Интегрированный урок биологии и химии по теме: "Химия крови"

Разделы: Химия, Биология


Тип урока: обобщающий семинар.

Цель: обобщить полученные на уроках химии и биологии знания о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе.

Задачи:

  • развивать умения применять и обобщать полученные знания;
  • развивать интерес к предметам естественно-научного цикла;
  • развивать навыки составления плана и конспекта урока.

Оборудование:

  • пробирки с реактивами для проведения качественной реакции на катион железа:
    • сульфат железа (II),
    • сульфат меди (II),
    • хлорид натрия,
    • красная кровяная соль.

 Оформление:

  • стенд “Химия человека”;
  • упрощенная схема свертывания крови.

Подготовка учащихся к уроку: за 2 недели до урока учащимся раздаются вопросы для подготовки:

  1. Химические элементы в клетках живых организмов.
  2. Состав и функции крови.
  3. Диффузия, тургор, осмос в клетке.
  4. Гемоглобин, его химический состав.
  5. Химическая природа процесса свертывания крови.
  6. Защитные барьеры организма.
  7. Иммунопрофилактика.

Ход урока

I

Учитель химии: наш семинар называется “Химия крови”, его цель – повторить и обобщить сведения о металлах, полученные вами на уроках химии, и о составе и функциях крови, которые вы изучали на уроках биологии.

Учитель биологии: как вы знаете, в нашем организме протекают единые биохимические процессы. Сегодня мы попытаемся еще раз это доказать. Работа на семинарском занятии будет строиться в соответствии с перечнем вопросов, с которым вы ознакомлены заранее. По ходу урока вы должны будете выполнить разноуровневые задания:

1 уровень – составление плана урока;

2 уровень – составление краткого конспекта урока.

Записи вы будете вести в тетрадях по химии.

II

Учитель химии: итак, первый вопрос семинара “Химические элементы в клетках живых организмов” (один из учащихся делает сообщение по данному вопросу).

Учитель биологии: химические элементы образуют вещества, которые входят в состав клеток и тканей. Кровь – это тоже ткань. Вспомните, разновидностью какой ткани является кровь? (вопрос к классу). Действительно, кровь – это разновидность соединительной ткани. Охарактеризуйте кратко этот вид ткани (вопрос к классу). Давайте еще раз обратимся к рисунку учебника на странице 85 (учебник под ред. Колесова Д.В.).

Следующий вопрос нашего занятия “Состав и функции крови”.

Учитель химии: вы знаете, что в состав плазмы крови входят разные соли. Их концентрация поддерживается на определенном уровне. Одна из солей плазмы – это поваренная соль. Вспомните, чему равна концентрация этой соли в плазме крови, и как называется такой раствор? (вопрос к классу). Действительно, это физиологический раствор, концентрация которого равна 0,9%. Поваренная соль в растворе находится в виде ионов. Напишите уравнение реакции диссоциации хлорида натрия (один из учащихся работает у доски).

А теперь решим задачу:

Сколько грамм соли необходимо для получения 250 г физиологического раствора? (на столы раздаются карточки с условием задачи, один из учащихся решает задачу у доски).

m (NaCl)-? Ответ: m (NaCl)=2,25 г.

 Вопрос к классу: напишите строение иона натрия и его электронную формулу (учащийся работает у доски).

Учитель биологии: обмен веществами между клеткой и окружающей средой – очень важное свойство живого. Какими путями он может происходить, мы поговорим далее. Итак, следующий вопрос: “Диффузия, тургор, осмос в клетке”.

Учитель химии: в каких продуктах содержится много калия? (курага, изюм, сухофрукты). Решив задачу, мы узнаем, сколько надо съесть кураги, чтобы восполнить суточную потребность организма в калии.

Задача: В 50 граммах кураги содержится 1,017 г. калия. Сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму калия? Суточная норма равна 3,5 г.

Ответ: масса кураги равна 172 г.

Учитель биологии: следующий вопрос нашего семинара: “Гемоглобин, его химический состав”.

Учитель химии: основной металл гемоглобина – железо. Чем же отличается строение атома железа от строения атомов натрия или калия? Напишите строение атома железа (вопрос к классу).

Представьте, что вы находитесь в исследовательской лаборатории и с помощью химического эксперимента должны определить, в какой из выданных вам пронумерованных пробирок находится вещество, содержащее катион двухвалентного железа.

Лабораторная работа

По мере выполнения лабораторной работы проверяются знания техники безопасности и правил обращения с химической посудой и реактивами. Один из учащихся выходит к доске для записи уравнения качественной реакции.

3 FeSO4 + 2 K3 [Fe(CN)6 ] > Fe3 [Fe(CN)6 ]2 + 3 K2 SO4

3 Fe2+ + 3 SO42- + 6 K+ + 2 [Fe(CN)6]3- > Fe3 [Fe(CN)6]2 + 6 K+ + 3 SO42-

3 Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- > Fe3[Fe(CN)6]2

Учитель биологии: следующий вопрос: “Химическая природа процесса свертывания крови”.

Учитель химии: откройте учебник на стр. 56 упр.2. Напишите уравнение диссоциации хлорида кальция.

Учитель биологии: какие продукты нужно употреблять, чтобы организм получал кальций в нужном количестве? (вопрос к классу).

Учитель химии: а теперь представьте больного, потерявшего много крови. В состоянии ли он что-то есть? Нет, поэтому все необходимые элементы вводятся больному внутривенно в растворенном виде. Попробуем рассчитать, сколько надо хлорида кальция, чтобы помочь больному.

Задача: сколько грамм хлорида кальция надо организму при кровотечении для того, чтобы восполнить его суточную норму кальция?

Ответ: для восполнения суточной нормы кальция организму потребуется 4,16 г хлорида кальция.

Учитель биологии: свертывание крови – один из защитных механизмов нашего организма. О других защитных барьерах речь пойдет в следующем вопросе: “Защитные барьеры организма”.

Учитель химии: в последнем вопросе мы узнаем, как происходило становление наук об иммунитете. Вопрос “Иммунопрофилактика”.

 III

Учитель биологии: итак, живые организмы характеризуются исключительно сложной в химическом отношении структурой. Данные биологии и химии объединяются в общую науку – биохимию. Биохимия помогает понять, как работают биологические системы, играет объединяющую роль, помогает доказать родство между живыми организмами, единство их происхождения.

Учитель химии: в качестве домашнего задания вы получите кроссворд, в котором обобщаются сведения о “химии крови”. Если вы разгадаете его верно, то из букв, обозначенных цифрами, составится название науки о крови.

КРОССВОРД

 

  1. Основной транспортный белок крови человека.
  2. Химический элемент, образующий комплекс с транспортным белком крови человека.
  3. Невосприимчивость организма к различным чужеродным веществам.
  4. Химический элемент, необходимый для свертывания крови.
  5. Химические вещества, вырабатывающиеся специальными клетками крови.
  6. Односторонняя диффузия жидкости через полупроницаемую мембрану.
  7. Повышенная чувствительность организма к некоторым веществам.
  8. Белая клетка крови.
  9. Давление протопласта на клеточную стенку.
  10. Наука о тканях.
  11. Отличительная черта белых клеток крови.

А закончить наш семинар мы хотим стихотворением С. Острового (учителя читают вместе):

Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.

И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.

Все вместил в себя – версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.

И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь!

 Наш урок закончен. Сдайте тетради. Оценки за работу на уроке были объявлены, остальные получат оценки за работу в тетрадях, учитывая работу на уроке, и за кроссворд, который вы сдадите на следующем уроке биологии.