Цели:
- познакомиться с размножением голосеменных растений;
- установить преимущество семенного размножения перед размножением спорами.
I. Определение темы урока.
– Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках?
– Размножение
– Что такое размножение?
– Размножение – это увеличение числа особей.
– Какие виды размножения вам известны?
Ответ:
– Размножение каких отделов растений мы рассмотрели?
– Водорослей, мхов, папоротников.
– Сейчас мы определим объект нашего изучения.
Задание: Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На магнитной доске появляются иллюстрации отгаданных растений.)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)Елочка отличная
Только необычная -
К холодам у этой елки
Осыпаются иголки. (Лиственница)В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)Шишки словно у сосны,
Но орешки в них вкусны. (Кедр)Зеленеет кустик стройный,
Как сосна и елка хвойный,
Но не колки, как у елки
И у сосны, его иголки. (Можжевельник)
– К какому отделу относятся все эти растения?
– Отдел Голосеменные растения.
– Вспомните основные признаки , характерные для голосеменного растения.
– Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.
- Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
- Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
- Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
- Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.
– Итак, какова же тема сегодняшнего урока?
– Размножение голосеменных растений.
II. Постановка цели.
– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.
Игра “Биологическое лото”.
– На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.
Проверка правильности выполненного задания на магнитной доске. При правильном выполнении этого задания получилась веточка сосны.
– Веточка какого растения получилась в результате правильного выполнения задания?
– Получилась веточка сосны. Именно на примере этого растения мы и будем рассматривать вопрос о размножении голосеменных растений.
III. Объяснение нового материала.
– Сейчас приступим к рассмотрению основного
нашего вопроса. Выскажите свое предположение о
способах размножения голосеменных растений,
исходя из их названия.
Основным способом размножения голосеменных
является половой способ, то есть размножение с
помощью специализированных половых клеток –
гамет. Вегетативное размножение встречается
очень редко.
Рассказ учителя с использованием аппликации на магнитной доске:
Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.
Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях
зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых
мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает
в себя пыльцевое зерно, состоящее из
вегетативной и генеративной клеток и два
воздушных мешочка, которые придают легкость
пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Весной сосны начинают “пылить”, то есть из
мужских шишек начнет высыпаться пыльца.
Созревшая пыльца высыпается, подхватывается
ветром и переносится в женские шишечки на
пыльцевход семязачатков. Этот процесс
называется опылением.
Голосеменные производят огромное количество
пыльцы. Объясните почему?
– Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.
– После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка.
– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны
созревают через полтора года после опыления, а
высыпаются из шишек почти через два года.
Итак, в результате полового размножения у
голосеменного растения образуются семена,
состоящие из зародыша, эндосперма и семенной
кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это
приспособление для распространения семян
ветром. Попадая в почву, семя прорастает в
проросток, который дает начало молодому
растению.
Задание: В ядре клеток листьев сосны находится 24 хромосомы. Какой набор хромосом содержат половые гаметы данного растения: яйцеклетки и спермии?
– Появление семени – важный этап в эволюции растений. В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?
– В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание. Семенное размножение не зависит от наличия воды.
IV. Работа в парах.
– У вас на столах выданы листы, имеющие двойную окраску (красная и зеленовато-желтая) и карточки с основными периодами размножения сосны: красноватые шишки, зеленовато-желтые шишки, по 2 семязачатка на чешуйке, по 2 пыльцевых мешочка с пыльцой на чешуйке, женские гаметы – яйцеклетки ( n ), перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с двумя мужскими гаметами – спермиями (n), оплодотворение, зигота (2n), зародыш семени (2n) + запас питательных веществ, проросток, молодое растение. Ваша задача: составить схему размножения голосеменных.
Задание с сигнальными карточками: Какие утверждения верны? (Учащиеся, поднимая сигнальные карточки красной или зеленой стороной, сигнализируют о своей готовности к ответу на утверждение. Красный цвет – “не согласен с утверждением”; Зеленый цвет – “утверждение верно”)
- Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – видоизмененный побег – шишка.
- На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.
- В женских шишках хвойных образуется пыльца.
- В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
- Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.
- Вегетативные и генеративные клетки не играют ни какой роли в процессе оплодотворения.
- Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.
- После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота с гаплоидным набором хромосом.
- На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
- Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше.
V. Итоги урока.
1. Голосеменные относят к особой группе высших
растений – семенным растениям.
2. Образование семян – прогрессивный шаг
эволюции.
3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях
шишек. Образуются из семязачатков в результате
опыления и оплодотворения.
VI. Домашнее задание.
1. Cоставить письмо Незнайки вашему классу по
теме сегодняшнего урока.
2. Объясните русскую поговорку: "Не расти
яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".
Литература.
- А. Скворцов и др. Универсальное учебное пособие. Биология 6–11 классы. М. “АСТ-ПРЕСС”, 2000
- В.В. Пасечник. Биология 6 класс. М. “Дрофа”, 2001
- Н. А. Заостровцева. Конспекты по биологии. Санкт-Петербург. “Питер”, 1998
- С.Г. Мамонтов. Биология для школьников старших классов. М. “Дрофа”, 1997
- Т.Л. Богданова и др. Биология. Справочник для старшеклассников. М.”АСТ- ПРЕСС ШКОЛА”, 2002
- Г.П. Яковлев и др. Ботаника. М. “Высшая школа”, 1990
- Дмитриева Т.А. и др. Биология. 1600 задач, тестов и проверочных работ. М. Издательский дом “Дрофа”, 1999.