Методическая разработка урока-конференции "Профилактика заболеваний дыхательной системы"

Разделы: Биология


Образовательная цель урока: создать условия для формирования знаний по профилактике заболеваний дыхательной системы и умений обосновывать необходимость профилактики курения.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Форма урока: проблемная конференция.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения учебного материала, частично-поисковый и исследовательский.

Средства обучения: таблица “Строение дыхательной системы”, фотографии сканирующей микроскопии, микроскоп с демонстрационными препаратами легкого курильщика, компьютерная презентация “Профилактика болезней органов дыхательной системы”, раздаточный материал с описанием патологии дыхательной системы.

Подготовка к конференции:

На конференцию выносятся четыре основные проблемы:

  1. Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) являются наиболее распространенными заболеваниями, в отдельные годы заболеваемость ими достигает 80% и ежегодно в мире от ОРВИ погибает до 2 тысяч человек. Только гриппом в России ежегодно заболевают до 41 млн. человек, а умирают от гриппа до 500 человек. Почему, несмотря на огромные средства, затрачиваемые государствами на профилактику гриппа, эпидемии имеют такой размах. Как уберечься от респираторных инфекций?
  2. Почему при таких заболеваниях, как ангина, пневмония, бронхит, провоцирующим фактором является переохлаждение или вирусная инфекция? Можно ли не болеть ангиной?
  3. Почему с 80-х годов ХХ века в России начался бурный подъем заболеваемости туберкулезом? Спланируйте мероприятия по профилактике распространения туберкулеза, зная особенности течения данного заболевания.
  4. Почему курение считают самым важным фактором в развитии рака легкого? Как относятся к проблеме курения ваши одноклассники? Знакомы ли они с канцерогенным действием дыма сигарет?

Четыре вопроса распределяются между гимназистами, формируются четыре группы.

Учителем в каждой группе распределяются “роли”: докладчики, оппоненты, рецензенты, информаторы, эксперты.

Докладчики. Работают с оригинальной литературой – (научной, научно-популярной) по выбранной теме, готовят выступление. Доклады пишутся в 3 экземплярах: два (за неделю) передаются на рецензирование и оппонирование.

Учитель рекомендует список литературы, организует индивидуальные консультации, готовит к устному выступлению.

Рецензенты. Гимназисты изучают литературу по теме и предоставленный им доклад, пишут рецензию на него и сдают ее на проверку учителю.

Оппоненты. Изучают литературу по теме и доклад, и письменно составляют вопросы к докладу. На конференции вместе с учителем являются организаторами дискуссии.

Информаторы: делают обзор дополнительной литературы по теме, оформляют санитарные бюллетени, при возможности готовят компьютерную презентацию.

Эксперты: изучают литературу, на конференции выявляют уровень подготовки гимназистов, участвуют в дискуссии.

ХОД КОНФЕРЕНЦИИ

Вступительное слово учителя. Тревожно и страшно, но мы, люди, обладаем уникальной способностью: столкнувшись с неприятной для нас информацией, стремимся поскорее забыть ее. Словно железный занавес опускается перед фактами, заставляющими обеспокоиться, поразмыслить. Кто может похвастаться тем, что за зимне-весенний период не болел ангиной, гриппом или другими простудными заболеваниями? По данным ВОЗ заболеваемость только острыми респираторными вирусными инфекциями достигает 80%. На конференции мы постараемся ответить на основной вопрос: “Как не болеть?”.

Ведущий конференции – учитель. Докладчики сидят за отдельным столом – в президиуме. По ходу конференции гимназисты ведут записи в рабочих тетрадях оформляется, заранее подготовленная таблица, которая проверяется и оценивается учителем.

Таблица 1. “Характеристика основных инфекционных заболеваний органов дыхательной системы”

Изучаемые параметры инфекционного заболевания

Грипп Ангина Пневмония Туберкулез легких
1 Возбудитель заболевания (краткая характеристика свойств)        
2 Источник инфекции        
3 Пути передачи инфекции        
4 Инкубационный (скрытый) период        
5 Симптомы        
6 Профилактика        

На выступление докладчика отводится 5 минут. Не допускается чтение доклада с листа.

Рецензия не зачитывается. Ведущий предоставляет слово рецензенту. “На работу ... положительную рецензию дал..., но у него есть ряд замечаний...”.

