Элективный курс «Диковины грибного царства»

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Элективный курс “Диковины грибного царства”предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 7 класса. Необходимость курса определяется недостаточностью теоретических знаний о грибах как типичных представителях северной флоры и недостаточность развития экспериментальных умений школьников. В учебно-методическом комплекте Н.И.Сонина изучение данной темы рассматривается в контексте следующего содержания: многообразие, строение и значение грибов, всего 3 часа учебного времени и одна практическая работа по изучению плодовых тел базидиомицетов. В условиях крайнего севера с целью формирования биологической картины мира на основе использования регионального компонента, данный курс способствует решению основных задач биологического образования и развивает умение применять полученные знания на практике.

Цель курса: Расширить и углубить знания о грибах и способах их изучения.

Задачи курса:

  • расширить представления школьников о многообразии, распространении и значении грибов;
  • сформировать знания о микологии – науке о грибах;
  • сформировать умение изготавливать гербарий грибов, изучить методы сбора грибов;
  • рассмотреть химический состав и морфофизиологическое строение грибов, произрастающих в окрестностях Уренгоя;
  • развивать умение идентифицировать грибы при помощи определительных карточек;
  • сформировать умение разрабатывать биологические проекты.
  • формировать бережное отношение к природе.

В содержании программы курса выделяем две части: теоретическую и практическую.

В теоретической части раскрываются особенности химического состава, морфофизиологического строения грибов, изучаются методы их сбора.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на исследование химического состава клеток грибов, идентификации грибов, изучение базидиомицетов, изготовление проектов.

Элективный курс “Диковины грибного царства”предусматривает как классно-урочную систему, так и использование технологии. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинетов химии, биологии и натуральных объектов.

Предполагаемый элективный курс рассчитан на 16 часов, не менее чем 1 час в неделю. Он может быть использован для углубления и расширения ЗУНов.

Содержательная часть программы

Введение (1час)

Многообразие, распространение и значение грибов.

Тема 1. История науки о грибах.

Микология – наука о грибах. Краткая история микологии: первые описания грибов (V-IV в.д.н.э. Аристотель, Теофрост, Гиппократ). Разделение грибов на съедобные и ядовитые (I в.н.э. Плиний Старший). Грибы и христианская религия. Противоречивое отношение к грибам в разных странах. Споры среди ученых натуралистов о принадлежности грибов к царству растений или животных. 1834 год - открытие грибницы (французский ботаник Дютроше). Развитие отечественной микологии. XVII в. выделение грибов в отдельное царство (Фриз, Колард, Геккель). XX в. изучение грибной клетки под электронным и сполирующим микроскопами. Определение грибов в отдельное царство живой природы.

Практическая работа:Ознакомление с методами сбора грибов.

Экскурсия: “Разнообразие грибов в окрестностях Уренгоя”. Сбор материала для биологических проектов.

 Тема 2.Химический состав грибной клетки.

Процентное содержание макроэлементов в мицелии гриба. Неорганические и органические вещества, входящие в состав грибов. Ядовитые вещества, образующиеся при метаболизме грибов. Механизмы синтеза ядов у грибов. Грибы – настоящая природная кладовая витаминов. Грибные ферменты. Лекарственные вещества грибов.

Практическая работа: Проведение цитохимических реакций для обнаружения неорганических (Ca2+,Mg2+,H2O) и органических (белки, липиды, целлюлоза) веществ.

Тема 3. Морфофизиологическое строение базидиомицетов.

Эволюция вегетативного тела грибов. Периферические кольца плодовых тел шляпочных грибов. Видоизменение мицелия. Строение и особенности грибной клетки. Общие черты грибной клетки с животной и растительной клеткопии Значение плектеихимы. Роль мицелия в образовании плодовых тел грибов. Разнообразие плодовых тел грибов.

Практическая работа: Определение плодовых тел шляпочных грибов с помощью определительных карточек.

Тема 4. Размножение, пути и способы распространения грибов.

Способы размножения грибов. Особенности грибного спорогенеза. Типы полового размножения грибов. Плеоморфизм грибов. Способы распространения спор грибов. Геотропизм грибов.

Практическая работа: Изучение спорангиев базидиомицетов.

Тема 5. Биологический проект.

Сущность проектной работы. Выбор темы. Определение методов и ресурсов. Этапы работы над проектом. Презентация проекта.

 Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы элективного курса “Диковины грибного царства”учащиеся получают возможность

Знать:

  • определение понятия “микологии”- как науки о грибах;
  • методы сбора и изучения грибов;
  • происхождение, эволюцию плодовых тел грибов;
  • взаимосвязь строения и функций органов гриба;
  • способы размножения и распространения грибов;
  • условия и образ жизни грибов;
  • многообразие представителей царства “Грибы”;
  • особенности полевых работ (экскурсия);
  • ТВ при сборе грибов и постановки эксперимента;
  • правила работы с основным оборудованием биологической лаборатории;
  • алгоритм и технику составления грибного гербария и биологического проекта;

Уметь:

  • работать с микроскопом;
  • распознавать вегетативные и плодовые тела грибов;
  • определять наличие органических и неорганических веществ в клетках гриба с помощью цитохимических реакций;
  • наблюдать строение и функционирование различных органов гриба;
  • идентифицировать грибы при помощи определителей;
  • овладеть основными методами составления грибного гербария и биологического проекта.

 Методические рекомендации

При реализации программы целесообразно:

  • смещение акцентов с подачи знания на овладение способами самостоятельного поиска и получения знаний; использование модулярной технологии;
  • адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки учащихся. Так в начале курса уровень доступности должен быть максимальным, а в дальнейшем постепенное усложнение и углубление материала;
  • предельно ориентировать содержание на практическое применение;
  • в качестве результата предполагает выполнение творческого проекта, что обуславливает развитие естественно-научного мировоззрения;
  • развитию коллективной деятельности, умению дискутировать;
  • уделяет большое внимание рефлексии;
  • использовать различные формы контроля (промежуточный контроль – отчеты о практических работах и экскурсии; итоговый контроль – защита проектов).

 Литература

1. Журков А.М., Миловидова Л.С. Грибы – друзья и враги леса. Новосибирск, 1980.

2. Рягин С.Н. Общая биология клеточный уровень организации жизни. Омск, 2003.