Цели:
- обобщение и закрепление знаний о строении, значении корневой системы в жизни растений;
- использование этих знаний на практике.
Задачи:
Образовательные:
- показать связь биологических знаний с агрохимией, химией;
- закрепить знания по теме “Корень и корневая система”.
Развивающие:
- умение отвечать на вопросы в нестандартной ситуации.
Воспитательные:
- умение работать в группе;
- умение руководить товарищами в группе;
- умение объяснять задание;
- умение оценивать ответы других;
- умение работать активно самому.
Подготовительная работа
1. Класс делится на несколько групп (по 5-6 человек), в каждой группе назначается учителем “ведущий”. В роль ведущего входит объяснение задания, фиксирование в карточке правильности ответа и его оценка (за правильный ответ ставится “+”, а за дополнение “v”, их суммирование в конце дает возможность поставить оценку за урок каждому, поэтому ведущего выбирает учитель по знаниям темы, но задания заранее ведущий не знает).
2. Парты в кабинете поставлены по две вместе, что бы за ними могла поместиться вся группа, и группы видели друг друга.
3. На доске записана тема урока, цель и порядок работы в группах.
4. На стене, как подсказка, висят таблицы: строение корня, типы корневых систем, видоизменения корней.
5. На отдельном столе в виде выставки представлена литература, рядом висит в виде плаката библиографическая справка.
6. На рабочем столе группы: растение, карточки-подсказки (соответствуют плакатам), слепые гербарные листы различных растений.
- если это контрольная проверка усвоения материала, то ручки для каждого члена группы (для выполнения 2 задания);
- если же это просто итоговый урок, закрепление пройденного, то ученики пользуются рабочей тетрадью как дополнительной подсказкой.
7. На столе учителя лежат задания для ведущих каждой группы в отдельных конвертах и карточки ответов и оценки знаний участников, которые выдаются в начале урока. Так же список вопросов для второй части урока, чистый лист бумаги для записей по изменению в дальнейшем состава групп и учеников, на которых необходимо обратить внимание.
Карточка ведущего для I части
Список группы | 1 задание | 2задание | 3 задание | сумма | Дополни- тельные отметки |
Общая сумма | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | а | б | в | г | 1о | 2о | 3о | 4о | 5о | 6о | 7о | 8о | + | v | |||
1. | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5ведущий |
Карточка ведущего для II части
Список группы | Совет ого- роднику |
Фронтальный опрос |
сумма | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 веду- щий |
Ход урока
Вступление учителя.
Сегодня нам с вами предстоит закрепить и обобщить все известное о корневой системе. Перед нами стоит следующая цель: обобщить и закрепить знания о строении, значении корневой системы в жизни растений, и использовании знаний в практических целях.
Подобный урок мы уже с вами проводили в теме “Семя”, но я вам напомню еще раз, что надо будет сделать. Работая в группе, Вы выполните три задания с ведущими, а четвертое мы сделаем вместе.
- 1 задание – расшифровка терминов;
- 2 задание – определение типов корневой системы по гербарию;
- 3 задание – исправление биологических ошибок в тексте;
- 4 задание – правила ухода за комнатными растениями.
Во второй части урока мы с вами будем беседовать, вместе отвечая на вопросы, что даст возможность дополнительно заработать баллы.
(Учитель заранее работал с ведущими, объяснял им их действия: 1 задание – по принципу “Поля чудес” – призовая игра, для каждого члена группы свое задание. 2 задание – каждый определяет корневую систему для одного растения. 3 задание – ведущий читает текст отрывками и в каждом отрывке делается, если нужно, исправление ошибок).
Если нет никаких вопросов, приступаем к работе.
По ходу первой части учитель ходит между группами и помогает в их работе, следит за временем и говорит, что пора заканчивать каждое задание.
Вторая часть урока начинается с четвертого задания. На столах групп стоят комнатные растения (кактус, хлорофитум, узумбарская фиалка, луковичное растение...), а у ведущего – конверт с карточками правил ухода за растениями. Всем вместе предстоит решить, какая карточка соответствует правилам ухода за каким растением, кто-то один зачитывает карточку вслух для всех.
Если группа решила неправильно, другие группы могут дать верный ответ (с пояснением, почему так надо ухаживать за этим растением).
В рамках этого задания формулируем совет по внесению удобрений для роста и развития корнеплодов. (Здесь мы говорим, что N (азот) – необходим только на начальных стадиях роста, а при формировании корнеплода он не усваивается, что и позволяет накапливаться нитратам и нитритам).
Далее следует фронтальный опрос на дополнительные баллы (ведущий в группе вносит в свои карточки дополнительные “+” за правильные ответы).
В конце урока учитель подводит итог работы.
Нам сегодня с вами удалось повторить строение корня, правила ухода за растениями, поговорить о практическом применении знаний, таким образом, мы справились с поставленной целью. А сейчас вместе с ведущими выставим отметки. По первой части урока ..., по второй у нас получилось...
Варианты заданий
1 часть.
1 задание: расшифровка терминов.