После выступления рецензента ведущий предоставляет слово оппоненту; “Оппонировал работу ..., у него есть несколько вопросов …”. Первый вопрос задается докладчику, остальные вопросы – классу. Учащиеся уточняют, углубляют, обобщают знания по предложенной проблеме.

При обсуждении второго вопроса гимназисты получают листок с заданием составить вопрос докладчику. После доклада докладчик садится работать с вопросами класса, он может пригласить “группу поддержки”. Класс отвечает на вопросы оппонентов, экспертов.

При обсуждении четвертого вопроса гимназисты знакомятся с результатами исследовательских работ “Влияние курения на здоровье подростков”, “Влияние курения на паренхиму легкого”, выполненных гимназистами в 2003 году; на демонстрационном микроскопе рассматривается срезы легкого курильщика.

Эксперты заполняют “Контрольную карту конференции”.

Котрольная карта конференции

Ф.И.О

Виды деятельности

Выступление

Вопросы к докладчику Дополнения Рецензия Оппонирование Итого
             
             
             

Эксперты подводят итоги, зачитывают решение конференции.

P.S. Для успешного проведения конференции гимназисты должны владеть навыками дискуссии, которые формируются на проблемных семинарах, посвященных изучению профилактики патологии опорно-двигательного аппарата и кровеносной системы.

Литература

  1. Карпухин Г.И. Профилактика и лечение гриппа. Л., 1985.
  2. Карпухин Г.И.Грипп. Л., Медицина. –1986
  3. Руководство по инфекционным и паразитарным болезням. Под ред. В.И. Покровского и К.М. Лобина. М., Медицина 1986.
  4. Лященко Ю.П. Ангина. Л., 1985.
  5. Преображенский Ю.С., Попова Г.Н. Ангина, хронический тонзиллит и сопряженные с ним заболевания. М. Медицина. –1970.
  6. Солдатов И.Б. Проблема тонзиллярной патологии и пути ее решения. Вести АМН СССР, № 10, 1974.
  7. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии в 3 т., Куйбышев, 1986.
  8. Валагин А.П. Прочитаем вместе. – М., Просвещение. – 1991.
  9. Заикин И., Никитин А. Спасибо, не курю. – М., М.Гвардия.– 1990.
  10. Коростелев Н.Б. От А до Я.– М., Медицина. – 1987.
  11. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения.– М., – 1982.
  12. Матвеев В.Ф, Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников.– М., – 1989
  13. Руденко Борьба с эпидемией курения // Доклад Комитета экспертов ВОЗ по борьбе с курением. – 1980, 1998.

Приложение 1

Материалы выступления докладчика по первому вопросу

Почему, несмотря на огромные средства, затрачиваемые государствами на профилактику гриппа, эпидемии имеют такой размах. Как уберечься от респираторных инфекций?

Врачи и физиологи считают, что обычный среднетяжелый грипп отнимает у человека год жизни. Болезнь, очень похожую на грипп, описывал еще великий врач Гиппократ в 412 году до нашей эры. С тех пор грипп обрушивался на людей с завидным постоянством. Самой жестокой стала эпидемия 1918 года, которую в народе прозвали "испанкой". От нее в конечном итоге пострадало 40% населения земного шара.

Грипп – это заразное вирусное заболевание дыхательной системы, опасное своими осложнениями. Грипп поражает людей, независимо от возраста; чем слабее иммунная система, тем больше вероятность, что человек заболеет.

Возбудитель гриппа – вирус, имеющий три типа: А, В, С. Тип А может заражать людей, птиц и животных, обладает высокими патогенными свойствами и способен вызывать пандемии. Пандемии гриппа унесли десятки миллионов человеческих жизней. Вирус типа В обладает умеренным патогенным воздействием и вызывает только эпидемии, которые возникают обычно раз в 3–4 года. Вирус типа С поражает главным образом детей, характеризуется легкостью течения и вызывает лишь небольшие вспышки.

Вирусы гриппа передаются от человека к человеку воздушно-капельным путём. Попадая в дыхательные пути человека, вирус поражает клетки эпителия слизистой, размножаются в них, а после выходят в кровь и разносятся по всему организму.

От заражения до развития полной картины болезни проходит 1–2 дня (инкубационный период).

Проявления болезни (симптомы) связаны с тем, что вирусы отравляют человека своими ядами.

Для гриппа характерно резкое начало: поднимается температура, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах.

