Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на развитие вариативной системы образования в старших классах, где можно предложить учащимся выбор элективных курсов.
Предлагаемый элективный курс может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии), валеологии. Он предназначен для учащихся 9–11-х классов медико-биологического профиля или естественного цикла. Изучение элективного курса “Основы медицины” поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника ХСШ.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии, валеологии. В процессе обучения учащиеся приобретут информацию по основам медицины:
По уходу за больными
Источникам инфекции
Профилактическим прививкам
Первой медицинской помощи
Общие нормы санитарной гигиены
Применение лекарственных и средств и др.
Задачи курса:
- Формирование умения и навыков комплексного осмысления знаний, полученных на уроках биологии.
- Сформировать знания о санитарно-гигиенических требованиях в труде, быту.
- Освоить виды медицинской помощи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Организацию медицинской службы
- Классификацию инфекционных болезней
- Правила ухода за больными
- Изолирование больных
- Правила лечебных процедур
- Особенности работы младшего и среднего медицинского персонала
- О первой медицинской помощи
- Правила хранения медицинских препаратов, а также их применение.
Учащиеся должны уметь:
- Практически применять знания в жизни
- Уметь ухаживать за больными терапевтическими, хирургическими, новорожденными, инфекционными
- Уметь оказывать доврачебную помощь
- Иметь представление о выписке и хранении лекарств
- Уметь использовать средства дезинфекции
- Использовать умение применения средств личной гигиены
- Уметь транспортировать больных
Элективный курс “основы медицины” рассчитан на 68 (34) часа. Резервное время 6 (3) часов.
Учащиеся, прослушавшие элективный курс сдают зачет, им выдаются сертификаты.
Программа по курсу “Основы медицины”
Тема, кол-во часов |
Уроки по данной теме |
Практикум, экскурсии |
Тема № 1. Введение (2 ч.) |
Урок № 1. Основные задачи медицинской службы Урок № 2. Виды медицинской помощи |
|
Тема № 2. Общие сведения по медицинскому обслуживанию 5 (3) ч. |
Урок № 1. Наблюдения за больными Урок № 2. Лечебные и диагностические процедуры Урок № 3. Клинические анализы |
Экскурсия ЦУБ. Клиническая лаборатория. |
Тема № 3. Рецепты. Общие сведения о выписке рецептов 9 (4) ч. |
Урок № 1. Что такое рецепты. Правила выписки Урок № 2 - № 6. Лекарственные препараты (часто применяемые) а) при ОРВИ б) при ангине в) при мышечных болях г) при заболеваниях сердца д) при желудке, печени е) при головных болях ё) при глазных болезнях ж) при кожных заболеваниях з) при болезни носа, ушей и) при гнойничковых заболеваниях Урок № 7. Дозировка лекарств с учетом возраста и массы |
Экскурсия в ЦУБ. Кабинет терапии. Приглашение школьного фельдшера |
Тема № 4. Лечебное питание больных 9 (4) ч. |
Урок № 1. При язвенных болезнях Урок № 2. При болезни печени Урок № 3. При гастритах Урок № 4. При детских болезнях Урок № 5. Хирургических больных Урок № 6. Питание беременных Урок № 7. Аллергических болезнях Урок № 8. Совместимость и калорийность продуктов |
Практикум № 1. Составление диет № 2. Расчет калорий в сутки |
Тема № 5. Уход за больными 9 (4) ч. |
Урок № 1. Уход за терапевтическими больными. Урок № 2. Уход за инфекционными больными. Урок № 3. Уход за хирургическими больными Урок № 4. Уход за новорожденными детьми Урок № 5. Уход за больными детьми Урок № 6. Уход за здоровыми детьми Урок № 7. Уход за больными лор, офтальмологии Урок № 8. Сложными заболеваниями |
Экскурсия в ЦУБ. № 1. Отделение терапии № 2. Детское отделение |
Тема № 6. Опасные инфекции 8 (4)ч. |
Урок № 1. Общие сведения об инфекциях. Урок № 2. Источники заражения и пути их передачи. Урок № 3. Сроки инкубационного периода некоторых И.Б. Урок № 4. Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними. Урок № 5. Способы и сроки взятия материалов (анализов) для лабораторных исследований. Урок № 6. Ильминтология |
Приглашение врача – инфекциониста и фельдшера школы |
Тема № 7. Венерические заболевания (2ч.) |
Урок № 1. Кожные заболевания Урок № 2. Аллергические пробы Урок № 3. Венерические заболевания: а) СПИД б) сифилис в) гонорея, трихомонелез |
Приглашение врача кож. венеролога |
Тема № 8. Общая иммунизация населения (3 ч.) |
Урок № 1. Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки Урок № 2. Виды вакцинации |
Приглашение детских врачей |
Тема № 9. Общие сведения о работе медицинского персонала |
Урок № 1. Особенности работы медсестры стоматологического кабинета Урок № 2. Медсестра хирургии Урок № 3. Медсестра рентгеновского кабинета Урок № 4. Медсестра детского отделения |
1. Экскурсия в рентгеновский кабинет 2. Приглашение специалистов |
Тема № 10. До врачебная помощь или что должен знать каждый 10 (5) ч. |
Практическая часть Травмы и несчастные случаи Классификация ран и их осложнения Виды кровотечений Наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности Синдром длительного сдавливания при закрытых повреждениях Переломы Ожоги и травматический шок При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхании Обморожение, тепловые удары Укусы: змей, насекомых Гигиена больного и ее значение при лечении Лечебные процедуры: ингаляции, компрессы, горчичники, обтирания, аппликации, грелки с горячей водой, льдом, градусники Применение лекарств, дозировка, сроки принятия, хранение Транспортировка больных |