Педагогическая деятельность учителя биологии, направлена на решение следующих проблем:
- Формирование эволюционного, типологического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.
- Усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.
- Формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде – земной и космической.
- Овладение учащимися процессом “научения”, т.е. самостоятельному добыванию знаний.
Решение данных проблем возможно через использование на уроках биологии, наряду с традиционной системой обучения, технологии модульного обучения, применяя модули на печатной основе, которая позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя.
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся. Оно осуществляется и через модуль, и непосредственно с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Управление со стороны учителя осуществляется целенаправленно. Наличие модулей на печатной основе позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них дозированной персональной помощью.
Мной была разработана модульная программа по теме “Развитие органического мира. Происхождение человека” в курсе общей биологии. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию два модуля на печатной основе по темам: “Развитие органического мира в палеозойскую эру”, “Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры”. Эти модули являются заключительными в первой подтеме, после которых, с целью закрепления знаний, проводится семинарское занятие.
В предложенных материалах указаны параграфы учебника “Общая биология” под редакцией Беляева текстовые и рисуночные приложения.
Урок 1
Тема: Развитие органического мира в палеозойскую эру.
У.Э.-0. Входной контроль.
Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Развитие доорганической природы и органической жизни в архейскую и протерозойскую эры”.
Фронтальная беседа по вопросам:
– На какие этапы делится история развития Земли? – Назовите стадии развития доорганической природы.
– Назовите этапы развития органического мира в Архейскую эру. – Какие живые организмы появились в Архейскую эру? – Какие живые организмы появились в Протерозойскую эру? – Назовите ароморфозы Архейской и Протерозойской эр, определите их значение для дальнейшего развития органического мира.
У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:
Узнать:
1. На какие периоды делится ранний палеозой?
2. Какова продолжительность Кембрийского, Ордовикского, Силурийского периодов?
3. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания кембрия, ордовика, и силура?
4. Каковы особенности развития животного и растительного мира данных периодов?
5. На какие периоды делится поздний палеозой?
6. Какова продолжительность Девонского, Каменноугольного, Пермского периодов?
7. Чем характеризуются климатические условия и среда обитания девона, карбона, и перми?
8. Каковы особенности развития животного и растительного мира периодов позднего палеозоя?
9. Какие условия способствовали выходу позвоночных на сушу?
10. Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?
Уметь:
1. Определять крупнейшие ароморфозы палеозойской эры и выявлять их значение для развития жизни на Земле. 2.Сравнить органический мир различных периодов палеозойской эры и выяснять, как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли.
3. Определять какие факторы эволюции привели к возникновению ароморфозов, позволили растениям выйти на мелководье, а затем на сушу.
Ход урока.
У.Э.2. Текстовой+Рисуночный+Табличный.
Цель: Изучить особенности развития жизни в раннем палеозое.
Индивидуальная работа + работа в парах.
1. Прочитайте текст в учебнике на странице 189-191, рассмотрите рисунок 69 “Фауна раннего палеозоя (кембрий, ордовик, силур)” на странице 191 учебника.
2. Дайте характеристику растительного и животного мира Палеозойской эры, отвечая друг другу на следующие вопросы:
– Когда происходил очередной период интенсивного горообразования? -Каковы его последствия?
– Какие периоды развития жизни в раннем палеозое выделяются? -Каков растительный и животный мир кембрия? – Определите крупнейшие ароморфозы кембрийского периода.
– Каков растительный и животный мир ордовика?
– Чем характеризуется растительный и животный мир силура?
– Чем был обусловлен выход высших растений и животных на сушу?-Какие крупнейшие ароморфозы произошли в ордовике и силуре?
3. Используя полученные знания, изучив материал предложенный в таблице, дозаполните её и перенесите в тетрадь.
Развитие органической жизни на Земле в раннем палеозое
Эра, прод. млн. лет | Период, прод. млн. лет | Климат и среда | Развитие живот. мира | Развитие растительного мира |
Палеозойская (древней жизни) 340 ± 10 |
Кембрийский (Кембрий), 80 ± 20 |
Раннее кембрийское оледенение сменяется вначале умеренным влажным, а затем сухим тёплым климатом. Активное наступление моря, сменившееся его отступлением в конце периода. | Дивергентная эволюция водорослей. Возникновение многоклеточных форм. |
|
Ордовикский (Ордовик), 55± 10 |
Равномерно умеренный влажный климат с постепенным повышением средней температуры. В начале периода большая часть суши занята морем, затем в связи с интенсивным горообразованием освобождение от воды значительных территорий. | Исключительное разнообразие водорослей. | ||
Силурский (Силур), 35 ± 10 |
В начале сухой климат, затем влажный с постепенным потеплением. Интенсивное горообразование (Скандинавские горы, Саяны), возникновение первых коралловых рифов. |
У.Э.3. Текстовой + Рисуночный.
