Уроки биологии с экоэтическим содержанием (на примере урока по теме: "Многообразие земноводных")

Разделы: Биология


Тема “Многообразие земноводных” является заключительной при изучении большой темы “Класс Земноводные”.

На предыдущих трех уроках учащиеся знакомились с основными особенностями земноводных: их средой обитания, особенностями внешнего строения, приспособлениями к жизни в воде и на суше, особенностями внутреннего строения и работой отдельных систем внутренних органов, особенностями и этапами развития, происхождением амфибий. Знакомство с этими аспектами происходило в основном при помощи устного объяснения учителя с использованием различных таблиц-картин и живых натуральных объектов. Дополнительный материал был представлен только учителем. К моменту проведения урока дети имеют навыки активного слушания объяснения учителя с выделением главных частей текста, умеют правильно вести наблюдение за живыми объектами, активно участвуют в любых видах беседы.

Учитывая результаты входной диагностики на этом уроке можно опираться на умение детей сравнивать различные биологические объекты между собой, выделять главное, наблюдать за живыми объектами, работать с внетекстовыми компонентами учебника, выполнять биологические рисунки.

Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют практически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап представления модели, этап рефлексии. Отсутствует только этап вторичного закрепления и систематизации знаний при выполнении домашнего задания, так как дети, обучающиеся в специальной средней школе № 27 в большинстве своем не имеют возможности осуществлять учебную деятельность вне школы. Причиной этого служит и плохое материальное положение, и негативная эмоционально-психическая атмосфера в семье.

Предлагаемый урок является обычным уроком в курсе биологии в седьмом классе. Отличительной его особенностью является экоэтическая направленность материала, что необходимо для реализации воспитательного аспекта обучения, и творческая работа учащихся, которая не только помогает учащимся качественно усвоить материал, но и развивает их творческие способности, тем самым повышая, в большинстве случаев пониженную, самооценку. Для интенсификации учебного процесса было подготовлено большое количество различных наглядных пособий.

“Многообразие земноводных”

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о многообразии земноводных, экологических особенностях основных представителей и значении земноводных.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учащиеся выявляют опорные знания о среде обитания, внешнем и внутреннем строении, особенностях жизнедеятельности и происхождении земноводных.
  2. Учащиеся знакомятся с многообразием земноводных, с их отрядами (хвостатые, бесхвостые и безногие земноводные) и экологическими особенностями их основных представителей.
  3. У учащихся формируется представление и значении земноводных и их роли в биоценозах.
  4. Учащиеся закрепляют знания по теме “многообразие земноводных”

Развивающие:

  1. Учащиеся продолжают развивать умение логически мыслить, анализировать и обобщать полученную информацию.
  2. Учащиеся продолжают развивать творческие способности и образное мышление.
  3. Учащиеся продолжают развивать навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.

Воспитательная:

  1. Учащиеся продолжают формировать научное мировоззрение, расширять биологическую картину мира и экоэтические взгляды на примере значения земноводных в природе и жизни человека, а также их роли в биоценозах.

Методы:

1. Словесные:

  • Катахезическая беседа
  • Эвристическая беседа
  • Рассказ
  • Объяснение
  • Сообщение
  • Работа с доской
  • Работа с учебником
  • Работа с тетрадью
  • Выполнение творческой работы

2. Наглядные:

  • Демонстрация таблиц-картин
  • Демонстрация живых натуральных объектов

Оборудование урока:

1. Таблицы-картины:

  • “Внешний вид и строение лягушки”
  • “Развитие земноводных”
  • “Древние земноводные”
  • “Многообразие земноводных”
  • “Жаба”

2. Натуральные живые объекты:

  • Шпорцевые лягушки

3. Буквы к слову “многообразие”.

4. Оборудование для творческой работы (листы бумаги, цветные карандаши, конверты с заданиями).

5. Дидактические карточки.

6. Ватман с ассоциациями.

7. Фотографии земноводных.

8. Дронова О. Н. Хрестоматия по биологии. Животные. – Саратов, 2002. – с. 82-88.

9. Б. Е. Быховский, Е. В. Козлов, А. С. Мончадский и др. Биология. Животные. 7-8. – М.,1990. – с. 121-131.

10. Озерная симфония / Юный натуралист, 1988. - № 5. – с. 36-38.

11. Квакши / Юный натуралист, 1988. - № 8. – с.38-39.

12. Рубрика зоркий взор / Юный натуралист, 1989. - № 2. – с. 17.

13. Пещерный ольм / Юный натуралист, 1989. - № 5. – с. 36-37.

14. Лягушки ждут помощи / Юный натуралист, 1989. - № 5. – с. 35.

15. Малайская жаба / Юный натуралист, 1989. - № 7. – с. 32.

16. Саламандры / Юный натуралист, 1989. - № 11. – с. 29-31.

17. Мой питомец / Юный натуралист, 1989. - № 12. – с. 23-24.

18. Гулливер среди лягушек / Юный натуралист, 1990. - № 1. – с. 36-37.

19. Водяной дракон Ацтеков / Юный натуралист, 1990. - № 2. – с. 39.

20. О лягушках и их лапках / Юный натуралист, 1990. - № 6. – с. 40-41.

21. Отчего у лягушки кожа дрожит / Юный натуралист, 1990. - № 12. – с.34-35.

Ход урока (см. Таблицу)

Прилржение 1–5

Приложение 6