Тема “Многообразие земноводных” является заключительной при изучении большой темы “Класс Земноводные”.
На предыдущих трех уроках учащиеся знакомились с основными особенностями земноводных: их средой обитания, особенностями внешнего строения, приспособлениями к жизни в воде и на суше, особенностями внутреннего строения и работой отдельных систем внутренних органов, особенностями и этапами развития, происхождением амфибий. Знакомство с этими аспектами происходило в основном при помощи устного объяснения учителя с использованием различных таблиц-картин и живых натуральных объектов. Дополнительный материал был представлен только учителем. К моменту проведения урока дети имеют навыки активного слушания объяснения учителя с выделением главных частей текста, умеют правильно вести наблюдение за живыми объектами, активно участвуют в любых видах беседы.
Учитывая результаты входной диагностики на этом уроке можно опираться на умение детей сравнивать различные биологические объекты между собой, выделять главное, наблюдать за живыми объектами, работать с внетекстовыми компонентами учебника, выполнять биологические рисунки.
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют практически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап представления модели, этап рефлексии. Отсутствует только этап вторичного закрепления и систематизации знаний при выполнении домашнего задания, так как дети, обучающиеся в специальной средней школе № 27 в большинстве своем не имеют возможности осуществлять учебную деятельность вне школы. Причиной этого служит и плохое материальное положение, и негативная эмоционально-психическая атмосфера в семье.
Предлагаемый урок является обычным уроком в курсе биологии в седьмом классе. Отличительной его особенностью является экоэтическая направленность материала, что необходимо для реализации воспитательного аспекта обучения, и творческая работа учащихся, которая не только помогает учащимся качественно усвоить материал, но и развивает их творческие способности, тем самым повышая, в большинстве случаев пониженную, самооценку. Для интенсификации учебного процесса было подготовлено большое количество различных наглядных пособий.
“Многообразие земноводных”
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о многообразии земноводных, экологических особенностях основных представителей и значении земноводных.
Задачи урока:
Образовательные:
- Учащиеся выявляют опорные знания о среде обитания, внешнем и внутреннем строении, особенностях жизнедеятельности и происхождении земноводных.
- Учащиеся знакомятся с многообразием земноводных, с их отрядами (хвостатые, бесхвостые и безногие земноводные) и экологическими особенностями их основных представителей.
- У учащихся формируется представление и значении земноводных и их роли в биоценозах.
- Учащиеся закрепляют знания по теме “многообразие земноводных”
Развивающие:
- Учащиеся продолжают развивать умение логически мыслить, анализировать и обобщать полученную информацию.
- Учащиеся продолжают развивать творческие способности и образное мышление.
- Учащиеся продолжают развивать навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.
Воспитательная:
- Учащиеся продолжают формировать научное мировоззрение, расширять биологическую картину мира и экоэтические взгляды на примере значения земноводных в природе и жизни человека, а также их роли в биоценозах.
Методы:
1. Словесные:
- Катахезическая беседа
- Эвристическая беседа
- Рассказ
- Объяснение
- Сообщение
- Работа с доской
- Работа с учебником
- Работа с тетрадью
- Выполнение творческой работы
2. Наглядные:
- Демонстрация таблиц-картин
- Демонстрация живых натуральных объектов
Оборудование урока:
1. Таблицы-картины:
- “Внешний вид и строение лягушки”
- “Развитие земноводных”
- “Древние земноводные”
- “Многообразие земноводных”
- “Жаба”
2. Натуральные живые объекты:
- Шпорцевые лягушки
3. Буквы к слову “многообразие”.
4. Оборудование для творческой работы (листы бумаги, цветные карандаши, конверты с заданиями).
5. Дидактические карточки.
6. Ватман с ассоциациями.
7. Фотографии земноводных.
8. Дронова О. Н. Хрестоматия по биологии. Животные. – Саратов, 2002. – с. 82-88.
9. Б. Е. Быховский, Е. В. Козлов, А. С. Мончадский и др. Биология. Животные. 7-8. – М.,1990. – с. 121-131.
10. Озерная симфония / Юный натуралист, 1988. - № 5. – с. 36-38.
11. Квакши / Юный натуралист, 1988. - № 8. – с.38-39.
12. Рубрика зоркий взор / Юный натуралист, 1989. - № 2. – с. 17.
13. Пещерный ольм / Юный натуралист, 1989. - № 5. – с. 36-37.
14. Лягушки ждут помощи / Юный натуралист, 1989. - № 5. – с. 35.
15. Малайская жаба / Юный натуралист, 1989. - № 7. – с. 32.
16. Саламандры / Юный натуралист, 1989. - № 11. – с. 29-31.
17. Мой питомец / Юный натуралист, 1989. - № 12. – с. 23-24.
18. Гулливер среди лягушек / Юный натуралист, 1990. - № 1. – с. 36-37.
19. Водяной дракон Ацтеков / Юный натуралист, 1990. - № 2. – с. 39.
20. О лягушках и их лапках / Юный натуралист, 1990. - № 6. – с. 40-41.
21. Отчего у лягушки кожа дрожит / Юный натуралист, 1990. - № 12. – с.34-35.
Ход урока (см. Таблицу)