Цель: Изучить растительный и животный мир позднего палеозоя.
Индивидуальная работа + работа в парах.
1. Прочитайте текст в учебнике на странице 192-195, рассмотрите рисунок 70 “Фауна второй
половины палеозоя (девон, карбон, пермь)” на странице 193.
2. Изучите предложенный ниже текст.
3. Дайте характеристику растительного и животного мира позднего палеозоя, отвечая, друг другу на следующие вопросы:
– Какие условия способствовали выходу позвоночных на сушу?
– Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?
– Чем объяснить процветание папоротникообразных в каменноугольном периоде и их постепенное вымирание к концу палеозойской эры?
– Какие ароморфозы позволили голосеменным растениям выдержать конкуренцию со споровыми?
– Какие ароморфозы привели к возникновению древних земноводных?
– Почему пресмыкающиеся в конце палеозоя стали властелинами суши?
– Охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода позднего палеозоя, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные данные оформите в виде таблице в тетради.
Развитие органической жизни на Земле в позднем палеозое
Эра, прод. млн. лет | Период, прод. Млн. лет | Климат и среда |
Развитие растит. мира | Развитие живот. мира |
Вывод: Палеозойская эра характеризуется завоеванием суши многоклеточными растениями и животными. Выход был подготовлен образованием почвы. Сопровождался приобретением принципиально новых черт организации.
Выходной контроль: (фронтальная беседа по вопросам)
1. Дайте краткую характеристику каждому периоду палеозойской эры.
2. Когда и при каких условиях произошёл выход растений на сушу? Какими могли быть первые “сухопутные” растения?
3. Какие усложнения должны были произойти с первыми растительными обитателями суши, чтобы они стали распространяться вдаль от водной среды?
4.Какими были первые животные, завоевавшие сушу?
5. Какие морфо-физиологические особенности позволили рептилиям стать основными завоевателями суши?
6. Назовите основные ароморфозы палеозойской эры.
Урок 2
Тема: Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры.
У.Э.-0. Входной контроль.
Цель: Определить, как учащиеся усвоили тему “Развитие органического мира в палеозойскую эру”.
Фронтальная беседа по вопросам:
1. В чем состоит своеобразие кембрийской фауны и флоры?
2. Чем характеризуется растительный и животный мир ордовика?
3. Какие факторы эволюции привели к возникновению ароморфозов, позволивших ратениям выйти на мелководье, а затем на сушу?
4. Сравните псилофиты и зеленые водоросли.
5. Какие приспособления возникают у растений в связи с выходом на сушу?
6. Чем характеризуется растительный и животный мир девона?
7. Чем объяснить процветание папоротникообразных в каменноугольном периоде и их постепенное вымирание к концу палеозойской эры?
8. Какие ароморфозы позволили голосеменным растениям выдержать конкуренцию со споровыми?
9. Какие ароморфозы привели к возникновению древних земноводных?
10. Почему пресмыкающиеся в конце палеозоя стали властелинами суши?
11. В каком направлении шла эволюция растений на суше?
12. Охарактеризуйте эволюцию животных в палеозойскую эру.
13. Какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода их на сушу?
У.Э.-1. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:
Узнать:
1. Какие условия господствовали на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры?
2. Почему мезозойская эра характеризуется расцветом голосеменных и пресмыкающихся? В чем заключается их многообразие и приспособленность к жизни в условиях засушливого климата?
3. Каковы причины вымирания древних пресмыкающихся?
4. Какое значение в развитии растений имели ароморфозы – появление семени, цветка и плода?
5. Какие особенности позволили покрытосеменным, птицам, млекопитающим занять господствующее положение на Земле?
6. Каковы основные периоды кайнозойской эры?
7. Каковы основные направления эволюции растительного и животного мира кайнозойской эры?
8. Какие изменения фауны и флоры происходили в течение третичного периода?
9. Как изменилась фауна и флора в течение четвертичного периода?
10. Как изменения среды, происходящие в последнее время, влияют на эволюцию ныне живущих организмов?
Уметь:
1. Определять ароморофозы у растений и животных мезозойской эры.
