Урок ботаники в 6-м классе по теме: "Соцветия"

Разделы: Биология


Цели:

  • сформировать у учащихся понятие о соцветии,
  • познакомить учащихся с видами соцветий,
  • научить различать соцветия простые и сложные,
  • подвести учащихся к выводу о значении соцветий.

 Оборудование:

  • модель цветка вишни,
  • таблицы “Соцветия простые” и “Соцветия сложные”,
  • набор открыток с изображениями растений;

На каждом столе: таблица со схемами соцветий и гербарии растений (ландыш, рябина, спирея, тюльпан, клевер, нивяник, мятлик)

Ход урока

1. Организационный момент.

Размещение детей в классе, подготовка к уроку.

2. Актуализация знаний о строении цветка.

Учитель задает вопросы, используя модель цветка:

  • Перечислите части цветка.
  • Каково строение и функции околоцветника? Назовите виды околоцветника.
  • Какие части цветка главные? Почему?
  • Из каких частей состоит тычинка? Что образуется в пыльнике?
  • Перечислите части пестика? Что созревает внутри завязи?
  • В чем отличие однополых цветков от обоеполых? Приведите примеры.
  • Чем отличаются однодомные растения от двудомных? Приведите примеры.
  • Поясните, почему цветок называют органом полового размножения?

3. Изучение нового материала.

Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?

- Что за царство-государство? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Кто гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)

Что же такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие).

У сложного соцветия кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.

Знакомимся с видами простых и сложных соцветий, используя таблицы на доске и схемы на столе.

Закрепление знаний, используя набор открыток )учитель показывает изображение растения и просит сказать простое или сложное соцветие? Название. Например, изображение одуванчика – соцветие простое, корзинка).

4. Закрепление.

Теперь, когда мы знакомы с видами соцветий, выполним следующие задания:

А. У вас на столах лежат гербарии разных растений, пользуясь таблицей и схемой,

- разложите все гербарии на 3 группы: (одиночные цветки, простые соцветия, сложные соцветия;

- определите вид соцветия. Результаты занесите в тетрадь.

  • (одиночные цветки – тюльпан;
  • простые соцветия – ландыш, клевер, нивяник;
  • сложные соцветия – рябина, спирея, мятлик. Виды соцветий: кисть, головка, корзинка, сложный щиток, метелка, сложный колос соответственно.)

Б. Игра “ третий – лишний”. На доске зашифрованы различные биологические термины, определите какой лишний и почему?

1. Тьски (кисть) 2. Иньерс (сирень) 3. Олокс (колос)
Ткищо (шиток) Рвекеле (клевер) Контиз (зонтик)
Тквецо (цветок) Дшынал (ландыш) Амелетк (метелка)

Лишние:

  1. цветок, остальные – соцветия;
  2. сирень, остальные – простые соцветия;
  3. метелка, остальные - простые соцветия.

В. На доске запись: Гори( )ик, у( )овка, у( )ос.

В скобки нужно вставить слова, на которые заканчивается 1 слово и начинается 2 слово – название соцветия.

(нужно вставить: (зонт), (гол), (кол)).

Итоги урока, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Изучить материал параграфа 46 (учебник под редакцией Т.И. Серебряковой), зарисовать в тетради схемы соцветий, привести примеры растений.

 Используемая литература:

1. А.И. Никишов, Р.А. Петросова и др.Биология в таблицах и схемах для 6-11 классов.

2. Г.И. Лернер Ботаника. Тесты, задания, контрольные вопросы для 6-7 классов.

3. Е.П. Сидоров Ботаника для поступающих в ВУЗы.

Приложение. Виды соцветий.