "Сам!". У ребенка вырабатываются новые двигательные навыки, он свободно манипулирует предметами, рисует, испытывает тягу к познавательной деятельности и нуждается в двигательной активности. В этот период важно не ограничивать стремление ребенка к самостоятельности, активным играм, удовлетворять его любознательность.
В период с 3 до 6 лет у детей активизируется познавательная деятельность, память, мышление. В это время любимое слово: "Почему?". Продолжается развитие головного мозга, формируется внутренняя речь, признаком чего является разговор ребенка "сам с собой". У дошкольников богатая фантазия и широкий спектр эмоций. Главной деятельностью становится игра. Через нее дети познают новое, строят свои модели поведения, учатся взрослой жизни.
В возрасте с 6 до 17 лет происходит кардинальная перестройка всех систем жизнеобеспечения организма. В начальной школе ребенок осваивает новые навыки и умения, формирует условные рефлексы (письмо, чтение и т.д.). Сложным периодом является переход от игры как основной формы деятельности к учебе. В начальной школе продолжается физическое и психическое развитие ребенка.
С 11-13 лет в жизни начинается новый период – подростковый. Это, наверное, самое трудное время. Начинается последний этап, завершающий формирование организма. У девочек-подростков развивается мышечная система, равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, увеличиваются грудные железы, начинается менструация, появляется оволосение подмышек и лобка, формируется женская фигура. Этот период характеризуется также активным ростом костей. У мальчиков-подростков происходит развитие фигуры по мужскому типу: активный рост костей, наращивание мускулатуры, оволосение подмышек, лобка, рук, ног, лица. В это же время ломается голос, формируется брюшной тип дыхания. Гормональные изменения могут проявляться в форме непроизвольной эрекции и поллюций. Поллюции – это непроизвольное семяизвержение во время сна. Как правило, их причиной является перевозбуждение нервной системы. Например, просмотр футбольного матча перед сном.
Еще одна неприятная черта этого периода – угревая сыпь, причиной которой является активизация процессов, происходящих в коже, и рост двигательной активности, вызывающей усиление потоотделения. Активизация обмена веществ в организме мальчиков и девочек в подростковом возрасте ведет к повышению двигательной активности. В этот период появляется раздражительность и немотивированная агрессивность, недовольство собой и окружающим миром. Дети становятся взрослыми.
Тезисный повтор изученного материала.
УРОК № 6. Половое созревание. Просмотр учебного видеофильма "Половое воспитание".
УРОК № 7. Заболевания половой системы. Контрацепция.
Содержание урока:
Лекция. Конспектирование. Анализ схем и иллюстраций.
На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что всегда необходимо ответственно подходить к выбору партнера и, по возможности, исключить беспорядочные связи. Кроме того, даже в общении с постоянным партнером необходимо соблюдать гигиену и принимать меры предохранения от нежелательной беременности и заражения половыми инфекциями. Прежде чем мы перейдем к средствам контрацепции, рассмотрим основные группы заболеваний, передающихся половым путем.
- Инфекционные заболевания половой системы.
- половые инфекции: гонорея, трихомоноз, хламидиоз и др.
Передаются половым путем, вызывают заболевания половых органов. Обычно проявляются покраснением половых органов, зудом, раздражением, появлением нетипичных выделений, болезненными ощущениями. Лечатся медикаментозно только врачом-специалистом.
- воспалительные и грибковые заболевания половых органов
Как правило, являются следствием несоблюдения гигиены, а также агрессивного секса, сопровождаемого микротравмами поверхности половых органов. Причиной может стать и переохлаждение организма. Передаются половым путем. Проявляются аналогично половым инфекциям, но могут протекать бессимптомно, вызывая в дальнейшем серьезные заболевания внутренних половых органов, вплоть до импотенции и бесплодия. Лечатся медикаментозно только врачом-специалистом.
- Заболевания, передающиеся половым путем, но поражающие и другие системы органов: СПИД, сифилис, герпес, гепатит.
Передаются половым путем и через кровь, поражают не только половую систему, но и другие органы. Трудно поддаются лечению. СПИД неизлечим. Диагностируются и лечатся только врачом-специалистом.
Прослушивание докладов по теме "Заболевания половой системы".
Лекция. Конспектирование.
Чтобы избежать негативных последствий, необходимо использовать средства контрацепции. Одни из них предохраняют только от нежелательной беременности, другие также защищают от инфекционных заболеваний. Существует несколько групп этих средств и методов, все они имеют положительные и отрицательные стороны.
Методы контрацепции:
- Поведенческие способы.
- Механические способы.
- Установка латексовых колпачков и спиралей
- Презерватив
- Хирургические способы.
- аборт – прерывание беременности в сроки до 28 недель
- стерилизация
- Календарные способы. Гормональные способы.
- оральная контрацепция
- вагинальная контрацепция
- подкожная контрацепция
- Химические способы.
Тезисный повтор изученного материала.
УРОК № 8. Обобщение. Контроль и коррекция знаний.
Поурочное планирование темы м. в приложении 1.
Итоговый контрольный тест см. в приложении 2.
Библиография. См. приложение 3.