Qui non proficlt — deficit - кто не движется вперед — отстает (лат).
В толковом словаре С.И.Ожегову, так дается толкование слона личность человек как носитель, каких-нибудь свойств.
Обучение биологии, согласно современного стандарта, должно обеспечить достижение каждым школьником обязательного уровня подготовки. Все дети разные: и сильные и слабые (по скорости усвоения знаний) к с разным типом темперамента, видом памяти, да и просто больные дети, которым болезнь мешает учиться. Поэтому как никогда актуально использование современных образовательных технологии в системе личностно-ориентированного образования (Л00) позволяет повысить эффективность образовательного процесса, обеспечить высокую устойчивость знаний, учитывая особенности личности каждого ребенка. В современных условиях необходимо направить работу учителя на:
- Хорошую подготовку учащегося по образовательному предмету (систему знаний, специальных и общеучебных умений и навыков).
- Развитию творческих способностей личности.
- Воспитанию здорового образа жизни (профилактики и коррекции существующих заболеваний).
- Развитию особенности психических качеств личности “интеллекта, эмоциональности).
- Работать в направлении развития воспитанной личности, востребованной в повседневной жизни обществом.
Для повышения эффективности образовательного процесса в своей работе использую различные дидактические средства, но где удается, стараюсь применять проектно-исследовательскую и проектную деятельность, задействовав по возможности региональный компонент, обязательно помню о личностном подходе в обучении. Термин “проект” получил неоднозначную трактовку, и надо понимать, что любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, но не каждый проект является исследовательской работой. (Курс “Педагогическая теория - современному учителю” Лигнер Г.И.)
1. Проектная деятельность при создании опорных конспеттов.
Модернизация образования предполагает приоритет подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Словом, речь идет о проектировании и решении тех или иных проблем. Отсюда и название метода “Проекты”. Метод проектов (лат. Progectus - брошенный вперед, “план на будущее”) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
Логико-смысловая модель (ЛМС)
О.К. предполагает разноуровневые, согласно возможности и желанию ученик учит ту или иную его часть.
I уровень | II уровень | Понятия |
на “3” | на “4-5” | “всем” |
6 класс. Тема урока: “Половое размножение животных”. Стр.128-133 (автор Н.И. Сонин).
Дополни и улучши.
По образованию половых клеток животных разделяют на:
9 класс. Тема: Абиотические факторы среды”.
Стр.231-239 (автор Н.И. Сонин)
I уровень | II уровень | Понятия |
Пойкилотермные (от греч. Poirilos –
различный, переменчивый и therme - тепло) -
организмы с переменчивой температурой тела. Гомойтермные (от греч. Homoios – подобный и therme – тепло) - организмы с постоянной температурой тела. Ионизирующее излучение – излучение с высокой Е, которое способно приводить к образованию + и – ионов. Виды:
Первичная продукция – суммарная продукция фотосинтеза. |
Вспомним: фотопериоцизм теневыносливые, светолюбивые Зона оптимума - оптимальная интенсивность действия любого фактора Предел выносливости – пограничные значения, действия данного фактора, за которым наступает гибель организмов. Ограничивающий фактор – фактор, находящийся в недостатке и избытке по сравнению с оптимальной величиной. Биомасса – общее количество вещества, выраженное в единицах массы. |
2. Ролевая игра позволяет в непринужденной игровой форме приобретать знания, их углублять или систематизировать.
11 класс.
Тема: “Введение в экологию”; “Мой район – моя боль”.Работа детей по карточкам в группах:
Инструктивные карточки:
1. Используя предложенную литературу, составьте карту прохождения скоростной дороги “Москва–Самара”.
2. Проанализируйте ситуацию, отметьте плюсы и минусы этого строительства с точки зрения:
а. Простого обывателя;
б. Эколога;
в. Геолога;
г. Ботаника и зоолога.
3. Составьте или нарисуйте эмблему или призыв на выбор по рассматриваемому вопросу.
Урок обычно заканчивается эмоциональными высказываниями, иногда пожеланием в адрес губернатора Пензенской области Бочкарева В.К., по поводу преобладания в данном проекте строительства экономической стороны над экологической.
11 класс. Тема “Селекция”
Тема урока: “Чаадаевский фермер”.
Работа в группах–семьях: Гороховы, Капустины, Чесноковы.
Предлагаются вопросы:
1. Какова современная социально-экономическая ситуация в Пензенской области?
2. Как можно открыть свое дело на селе?
3. Чем отличается фермерское хозяйство от приусадебного?
Составить мини-проект “Развитие фермерского хозяйства семьи…”
1. Взять кредит под проценты (обосновав сумму и перспективу, выплаты процентов, полное погашение).
2. Просчитать количество затрат и прибыль:
- прибыль П
- доход Д
- себестоимость С
- П = Д – С
3. Составить трехпольный севооборот.
4. Предложить отчет развития хозяйства и пути снижения себестоимости продукции.
8 класс. Тема: “Влияние шума на слуховой анализатор”
Дети работают в группах. Им предлагается установить примерный уровень шумового загрязнения в пределах школы, проанализировав таблицу громкости звука.