Затем появляется насморк, боль в горле, кашель, голос становится охрипшим. Иногда отмечаются боли в животе, тошнота и рвота. При тяжёлом течении гриппа температура достигает 40 градусов, болезнь проявляется поносом, судорогами, помутнением сознания, носовыми кровотечениями. В этом случае грипп может привести к смерти больного.

Если грипп протекает без осложнений, болезнь заканчивается в течение 5–10 дней, но ещё 2–3 недели может сохраняться мышечная слабость, головные боли, утомляемость.

Профилактика гриппа:

  • своевременное выявление и изоляция больных;
  • закаливание организма;
  • регулярное проветривание и влажная уборка помещений;
  • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • разобщение коллективов (продление каникул в школах, отмена коллективных посещений театра, кино и т.п.);
  • использование марлевых повязок для защиты работников медицинской службы, сферы обслуживания и контактирующих с больным;
  • использование лука и чеснока (больше употреблять в еду и вдыхать пары фитонцидов со свежего среза);
  • лейкоцитарный интерферон: по 2 капли 1–2 раза в день в носовые ходы;
  • противовирусные мази: оксолиновая и цинковая (в нос 1–3 раза в день).

Все вышеуказанные меры применяются весь опасный период!

Приложение 2

Материалы выступления докладчика по второму вопросу

Почему при таких заболеваниях, как ангина, пневмония, бронхит, провоцирующим фактором является переохлаждение или вирусная инфекция? Можно ли не болеть ангиной?

Слово ангина произошло от латинского “ango” – сжимать и душить. Второе название болезни – тонзиллит – воспаление небных миндалин, возникающее в результате острого инфекционного заболевания. Ангиной болеют все от мала до велика, однако в основном страдают маленькие дети и взрослые моложе 30 лет. Всплеск заболеваний приходится на весну и осень.

Чаще всего причиной ангины становится гемолитический стрептококк, реже стафилококк.

Инфекция может попадать снаружи и изнутри. В первом случае ее источником служит больной человек. Когда он кашляет или чихает, болезнетворные микроорганизмы разлетаются и инфицируют здоровых людей. Заразиться можно не только, находясь рядом с больным, но и через общую посуду, белье и полотенце. Внутренний источник ангины – очаги застарелой инфекции: кариес, больные десны, хронический насморк.

Предрасполагающими факторами в развитии ангины служат переохлаждение, запыленная атмосфера, снижение иммунитета, механические травмы миндалин. Провоцируют ангину усиленное курение и приём алкоголя.

Оказавшись в организме человека, бактерии оседают в небных миндалинах и начинают свою разрушительную деятельность. Признаки болезни появляются на 5–7 дней после заражения.

В зависимости от степени поражения миндалин выделяют катаральную (поверхностную) ангину, лакунарную (более глубокую) и фолликулярную (совсем глубокую).

Ангина может вызвать тяжелые осложнения со стороны сердца (миокардит), суставов (ревматизм) и почек (нефрит). Кроме того, вокруг миндалин может образоваться гнойник (абсцесс), в особенно тяжелых случаях произойти заражение крови (сепсис).

Ангина, как правило, начинается резко: появляется чувство сухости и першения в горле; затем начинает сильно болеть горло, да так, что трудно не только есть твердую пищу, но и глотать жидкость. Поднимается температура, особенно высокая она у детей (до 38–40 градусов). Отмечается общая слабость, недомогание, головная боль, ломота в конечностях. Лимфатические узлы шеи становятся болезненными и увеличиваются. Если взять зеркальце и заглянуть себе в рот, можно увидеть, что миндалины покраснели и увеличились. При гнойной ангине они покрыты желтоватыми пузырьками. Заболевание длится три–семь дней. Если не возникнет каких-либо осложнений, болезнь проходит, хотя температура может держаться длительное время.

Организм, ослабленный борьбой с гриппом, стрессами, авитаминозом или переохлаждением может капитулировать. И тогда значительную часть времени придется провести в поединке с пневмонией. Общее понятие пневмония – объединяет целую группу заболеваний, которые проявляются воспалительным процессом в легких. Вызывают этот процесс микробы – пневмококки, стафилококки, стрептококки. Чаще всего пневмонией нельзя заразиться, ее развитие связано с состоянием защитных сил организма. Вирусы гриппа также привлекают бактерии пневмонии. Поэтому опасность получить воспаление легких после гриппа всегда выше.

