Тип урока: обобщающий семинар.
Цель: обобщить полученные на уроках химии и биологии знания о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе.
Задачи:
- развивать умения применять и обобщать полученные знания;
- развивать интерес к предметам естественно-научного цикла;
- развивать навыки составления плана и конспекта урока.
Оборудование:
- пробирки с реактивами для проведения
качественной реакции на катион железа:
- сульфат железа (II),
- сульфат меди (II),
- хлорид натрия,
- красная кровяная соль.
Оформление:
- стенд “Химия человека”;
- упрощенная схема свертывания крови.
Подготовка учащихся к уроку: за 2 недели до урока учащимся раздаются вопросы для подготовки:
- Химические элементы в клетках живых организмов.
- Состав и функции крови.
- Диффузия, тургор, осмос в клетке.
- Гемоглобин, его химический состав.
- Химическая природа процесса свертывания крови.
- Защитные барьеры организма.
- Иммунопрофилактика.
Ход урока
I
Учитель химии: наш семинар называется “Химия крови”, его цель – повторить и обобщить сведения о металлах, полученные вами на уроках химии, и о составе и функциях крови, которые вы изучали на уроках биологии.
Учитель биологии: как вы знаете, в нашем организме протекают единые биохимические процессы. Сегодня мы попытаемся еще раз это доказать. Работа на семинарском занятии будет строиться в соответствии с перечнем вопросов, с которым вы ознакомлены заранее. По ходу урока вы должны будете выполнить разноуровневые задания:
1 уровень – составление плана урока;
2 уровень – составление краткого конспекта урока.
Записи вы будете вести в тетрадях по химии.
II
Учитель химии: итак, первый вопрос семинара “Химические элементы в клетках живых организмов” (один из учащихся делает сообщение по данному вопросу).
Учитель биологии: химические элементы образуют вещества, которые входят в состав клеток и тканей. Кровь – это тоже ткань. Вспомните, разновидностью какой ткани является кровь? (вопрос к классу). Действительно, кровь – это разновидность соединительной ткани. Охарактеризуйте кратко этот вид ткани (вопрос к классу). Давайте еще раз обратимся к рисунку учебника на странице 85 (учебник под ред. Колесова Д.В.).
Следующий вопрос нашего занятия “Состав и функции крови”.
Учитель химии: вы знаете, что в состав плазмы крови входят разные соли. Их концентрация поддерживается на определенном уровне. Одна из солей плазмы – это поваренная соль. Вспомните, чему равна концентрация этой соли в плазме крови, и как называется такой раствор? (вопрос к классу). Действительно, это физиологический раствор, концентрация которого равна 0,9%. Поваренная соль в растворе находится в виде ионов. Напишите уравнение реакции диссоциации хлорида натрия (один из учащихся работает у доски).
А теперь решим задачу:
Сколько грамм соли необходимо для получения 250 г физиологического раствора? (на столы раздаются карточки с условием задачи, один из учащихся решает задачу у доски).
m (NaCl)-? Ответ: m (NaCl)=2,25 г.
Вопрос к классу: напишите строение иона натрия и его электронную формулу (учащийся работает у доски).
Учитель биологии: обмен веществами между клеткой и окружающей средой – очень важное свойство живого. Какими путями он может происходить, мы поговорим далее. Итак, следующий вопрос: “Диффузия, тургор, осмос в клетке”.
Учитель химии: в каких продуктах содержится много калия? (курага, изюм, сухофрукты). Решив задачу, мы узнаем, сколько надо съесть кураги, чтобы восполнить суточную потребность организма в калии.
Задача: В 50 граммах кураги содержится 1,017 г. калия. Сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму калия? Суточная норма равна 3,5 г.
Ответ: масса кураги равна 172 г.
Учитель биологии: следующий вопрос нашего семинара: “Гемоглобин, его химический состав”.
Учитель химии: основной металл гемоглобина – железо. Чем же отличается строение атома железа от строения атомов натрия или калия? Напишите строение атома железа (вопрос к классу).
Представьте, что вы находитесь в исследовательской лаборатории и с помощью химического эксперимента должны определить, в какой из выданных вам пронумерованных пробирок находится вещество, содержащее катион двухвалентного железа.
Лабораторная работа
По мере выполнения лабораторной работы проверяются знания техники безопасности и правил обращения с химической посудой и реактивами. Один из учащихся выходит к доске для записи уравнения качественной реакции.
3 FeSO4 + 2 K3 [Fe(CN)6 ] > Fe3 [Fe(CN)6 ]2 + 3 K2 SO4
3 Fe2+ + 3 SO42- + 6 K+ + 2 [Fe(CN)6]3- > Fe3 [Fe(CN)6]2 + 6 K+ + 3 SO42-
3 Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- > Fe3[Fe(CN)6]2
Учитель биологии: следующий вопрос: “Химическая природа процесса свертывания крови”.
Учитель химии: откройте учебник на стр. 56 упр.2. Напишите уравнение диссоциации хлорида кальция.
Учитель биологии: какие продукты нужно употреблять, чтобы организм получал кальций в нужном количестве? (вопрос к классу).
Учитель химии: а теперь представьте больного, потерявшего много крови. В состоянии ли он что-то есть? Нет, поэтому все необходимые элементы вводятся больному внутривенно в растворенном виде. Попробуем рассчитать, сколько надо хлорида кальция, чтобы помочь больному.
Задача: сколько грамм хлорида кальция надо организму при кровотечении для того, чтобы восполнить его суточную норму кальция?
Ответ: для восполнения суточной нормы кальция организму потребуется 4,16 г хлорида кальция.
Учитель биологии: свертывание крови – один из защитных механизмов нашего организма. О других защитных барьерах речь пойдет в следующем вопросе: “Защитные барьеры организма”.
Учитель химии: в последнем вопросе мы узнаем, как происходило становление наук об иммунитете. Вопрос “Иммунопрофилактика”.
III
Учитель биологии: итак, живые организмы характеризуются исключительно сложной в химическом отношении структурой. Данные биологии и химии объединяются в общую науку – биохимию. Биохимия помогает понять, как работают биологические системы, играет объединяющую роль, помогает доказать родство между живыми организмами, единство их происхождения.
Учитель химии: в качестве домашнего задания вы получите кроссворд, в котором обобщаются сведения о “химии крови”. Если вы разгадаете его верно, то из букв, обозначенных цифрами, составится название науки о крови.
КРОССВОРД
- Основной транспортный белок крови человека.
- Химический элемент, образующий комплекс с транспортным белком крови человека.
- Невосприимчивость организма к различным чужеродным веществам.
- Химический элемент, необходимый для свертывания крови.
- Химические вещества, вырабатывающиеся специальными клетками крови.
- Односторонняя диффузия жидкости через полупроницаемую мембрану.
- Повышенная чувствительность организма к некоторым веществам.
- Белая клетка крови.
- Давление протопласта на клеточную стенку.
- Наука о тканях.
- Отличительная черта белых клеток крови.
А закончить наш семинар мы хотим стихотворением С. Острового (учителя читают вместе):
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя – версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь!
Наш урок закончен. Сдайте тетради. Оценки за работу на уроке были объявлены, остальные получат оценки за работу в тетрадях, учитывая работу на уроке, и за кроссворд, который вы сдадите на следующем уроке биологии.