ИСТОЧНИК ЗВУКА | УРОВЕНЬ (ДБ) |
Спокойное дыхание | Не воспринимается |
Шепот | 10 |
Перелистывание газет | 20 |
Обычный шум в доме | 40 |
Разговор средней громкости | 50 |
Громкий разговор | 70 |
Концерт рок – музыки | 100 |
Выстрел из ружья | 120 |
Болевой порог | 120 |
Необходимо сделать выводы и дать рекомендации при условии, что все они учителя предметники и этот вопрос вынесен для обсуждения на педсовете.
Все выводы и рекомендации заносятся в протокол педсовета и вывешиваются в коридоре школы на доске “Информация”.
9 “В”
ПРОТОКОЛ ПЕДСОВЕТА НА ТЕМУ:
“ВЛИЯНИЕ ШУМА НА СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР”
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:
1. “Шум – медленный убийца”.
(Шум выше 80 ДБ – это шум работающего пылесоса).
Шум вызывает ухудшение работы органов слуха, кровеносной системы, нарушаются процессы жизнедеятельности, энергетический обмен начинает преобладать над пластическим, что приводит к преждевременному старению.
2. РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
а. На школьных вечерах использовать музыку громкостью не более 80 ДБ.
б. Дежурным учителям и учащимся больше уделять внимания поддержанию тишины в школе.
в. Учителям-предметникам повышать голос только в том случае, если среди учащихся встречаются больные тугоухостью.
г. Директору школы повышать голос только в экстремальной обстановке.
д.Учащимся не стареть преждевременно.
За это решение проголосовало 18 человек 9 “В” класса:
- нормальный слух – 16 человек,
- тугоухость – 2 человека.
3. Контроль знаний необходим и может проводиться различными способами.
1. Зеленые насаждения уменьшают силу шума, какой силы будет шум от проезжающего транспорта по шоссе “Урал” в здании нашей школы, если на проезжей части он равен 95 ДБ (единица измерения шума), а шоссе от школы отделяет полоса хвойного леса, снижающей шум на 24%.
2. Прочитайте текст об использовании растений, обладающих целебными свойствами:
- береза – настои и отвары почек и листьев применяется при желчекаменной болезни, а также при заболевании почек и суставов;
- сосна – отвар почек применяется как дезинфицирующее, так и отхаркивающее средство.
3. Найдите в школьной библиотеке литературу, сообщающую о трех других растениях нашего края, используемых в народной медицине.
4. Есть в природе растения, которые символизируют дорогие и близкие каждому понятия: мир, дружбу и другое. вот некоторые из них:
- олива – символ мира,
- дуб – символ могущества.
Вспомните, какие растения изображены на гербе нашей области и района, и что они символизируют.
Внеклассная работа.
1. Летние задания предлагаются учащимся 6-8, 10 классов.
Преследуются цели и задачи:
- Систематизировать, обобщить и углубить полученные знания на уроках биологии, привязав их к данной местности.
- Развивать умение наблюдать, классифицировать.
- Воспитывать эстетическое восприятие родного края, желание знать свой край, толерантность работы в группах.
- Проведение профессиональной пробы учащихся.
Ежегодно выбирается ряд мелких тем, объединенных в одну большую тему, которая, как правило, служит темой проведения недели биологии в октябре следующего года. один из блоков таких тем для мини-пректов “Мой посёлок – Чаадаевка”:
- Мониторинг образования свалок и их особенности.
- Состояние водоемов поселка.
- Самый красивый цветник посёлка Чаадаевки.
- Самый большой любитель комнатных растений поселка.
- Самый большой любитель домашних животных.
- Вклад предприятий в озеленение посёлка.
- Ранее были предложены темы:
- Лекарственные растения края.
- Использование лесных насаждений для нужд человека.
- Море нашего поселка и др.
2. Иногда такие летние задания выливаются в индивидуальную и более глубокую исследовательскую деятельность. Так случилось последний раз с темой “Сукцессия озера посёлка Чаадаевка” и ученицей 10-11 класса Козловой Еленой, которая была участником научно-практической конференции “Старт в науку” в 2004-2005 г.
3. Предпрофильная подготовка начинается задолго до настоящего выбора профессии. Для учащихся 6-7 классов в школе работает клуб “Юные феи” План работы клуба носит характер мини-проектов, разбитых на блоки, позволяющих получить информацию о профессии флориста, максимально легко общаясь, так как этот клуб межпредметный и ведется психологом нашей школы Карасевой Г.Е. и учителем биологии.
Детская исследовательская деятельность, как способ организации образовательного и воспитательного процесса, позволяет достичь хороших результатов. Известно, что любое научное исследование строится по следующей схеме:
- Определение проблемы, выбор темы исследования, постановка цели и задач.
- Обзор состояния проблемы, степени ее изученности.
- Выбор или разработка методики исследования.
- Сбор материалов.
- Отборка материала, оформление результатов.
- Формирование выводов.
Проектная деятельность открывает перед каждым учеником возможность проявить себя, выявить свои особенности, наметить будущую профессию. Успех возможен только при соблюдении следующих правил:
Сознание положительной мотивации к работе через постановку интересной, близкой ученикам проблемы.
Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы и работе над ней.