2. Выяснять эволюционное значение этих ароморфозов.
3. Выяснять в чём состоит усложнение птиц и млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, покрытосеменных – с голосеменными.
4. Определять идиоадаптации покрытосеменных растений, птиц, млекопитающих животных, позволившие им расселиться в различных средах и занять господствующее положение на Земле.
5. Составлять схему эволюции растительного и животного мира.
Ход урока
У.Э.2. Текстовой + Рисуночный.
Цели:
1. Охарактеризовать растительный и животный мир мезозойской эры.
2. Сформировать знания об ароморфозах у растений и животных в мезозойскую эру, раскрыть их эволюционное значение. Индивидуальная работа + работа в парах.
1. Прочитайте текст в учебнике на стр. 195-202, рассмотрите рисунок 72 “Мезозойские пресмыкающиеся – завоеватели моря, суши, воздуха”, рисунки 73, 74, 75.
2. Руководствуясь основными положениями эволюционной теории, объясните возникновение новых видов организмов и приспособлений к новым условиям среды в мезозое. – Приведите примеры биологического регресса в мезозое. – Как объяснить расцвет и вымирание динозавров в течение одной эры? – Докажите, что птицы произошли от древних пресмыкающихся. – Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие ароморфозы обеспечили преимущество покрытосеменных? – Приведите примеры ароморфозов, возникших в мезозое.
3. Используя полученные знания, охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода мезозойской эры, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.
Развитие органической жизни на Земле в мезозойскую эру
Эра (прод. млн. лет) | Период (прод. млн. лет) | Климат и среда | Развитие растительного мира | Развитие животного мира |
Вывод: Вследствие изменения климата в сторону резкой континентальности и общего похолодания в конце мела произошли следующие изменения: в морях вымерли аммониты и белемниты, морские ящеры (плезиозавры и ихтиозавры). На суше сокращается влаголюбивая растительность, растительноядные динозавры, а за ними и хищные динозавры. Сохранились: крокодилы, черепахи, гаттерии (мелкие ящерицы, змеи). Преимущества имели теплокровные животные и покрытосеменные растения.
У.Э.-3. Текстовый + Рисуночный.
Цели:
1. Сформировать знания об эволюции органического мира в кайнозойскую эру.
2. Закрепить знания об идиоадаптациях, их эволюционном значении. Индивидуальная работа + работа в парах.
1. Внимательно прочтите текст на странице учебника 202-206, рассмотрите рисунки в учебнике 77 и78 “Млекопитающие четвертичного периода”.
2. Ответьте друг другу на следующие вопросы:
– Какие ароморфозы обеспечили становление млекопитающих? – Каковы основные черты эволюции млекопитающих в третичном периоде? – Какие виды млекопитающих вступили на путь биологического регресса в кайнозойской эре? Почему? – Какие изменения фауны и флоры происходили в течение третичного периода? – Как изменилась фауна и флора в течение четвертичного периода? – Как повлиял человек на фауну и ландшафты четвертичного периода?
4. Используя полученные знания, охарактеризуйте растительный и животный мир каждого периода кайнозойской эры, опишите климатические условия и среду обитания организмов. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.
Развитие органической жизни на Земле в кайнозойскую эру
Эра (прод. млн. лет) | Период (прод. млн. лет) | Климат и среда | Развитие растительного мира | Развитие животного мира |
Вывод: Весь четвертичный период в Старом Свете проходил под влиянием деятельности человека. Это повлияло:
- на видовой состав органического мира, который существует сейчас.
- на современное географическое распространение организмов.
- создало современное сообщества организмов.
Огромную роль в расселении видов и видообразовании сыграли сухопутные мосты и изоляция ледниками. Сформировалось множество видов и подвидов.
Выходной контроль: (фронтальная беседа по вопросам).
1. Дайте краткую характеристику каждому периоду мезозойской эры.
2. Какие главные события происходили в органическом мире мезозоя?
3. Какие изменения в строении позвоночных животных произошли в процессе приспособления их к жизни на суши?
4. Назовите ароморфозы покрытосеменных растений, определите их значение.
5. Каковы, по вашему мнению, причины возникновения и вымирания крупных систематических групп живых организмов в различные периоды истории Земли?
6. Какие главные события происходили в органическом мире кайнозоя?
7. Какие ароморфозы обеспечили становление млекопитающих?
8. Как повлиял человек на фауну и ландшафты четвертичного периода?
Молодцы вы успешно поработали!