Личностно-ориентированный подход в поисково-исследовательской деятельности с использованием регионального компонента

Разделы: Биология


Qui non proficlt — deficit - кто не движется вперед — отстает (лат).

В толковом словаре С.И.Ожегову, так дается толкование слона личность человек как носитель, каких-нибудь свойств.

Обучение биологии, согласно современного стандарта, должно обеспечить достижение каждым школьником обязательного уровня подготовки. Все дети разные: и сильные и слабые (по скорости усвоения знаний) к с разным типом темперамента, видом памяти, да и просто больные дети, которым болезнь мешает учиться. Поэтому как никогда актуально использование современных образовательных технологии в системе личностно-ориентированного образования (Л00) позволяет повысить эффективность образовательного процесса, обеспечить высокую устойчивость знаний, учитывая особенности личности каждого ребенка. В современных условиях необходимо направить работу учителя на:

  1. Хорошую подготовку учащегося по образовательному предмету (систему знаний, специальных и общеучебных умений и навыков).
  2. Развитию творческих способностей личности.
  3. Воспитанию здорового образа жизни (профилактики и коррекции существующих заболеваний).
  4. Развитию особенности психических качеств личности “интеллекта, эмоциональности).
  5. Работать в направлении развития воспитанной личности, востребованной в повседневной жизни обществом.

Для повышения эффективности образовательного процесса в своей работе использую различные дидактические средства, но где удается, стараюсь применять проектно-исследовательскую и проектную деятельность, задействовав по возможности региональный компонент, обязательно помню о личностном подходе в обучении. Термин “проект” получил неоднозначную трактовку, и надо понимать, что любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, но не каждый проект является исследовательской работой. (Курс “Педагогическая теория - современному учителю” Лигнер Г.И.)

1. Проектная деятельность при создании опорных конспеттов.

Модернизация образования предполагает приоритет подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Словом, речь идет о проектировании и решении тех или иных проблем. Отсюда и название метода “Проекты”. Метод проектов (лат. Progectus - брошенный вперед, “план на будущее”) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Логико-смысловая модель (ЛМС)

О.К. предполагает разноуровневые, согласно возможности и желанию ученик учит ту или иную его часть.

I уровень II уровень Понятия
на “3” на “4-5” “всем”

 6 класс. Тема урока: “Половое размножение животных”. Стр.128-133 (автор Н.И. Сонин).

Дополни и улучши.

 

По образованию половых клеток животных разделяют на:

9 класс. Тема: Абиотические факторы среды”.

Стр.231-239 (автор Н.И. Сонин)

I уровень II уровень Понятия

Пойкилотермные (от греч. Poirilos – различный, переменчивый и therme - тепло) - организмы с переменчивой температурой тела.

Гомойтермные (от греч. Homoios – подобный и therme – тепло) - организмы с постоянной температурой тела.

Ионизирующее излучение

– излучение с высокой Е, которое способно приводить к образованию + и – ионов.

Виды:

  • карцелярное ( и частицы);
  • электромагнитное ( частицы);
  • рентгеновские.

Первичная продукция – суммарная продукция фотосинтеза.

Вспомним:

фотопериоцизм

теневыносливые, светолюбивые

Зона оптимума - оптимальная интенсивность действия любого фактора

Предел выносливости – пограничные значения, действия данного фактора, за которым наступает гибель организмов.

Ограничивающий фактор – фактор, находящийся в недостатке и избытке по сравнению с оптимальной величиной.

Биомасса – общее количество вещества, выраженное в единицах массы.

 2. Ролевая игра позволяет в непринужденной игровой форме приобретать знания, их углублять или систематизировать.

11 класс. Тема: “Введение в экологию”; “Мой район – моя боль”.

Работа детей по карточкам в группах:

Инструктивные карточки:

1. Используя предложенную литературу, составьте карту прохождения скоростной дороги “Москва–Самара”.

2. Проанализируйте ситуацию, отметьте плюсы и минусы этого строительства с точки зрения:

а. Простого обывателя;

б. Эколога;

в. Геолога;

г.  Ботаника и зоолога.

3. Составьте или нарисуйте эмблему или призыв на выбор по рассматриваемому вопросу.

Урок обычно заканчивается эмоциональными высказываниями, иногда пожеланием в адрес губернатора Пензенской области Бочкарева В.К., по поводу преобладания в данном проекте строительства экономической стороны над экологической.

 11 класс. Тема “Селекция”

Тема урока: “Чаадаевский фермер”.

Работа в группах–семьях: Гороховы, Капустины, Чесноковы.

Предлагаются вопросы:

1. Какова современная социально-экономическая ситуация в Пензенской области?

2. Как можно открыть свое дело на селе?

3. Чем отличается фермерское хозяйство от приусадебного?

Составить мини-проект “Развитие фермерского хозяйства семьи…”

1. Взять кредит под проценты (обосновав сумму и перспективу, выплаты процентов, полное погашение).

2. Просчитать количество затрат и прибыль:

  • прибыль П
  • доход Д
  • себестоимость С
  • П = Д – С

3. Составить трехпольный севооборот.

4. Предложить отчет развития хозяйства и пути снижения себестоимости продукции.

 8 класс. Тема: “Влияние шума на слуховой анализатор”

Дети работают в группах. Им предлагается установить примерный уровень шумового загрязнения в пределах школы, проанализировав таблицу громкости звука.