Симптомы воспаления легких:

  • внезапное повышение температуры с ознобом,
  • длительный сухой или влажный кашель,
  • кашель с гнойной мокротой или с прожилками крови,
  • боль в грудной клетке при глубоком дыхании или кашле,
  • одышка в спокойном состоянии, учащенное сердцебиение, слабость, потливость, головная и мышечные боли.

Профилактика пневмонии и ангины заключается, прежде всего, в исключении переохлаждения и систематическом закаливании организма.

Приложение 3

Материалы выступления докладчика по третьему вопросу

Почему с 80-х годов ХХ века в России начался бурный подъем заболеваемости туберкулезом? Спланируйте мероприятия по профилактике распространения туберкулеза, зная особенности течения данного заболевания.

Туберкулез – заразное заболевание, характеризующееся образованием одного или множества очагов воспаления в различных органах, но чаще всего в легочной ткани. Роберт Кох в 1882 году открыл микобактерию, вызывающую болезнь и скромно назвал ее "палочкой Коха". В настоящее время на Земном шаре насчитывается до 20 миллионов больных туберкулезом.

В отличие от других микробов, микобактерия туберкулеза чрезвычайно живуча: длительно сохраняется в земле, в снегу; устойчива к воздействию спирта, кислоты и щелочи. Погибнуть она может лишь под длительным воздействием прямых солнечных лучей, высоких температур и хлорсодержащих веществ.

Чтобы человек заболел, в его организм должна попасть микобактерия туберкулеза, но одного этого недостаточно. У некоторых людей иммунная система настолько мощная, что уничтожает возбудителя. У других иммунитет подавляет его активность и в течение долгого времени держит под контролем. В легких и лимфатических узлах микобактерии приводят к образованию мелких очагов воспаления. Со временем эти очаги заживают, обызвествляются или рубцуются.

Однако бактерии в них не всегда погибают, чаще они переходят в так называемое "дремлющее" состояние. В благоприятных условиях микобактерии "просыпаются", расплавляют защитную капсулу вокруг застарелого очага и выходят из него. При активной форме туберкулеза палочка Коха быстро размножается в легких больного и питается человеческими тканями, разрушая легкие, отравляя организм человека продуктами своей жизнедеятельности.

Факторы, способствующие заболеванию туберкулезом: неблагоприятные социальные и экологические условия жизни; неполноценное питание, стрессы; алкоголизм, курение, наркомания; снижение иммунитета; наличие сопутствующих заболеваний (диабета, заболеваний легких и др).

Основные симптомы туберкулеза легких: быстрая утомляемость и появление слабости; снижение или отсутствие аппетита, потеря в весе до 5–10 кг; повышенная потливость, особенно по ночам; появление одышки при небольших физических нагрузках; незначительное повышение температуры до 37–37,5 градусов; кашель или покашливание с выделением мокроты, возможно с кровью; специфический (так называемый лихорадочный) блеск в глазах.

Чтобы уменьшить вероятность заражения окружающих, человек, больной активным туберкулезом, должен придерживаться определенных правил: прикрывать рот платком или рукой и отворачиваться при кашле; сжигать бумажные носовые платки немедленно после употребления; пользоваться отдельной посудой и не позволять пользоваться ей другим.

Поскольку, микобактерией туберкулеза инфицировано около 2/3 населения планеты, и у большинства инфицированных никогда не развивается сам туберкулез, основное значение в профилактике туберкулеза имеет повышение защитных сил организма.

“Туберкулез как серая туча повис над нашей страной. В канун XXI века эксперты Всемирной Организации Здравоохранения вынуждены признать, что эта болезнь несет всеобщую угрозу. И не только для России, но и для всего человечества…Эта инфекционная болезнь представляет собой медико-социальную проблему, и социальные катаклизмы делают положение особенно тяжелым” (“Медицинская газета”, 24 марта 1999 г.)

Волна туберкулеза в России началась менее 10 лет назад. Заболеваемость туберкулезом увеличилась с 34 : 100 000 в 1991 г. до 82 : 100 000 в 1997 г. Особое значение в распространении туберкулеза имеет заболеваемость среди заключенных, которая в некоторых регионах превысила 3 000:100 000. Основной причиной эпидемии туберкулеза является экономический спад и политический раскол.

Приложение 4