Пояснительная записка
Элективный курс “Диковины грибного царства”предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 7 класса. Необходимость курса определяется недостаточностью теоретических знаний о грибах как типичных представителях северной флоры и недостаточность развития экспериментальных умений школьников. В учебно-методическом комплекте Н.И.Сонина изучение данной темы рассматривается в контексте следующего содержания: многообразие, строение и значение грибов, всего 3 часа учебного времени и одна практическая работа по изучению плодовых тел базидиомицетов. В условиях крайнего севера с целью формирования биологической картины мира на основе использования регионального компонента, данный курс способствует решению основных задач биологического образования и развивает умение применять полученные знания на практике.
Цель курса: Расширить и углубить знания о грибах и способах их изучения.
Задачи курса:
- расширить представления школьников о многообразии, распространении и значении грибов;
- сформировать знания о микологии – науке о грибах;
- сформировать умение изготавливать гербарий грибов, изучить методы сбора грибов;
- рассмотреть химический состав и морфофизиологическое строение грибов, произрастающих в окрестностях Уренгоя;
- развивать умение идентифицировать грибы при помощи определительных карточек;
- сформировать умение разрабатывать биологические проекты.
- формировать бережное отношение к природе.
В содержании программы курса выделяем две части: теоретическую и практическую.
В теоретической части раскрываются особенности химического состава, морфофизиологического строения грибов, изучаются методы их сбора.
В практической части предлагаются практические работы, направленные на исследование химического состава клеток грибов, идентификации грибов, изучение базидиомицетов, изготовление проектов.
Элективный курс “Диковины грибного царства”предусматривает как классно-урочную систему, так и использование технологии. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинетов химии, биологии и натуральных объектов.
Предполагаемый элективный курс рассчитан на 16 часов, не менее чем 1 час в неделю. Он может быть использован для углубления и расширения ЗУНов.
Содержательная часть программы
Введение (1час)
Многообразие, распространение и значение грибов.
Тема 1. История науки о грибах.
Микология – наука о грибах. Краткая история микологии: первые описания грибов (V-IV в.д.н.э. Аристотель, Теофрост, Гиппократ). Разделение грибов на съедобные и ядовитые (I в.н.э. Плиний Старший). Грибы и христианская религия. Противоречивое отношение к грибам в разных странах. Споры среди ученых натуралистов о принадлежности грибов к царству растений или животных. 1834 год - открытие грибницы (французский ботаник Дютроше). Развитие отечественной микологии. XVII в. выделение грибов в отдельное царство (Фриз, Колард, Геккель). XX в. изучение грибной клетки под электронным и сполирующим микроскопами. Определение грибов в отдельное царство живой природы.
Практическая работа:Ознакомление с методами сбора грибов.
Экскурсия: “Разнообразие грибов в окрестностях Уренгоя”. Сбор материала для биологических проектов.
Тема 2.Химический состав грибной клетки.
Процентное содержание макроэлементов в мицелии гриба. Неорганические и органические вещества, входящие в состав грибов. Ядовитые вещества, образующиеся при метаболизме грибов. Механизмы синтеза ядов у грибов. Грибы – настоящая природная кладовая витаминов. Грибные ферменты. Лекарственные вещества грибов.
Практическая работа: Проведение цитохимических реакций для обнаружения неорганических (Ca2+,Mg2+,H2O) и органических (белки, липиды, целлюлоза) веществ.
Тема 3. Морфофизиологическое строение базидиомицетов.
Эволюция вегетативного тела грибов. Периферические кольца плодовых тел шляпочных грибов. Видоизменение мицелия. Строение и особенности грибной клетки. Общие черты грибной клетки с животной и растительной клеткопии Значение плектеихимы. Роль мицелия в образовании плодовых тел грибов. Разнообразие плодовых тел грибов.
Практическая работа: Определение плодовых тел шляпочных грибов с помощью определительных карточек.
Тема 4. Размножение, пути и способы распространения грибов.
Способы размножения грибов. Особенности грибного спорогенеза. Типы полового размножения грибов. Плеоморфизм грибов. Способы распространения спор грибов. Геотропизм грибов.
Практическая работа: Изучение спорангиев базидиомицетов.
Тема 5. Биологический проект.
Сущность проектной работы. Выбор темы. Определение методов и ресурсов. Этапы работы над проектом. Презентация проекта.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы элективного курса “Диковины грибного царства”учащиеся получают возможность
Знать:
- определение понятия “микологии”- как науки о грибах;
- методы сбора и изучения грибов;
- происхождение, эволюцию плодовых тел грибов;
- взаимосвязь строения и функций органов гриба;
- способы размножения и распространения грибов;
- условия и образ жизни грибов;
- многообразие представителей царства “Грибы”;
- особенности полевых работ (экскурсия);
- ТВ при сборе грибов и постановки эксперимента;
- правила работы с основным оборудованием биологической лаборатории;
- алгоритм и технику составления грибного гербария и биологического проекта;
Уметь:
- работать с микроскопом;
- распознавать вегетативные и плодовые тела грибов;
- определять наличие органических и неорганических веществ в клетках гриба с помощью цитохимических реакций;
- наблюдать строение и функционирование различных органов гриба;
- идентифицировать грибы при помощи определителей;
- овладеть основными методами составления грибного гербария и биологического проекта.
Методические рекомендации
При реализации программы целесообразно:
- смещение акцентов с подачи знания на овладение способами самостоятельного поиска и получения знаний; использование модулярной технологии;
- адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки учащихся. Так в начале курса уровень доступности должен быть максимальным, а в дальнейшем постепенное усложнение и углубление материала;
- предельно ориентировать содержание на практическое применение;
- в качестве результата предполагает выполнение творческого проекта, что обуславливает развитие естественно-научного мировоззрения;
- развитию коллективной деятельности, умению дискутировать;
- уделяет большое внимание рефлексии;
- использовать различные формы контроля (промежуточный контроль – отчеты о практических работах и экскурсии; итоговый контроль – защита проектов).
Литература
1. Журков А.М., Миловидова Л.С. Грибы – друзья и враги леса. Новосибирск, 1980.
2. Рягин С.Н. Общая биология клеточный уровень организации жизни. Омск, 2003.