ИСТОЧНИК ЗВУКА УРОВЕНЬ (ДБ)
Спокойное дыхание Не воспринимается
Шепот 10
Перелистывание газет 20
Обычный шум в доме 40
Разговор средней громкости 50
Громкий разговор 70
Концерт рок – музыки 100
Выстрел из ружья 120
Болевой порог 120

Необходимо сделать выводы и дать рекомендации при условии, что все они учителя предметники и этот вопрос вынесен для обсуждения на педсовете.

Все выводы и рекомендации заносятся в протокол педсовета и вывешиваются в коридоре школы на доске “Информация”.

 9 “В”

ПРОТОКОЛ ПЕДСОВЕТА НА ТЕМУ:
“ВЛИЯНИЕ ШУМА НА СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР”

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:

1. “Шум – медленный убийца”.

(Шум выше 80 ДБ – это шум работающего пылесоса).

Шум вызывает ухудшение работы органов слуха, кровеносной системы, нарушаются процессы жизнедеятельности, энергетический обмен начинает преобладать над пластическим, что приводит к преждевременному старению.

2. РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

а. На школьных вечерах использовать музыку громкостью не более 80 ДБ.

б. Дежурным учителям и учащимся больше уделять внимания поддержанию тишины в школе.

в. Учителям-предметникам повышать голос только в том случае, если среди учащихся встречаются больные тугоухостью.

г. Директору школы повышать голос только в экстремальной обстановке.

д.Учащимся не стареть преждевременно.

За это решение проголосовало 18 человек 9 “В” класса:

  • нормальный слух – 16 человек,
  • тугоухость – 2 человека.

 

 3. Контроль знаний необходим и может проводиться различными способами.

1. Зеленые насаждения уменьшают силу шума, какой силы будет шум от проезжающего транспорта по шоссе “Урал” в здании нашей школы, если на проезжей части он равен 95 ДБ (единица измерения шума), а шоссе от школы отделяет полоса хвойного леса, снижающей шум на 24%.

2. Прочитайте текст об использовании растений, обладающих целебными свойствами:

  • береза – настои и отвары почек и листьев применяется при желчекаменной болезни, а также при заболевании почек и суставов;
  • сосна – отвар почек применяется как дезинфицирующее, так и отхаркивающее средство.

3. Найдите в школьной библиотеке литературу, сообщающую о трех других растениях нашего края, используемых в народной медицине.

4.  Есть в природе растения, которые символизируют дорогие и близкие каждому понятия: мир, дружбу и другое. вот некоторые из них:

  • олива – символ мира,
  • дуб – символ могущества.

Вспомните, какие растения изображены на гербе нашей области и района, и что они символизируют.

 Внеклассная работа.

1. Летние задания предлагаются учащимся 6-8, 10 классов.

Преследуются цели и задачи:

  • Систематизировать, обобщить и углубить полученные знания на уроках биологии, привязав их к данной местности.
  • Развивать умение наблюдать, классифицировать.
  • Воспитывать эстетическое восприятие родного края, желание знать свой край, толерантность работы в группах.
  • Проведение профессиональной пробы учащихся.

Ежегодно выбирается ряд мелких тем, объединенных в одну большую тему, которая, как правило, служит темой проведения недели биологии в октябре следующего года. один из блоков таких тем для мини-пректов “Мой посёлок – Чаадаевка”:

  • Мониторинг образования свалок и их особенности.
  • Состояние водоемов поселка.
  • Самый красивый цветник посёлка Чаадаевки.
  • Самый большой любитель комнатных растений поселка.
  • Самый большой любитель домашних животных.
  • Вклад предприятий в озеленение посёлка.
  • Ранее были предложены темы:
  • Лекарственные растения края.
  • Использование лесных насаждений для нужд человека.
  • Море нашего поселка и др.

2. Иногда такие летние задания выливаются в индивидуальную и более глубокую исследовательскую деятельность. Так случилось последний раз с темой “Сукцессия озера посёлка Чаадаевка” и ученицей 10-11 класса Козловой Еленой, которая была участником научно-практической конференции “Старт в науку” в 2004-2005 г.

 3. Предпрофильная подготовка начинается задолго до настоящего выбора профессии. Для учащихся 6-7 классов в школе работает клуб “Юные феи” План работы клуба носит характер мини-проектов, разбитых на блоки, позволяющих получить информацию о профессии флориста, максимально легко общаясь, так как этот клуб межпредметный и ведется психологом нашей школы Карасевой Г.Е. и учителем биологии.

 Детская исследовательская деятельность, как способ организации образовательного и воспитательного процесса, позволяет достичь хороших результатов. Известно, что любое научное исследование строится по следующей схеме:

  1. Определение проблемы, выбор темы исследования, постановка цели и задач.
  2. Обзор состояния проблемы, степени ее изученности.
  3. Выбор или разработка методики исследования.
  4. Сбор материалов.
  5. Отборка материала, оформление результатов.
  6. Формирование выводов.

Проектная деятельность открывает перед каждым учеником возможность проявить себя, выявить свои особенности, наметить будущую профессию. Успех возможен только при соблюдении следующих правил:

Сознание положительной мотивации к работе через постановку интересной, близкой ученикам проблемы.

Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы и работе над ней.