Форменные элементы крови
Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.
Цели по содержанию урока:
Образовательная – способствовать пониманию строения форменных элементов крови и значение их. Продолжать формировать умение работать с учебником и микроскопом.
Развивающая – продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы.
Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
М.О. репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
ФОПД: пары сменного состава.
Дидактический материал: для организации самостоятельной работы школьников. Учебная таблица “Кровь”, микроскопы и микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”, инструктивные карточки.
ПРОЕКТ УРОКА №1
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места. | Рассаживаются. |
2. Актуализация знаний и умений | Предлагает в группах по 2 человека проверить уровень усвоения предыдущей темы (щадящий метод работы) (см. приложение 1). | Дают ответы по очереди на вопросы и ставят оценки после общего прослушивания правильного ответа. Оценивают работу. |
3. Оценка знаний | Предлагает оценить знания в парах. | Сигнализация светофором. |
4. Домашнее задание | Подготовить пересказ о форменных элементах крови с.118-119. Приготовить сообщение на 4 минуты “Открытие фагоцитоза” | Записывают задание. |
5. Целеполагание и мотивация | Поясняет, что в результате урока учащиеся научаться рассказывать о строениях и функциях форменных элементов, проводить лабораторную работу. | Формируют цели урока и вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в группах дает возможность усвоения большего по объему учебного материала в короткое время. Отрабатываются приемы эффективности взаимодействия друг с другом. |
6. Изучение нового материала | Предлагает учащимся карточка для самостоятельной работы – по 4 вариантам. (см. приложение 2). Поясняет, что работу надо выполнить по известному школьному алгоритму. | Получают карточки своего варианта. Приступают к выполнению заданий своей карточки. Обсуждают ответы на вопросы с партнером по варианту в новой группе. Передают в постоянной группе полученную информацию, меняются ролями. |
Дает задание исследовательской группе о проведении лабораторной работы и подготовке анализа по ней; работа с дополнительной литературой. | ||
7. Закрепление и применение знаний. | Предлагает выполнить лабораторную работу и проанализировать ее результаты с исследовательской группой. Предлагает заполнить таблицу “Форменные элементы крови” - работа в группах по два человека (см. приложение 3) | Обсуждает результаты лабораторной работы, заполняют таблицу; Исследователи уточняют и исправляют ошибки. |
8. Рефлексия. | Высказывают собственное суждение об успешности достижения на учебном занятии. | Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели; Оценивают себя за успешность усвоения материала “Светофорами”. |
ПРОЕКТ УРОКА №2
I. Опрос.
II. Основное содержание.
Эритроциты, их форма, количество, особенности строения и функции.
Строение и функции лейкоцитов, фагоцитов.
Тромбоциты, их значение.
III. Лабораторная работа (приложение 3).
IV. Задания для самостоятельной работы учащихся:
1. Назовите форменные элементы крови и укажите их функции. Заполните таблицу.
Название клеток | Форма, количество, мм3 | Место образования | Продолжительность жизни | Выполняемая функция |
Эритроциты | ||||
Лейкоциты | ||||
Тромбоциты |
V. Закрепление.
- Какой состав имеет плазма крови?
- Каковы особенности строения эритроцитов в связи с выполняемыми функциями?
- Какое значение имеет способность лейкоцитов к активному передвижению?
- Укажите различия между лейкоцитами и эритроцитами по форме, цвету и строению.
- Почему воспаление можно рассматривать как защитную реакцию организма?
VI. Оценка знаний.
VII. Домашнее задание стр. 118-119 (учебник Сонина Н.И.).
Приложения
Приложение 1.
- Почему клетки существуют лишь в жидкой среде?
- Что является внутренней средой организма человека?
- Что такое лимфа?
- Что называется кровью?
- Функции крови.
- Какой тканью образована кровь?
Приложение 2.
Эритроциты
а) на с.118 (учебник Сонина Н.И.) изучите материал о форме, количестве, особенностях строения и функции эритроцитов;
б) что такое гемоглобин?
в) подготовьте пересказ материала.
Лейкоциты, лимфоциты
а) строение и функции лейкоцитов изучите по учебнику на стр.118-119 (учебник Сонина Н.И.);
б) обязательно рассмотрите схему фагоцитоза на стр.119 (учебник Сонина Н.И.);
в) подготовьтесь пересказать этот материал.
Тромбоциты
а) на с.119 обязательно прочитайте материал о кровяных пластинках;
б) как иначе они называются?
в) из чего образуется тромб закрывающий рану?
г) внимательно рассмотрите рисунок с.119 “Образование сгустка крови” (учебник Сонина Н.И.);
д) подготовьте пересказ.
Плазма крови
а) запомните, из чего состоит плазма;
б) обратите внимание на последнее предложение этого подпункта;
в) подготовьте пересказ;
г) если у вас материал готов, прочитайте материал дальше на с.118-119.
Приложение 3.
Сравнение форменных элементов крови человека и лягушки.
- Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. (Обратите внимание на форму эритроцитов при рассмотрении их сверху и сбоку. Одинакова ли она? Подумайте, почему при рассматривании в световом микроскопе эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают.)
- Зарисуйте в одном масштабе по 2-3 эритроцита из каждого препарата и один лейкоцит из препарата крови человека.
- Сравните эритроциты крови человека и лягушки, т.е. найдите в них черты сходства и различия.
- Сравните лейкоциты и эритроциты крови человека. В чем их различия?
- Ответьте на вопрос: чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
- Заполните таблицу “Клетки крови”.
Название клеток | Форма, количество, мм3 | Место образования | Продолжительность жизни | Выполняемая функция |
Эритроциты | ||||
Лейкоциты | ||||
Тромбоциты |