Цели:
- сформировать у учащихся понятие о соцветии,
- познакомить учащихся с видами соцветий,
- научить различать соцветия простые и сложные,
- подвести учащихся к выводу о значении соцветий.
Оборудование:
- модель цветка вишни,
- таблицы “Соцветия простые” и “Соцветия сложные”,
- набор открыток с изображениями растений;
На каждом столе: таблица со схемами соцветий и гербарии растений (ландыш, рябина, спирея, тюльпан, клевер, нивяник, мятлик)
Ход урока
1. Организационный момент.
Размещение детей в классе, подготовка к уроку.
2. Актуализация знаний о строении цветка.
Учитель задает вопросы, используя модель цветка:
- Перечислите части цветка.
- Каково строение и функции околоцветника? Назовите виды околоцветника.
- Какие части цветка главные? Почему?
- Из каких частей состоит тычинка? Что образуется в пыльнике?
- Перечислите части пестика? Что созревает внутри завязи?
- В чем отличие однополых цветков от обоеполых? Приведите примеры.
- Чем отличаются однодомные растения от двудомных? Приведите примеры.
- Поясните, почему цветок называют органом полового размножения?
3. Изучение нового материала.
Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.
А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?
- Что за царство-государство? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Кто гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)
Что же такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие).
У сложного соцветия кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.
Знакомимся с видами простых и сложных соцветий, используя таблицы на доске и схемы на столе.
Закрепление знаний, используя набор открыток )учитель показывает изображение растения и просит сказать простое или сложное соцветие? Название. Например, изображение одуванчика – соцветие простое, корзинка).
4. Закрепление.
Теперь, когда мы знакомы с видами соцветий, выполним следующие задания:
А. У вас на столах лежат гербарии разных растений, пользуясь таблицей и схемой,
- разложите все гербарии на 3 группы: (одиночные цветки, простые соцветия, сложные соцветия;
- определите вид соцветия. Результаты занесите в тетрадь.
- (одиночные цветки – тюльпан;
- простые соцветия – ландыш, клевер, нивяник;
- сложные соцветия – рябина, спирея, мятлик. Виды соцветий: кисть, головка, корзинка, сложный щиток, метелка, сложный колос соответственно.)
Б. Игра “ третий – лишний”. На доске зашифрованы различные биологические термины, определите какой лишний и почему?
1. Тьски (кисть) | 2. Иньерс (сирень) | 3. Олокс (колос) |
Ткищо (шиток) | Рвекеле (клевер) | Контиз (зонтик) |
Тквецо (цветок) | Дшынал (ландыш) | Амелетк (метелка) |
Лишние:
- цветок, остальные – соцветия;
- сирень, остальные – простые соцветия;
- метелка, остальные - простые соцветия.
В. На доске запись: Гори( )ик, у( )овка, у( )ос.
В скобки нужно вставить слова, на которые заканчивается 1 слово и начинается 2 слово – название соцветия.
(нужно вставить: (зонт), (гол), (кол)).
Итоги урока, выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Изучить материал параграфа 46 (учебник под редакцией Т.И. Серебряковой), зарисовать в тетради схемы соцветий, привести примеры растений.
Используемая литература:
1. А.И. Никишов, Р.А. Петросова и др.Биология в таблицах и схемах для 6-11 классов.
2. Г.И. Лернер Ботаника. Тесты, задания, контрольные вопросы для 6-7 классов.
3. Е.П. Сидоров Ботаника для поступающих в ВУЗы.