У.Э.-0. Входной контроль.
Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Общие законы зависимости организмов от экологических факторов. Приспособленность организмов к среде обитания”.
1.Фронтальная беседа по вопросам:
- Дайте определение науке “экология”.
- Назовите известные вам экологические факторы, приведите примеры.
- Дайте определение закона оптимума, раскройте его суть.
- Дайте определение закона ограничивающего фактора, раскройте его суть.
- Приведите примеры приспособленности организмов к среде обитания.
2. Задание 1: Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
1.Нагрузка на опорную поверхность ног свыше 30 г/см2 сильно затрудняет передвижение животного по рыхлому снегу. У рыси она равна 42 г/см, а у лося – около 500 г/см. Для рыси полуметровый слой снега – фактор, ограничивающий активность, а для лося – нет. Как вы думаете почему?
2.В тропических районах океана, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями. Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение одноклеточных водорослей, от которых в свою очередь, зависят животные?
3.В теплице, где выращивалась рассада, и поддерживались оптимальные температура и влажность, прекратилась подача воды. Ремонт должен занять два дня. Агроном распорядился ограничить подачу тепла в теплицу. Правильно ли он сделал и почему?
3. Задание 2: К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам:
- абиотические факторы,
- биотические факторы,
- антропогенные факторы.
1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.
2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами.
3. Окунь поедает мальков.
4. Лягушка питается насекомыми.
5. Снижение урожая из-за нехватки урожая в почве.
6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.
7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.
8. Листопад.
9. Лишайник.
10. Клещи питаются только кровью животных.
11. Сосуществование белки и лося на одной территории.
12. Растения – эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления.
13. Волк поедает зайца.
14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.
15. Осушение болот.
16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.
17. Борьба хищников одного леса за пищу.
18. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками.
19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.
20. Искусственное орошение полей пшеницы.
У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:
Узнать:
1. Определения сообщества, биогеоценоза, экосистемы.
2. Функциональные группы организмов в сообществе: продуценты, консументы, редуценты.
3. Примеры экосистем.
4. Понятие о трофической цепи, сети. Цепи выедания. Цепи разложения.
Уметь:
1. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.
2. Анализировать видовой состав биоценозов.
3. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
4. Составлять схемы трофических цепей биоценозов.
Ход урока.
У.Э.2. Текстовой+рисуночный + табличный.
Цель: Сформировать понятие о сообществе, биогеоценозе, экосистеме.
1. Прочитайте текст в учебнике на странице 239-240, рассмотрите рисунок 95 “Биогеоценоз хвойного и смешанного лесов” на странице 240 учебника и таблицу на доске “Биогеоценоз дубравы”.
2. Прочитайте текст и рассмотрите схему приложения 1.
3. Выпишите в тетрадь определение понятий сообщество, биогеоценоз, экосистема.
4. Начертите схему приложения 1 в тетрадь и ответьте на вопросы:
- Что называется экосистемой?
- Кем был предложен термин “биогеоценоз”?
- Какие сообщества живых организмов вам известны?
- Как соотносятся понятия “экосистема” и “биогеоценоз”?
У.Э.3. Текстовой + рисуночный.
Цель: Изучить функциональные группы организмов в сообществе, примеры экосистем.
1. Прочитайте статью в учебнике “Функциональные группы организмов в сообществе” на странице 240-241, два первых абзаца приложения 2.
2. Определите, какие функциональные группы организмов выделяют в сообществе?
3. Запишите в тетрадь определение продуцентов, консументов, редуцентов.
4. Прочитайте статью учебника “Примеры экосистем” на странице 241-242.
5. Запишите в тетрадь функциональные группы организмов листопадного леса и пруда, в виде следующей схемы:
Экосистема.
Листопадный лес. | Пруд. |
Функциональные группы: | Функциональные группы: |
1. продуценты: ………. | 1. продуценты: ………… |
2. консументы: …………. | 2. консументы: ………….. |
3. редуценты: …………… | 3. редуценты: …………… |
У.Э.4. Текстовой + рисуночный.
Цель: Сформировать понятие о трофической цепи и трофической сети; определить цепи выедания и разложения.
1. Прочитайте статью в учебнике “Поток энергии” на странице 243-244.
2. Запишите в тетрадь определение биомассы.
3. Используя текст прочитанной статьи, рассмотрите, как происходит поток энергии через экосистему, изучив и закончив заполнение ниже предложенной таблицы:
Функциональные группы экосистемы
Поток энергии | I. продуценты Растения |
II.Консументы животные |
III.Редуценты
Грибы, бактерии. |
1. Источник энергии. | Солнечная энергия аккумулируется в процессе фотосинтеза в образующихся органических веществах. |
Получают энергию из биомассы, создан- ной продуцентами, а хищники из биомассы консументов 1 порядка. |
Пища состоящая из растительного и животного опада (трупы+ экстременты). |
2. Расход энергии. | - рассеивается в процессе дыхания; - запасается в биомассе - теряется в виде растительного опада; - передается консуметам. |
- ………………… - ………………… - ………………… - ………………… |
- ………………… - ………………… Редуценты отмирают- клетки разлагаются- органические в-ва поступают в почву и минерализуются. |
Вывод: Энергия, аккумулированная продуцентами, проходит через экосистему, определенная её часть используется каждым живым существом системы.
4. Прочитайте статью в учебнике “Цепи питания” на странице 244-246, текст приложения 2, рассмотрите схему простой пищевой цепи в биогеоценозе, изображенную на рисунке 2.
5. Определите и запишите в тетрадь следующие понятия: трофическая цепь, цепь выедания, цепь разложения, трофическая сеть.
6. Приведите примеры трофических цепей. Какой тип цепей преобладает в биогеоценозах суши? Какой тип цепей преобладает в водных сообществах? Подумаете, почему?
7. Составьте схему простой пищевой цепи в биегеоценозе, используя рисунок приложения 2.
Молодцы!!! Вы успешно завершили работу!!!
Настало время подвести итоги.
У.Э.-5. Выходной контроль.
Цель: Закрепить знания о структурных и функциональных особенностях биогеоценозовя,
о взаимосвязи организмов в биогеоценозе.
1. Фронтальная беседа по вопросам:
- Что называется экосистемой?
- Кем был предложен термин “биогеоценоз”?
- Какие сообщества живых организмов вам известны?
- Как соотносятся понятия “экосистема” и “биогеоценоз”?
- Какие функциональные группы организмов выделяют в сообществе?
- Какие функции в сообществе они выполняют?
- Как осуществляется поток энергии в экосистеме?
- Дайте определение трофической цепи? Какие типы цепей выделяют в сообществе?
- Что называется пищевой сетью?
Составить и объяснить составить и объяснить схему простой пищевой цепи в биогеоценозе.
Домашнее задание:
- изучить параграф 67, 68;
- повторить записи в тетрадях;
- ответить на вопросы в конце параграфа.