Ведущий: это задание мы с вами проводим по принципу призовой игры “Поле чудес”. Перед Вами зашифровано слово, которое является одним из терминов по теме “корневая система”. Я читаю вам определение, а Вы пытаетесь угадать, что за слово зашифровано. Но право ответа имеет только тот, кому я даю задание, если он не может назвать сразу слово, он имеет право открыть три любые буквы. Если же и после этого он не называет слово, то тогда любой из Вас может дать правильный ответ. За верный ответ Вы получаете “+”, а за неверный “-”.
(Это задание в виде карточек, каждое определение на своей карточке).
1. Корень, развивающийся из корешка зародыша это – ...
Ответ:
Г | Л | А | В | Н | Ы | Й |
2. Корень, отходящий от главного или бокового корней это – ...
Ответ:
Б | О | К | О | В | О | Й |
3. Корни, увеличивающие корневую систему это – ...
Ответ:
П | Р | И | Д | А | Т | О | Ч | Н | Ы | Е |
4. Корни, отходящие от стебля растения, там, где много влаги в почве это – ...
Ответ:
В | О | З | Д | У | Ш | Н | Ы | Е |
5. Корневая система подсолнечника
Ответ:
С | Т | Е | Р | Ж | Н | Е | В | А | Я |
2 задание. Определение типов корневой системы по гербарию.
Ведущий. Перед вами чистые листки бумаги, на них Вы должны будете поставить номер растения и написать, какой тип корневой системы у данного растения.
Далее ведущий раздает каждому участнику свой гербарный лист. (Экземпляры растений на гербарных листах могут быть любыми, главное, что бы корневые системы можно было определить легко. Желательно, чтобы стержневой и мочковатой систем было поровну в группе).
3 задание. Исправление биологических ошибок в тексте.
Ведущий. Сейчас я буду читать Вам текст, в котором есть биологические ошибки. Текст я буду читать по отрывкам и у кого-то (должен спросить каждого члена группы) буду спрашивать, есть ли в данном отрывке ошибка или нет. Если есть ошибка, то ее нужно исправить. Если ответ был полным, то я ставлю “+”, если не полный, то “v” и за дополнение тоже “v”. (Ведущий в тексте ставит пометки об ошибках и их исправлениях).
ТЕКСТ
При прорастании семени, первым появляется зародышевый корешок, который затем превращается в главный корень. / Только у него1 можно выделить такие зоны как: зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения ./ Они различаются не только по местоположению, но и по строению клеток. / Самые маленькие клетки располагаются в зоне проведения2, а самые большие в зоне деления3. /
В зоне проведения 4 самая большая поверхность соприкосновения с землей, так как здесь всасываются питательные вещества. /Далее они передаются во все клетки растения. Поверхность же в зоне всасывания увеличивается за счет корневых волосков. /
Корневой волосок – это вырост корня, состоящий из нескольких клеток5. /
Корень способен увеличивать длину и при этом не получать повреждений. Лучшему продвижению корня в земле способствует корневой чехлик...
На листе с текстом у ведущего этим значком / отмечены начало и конец отрывков, после выполнения задания ведущий сдает листик с исправлениями учителю. (Ведущий заранее знает только количество ошибок). Сейчас в тексте подчеркнуты ошибки и поставлены их номера.
4 задание. Правила ухода за комнатным растением.
Учитель. Четвертое задание мы выполняем с Вами все вместе. На столе у Вас стоит растение, у каждой группы свое. В конверте с 4 заданием лежат карточки с правилами ухода за растениями. Вам необходимо выбрать ту карточку, в которой рассказывается, как ухаживать за Вашим растением. Любой представитель группы должен будет зачитать карточку вслух для всех и дать комментарий.
1 карточка.
Земля должна быть рыхлая, водопроницаемая, богатая перегноем.
Растут в небольших горшочках с хорошим дренажем.
В течение всего года продолжительное и интенсивное освещение, но свет рассеянный, а не прямой солнечный.
Равномерный полив, исключающий пересушку почвы. Поливать сверху из лейки с узким длинным носиком, чтобы вода не попадала на листья и цветы. Изредка можно поливать через поддон.
/Узумбарская фиалка. (т.к. растет во влажном климате)/.
2 карточка.
Земляная смесь, богатая питательными веществами, но содержащая довольно много песка, что создает хорошую водопроницаемость.
Предпочитает прямое солнечное освещение и теплое место.
Полив умеренный. Зимой можно поливать раз в месяц или реже. В теплое время года можно поливать через неделю. Подкормку и полив проводить лучше рано утром или поздно вечером.
Периодически устраивать банный день.
/Кактус (т.к. растет в теплой и сухой зоне)./
3 карточка.
Рыхлая, водопроницаемая почва с достаточным количеством питательных веществ.
Может переносить прямое и непрямое освещение солнечными лучами.
Умеренный полив, через один-два дня после просыхания земли. Поливать аккуратно: в горшок, под листья, с помощью лейки с тонким носиком. Периодически устраивать душ.
/Хлорофитум (т.к. является наименее прихотлив, широко распространен)./
4 карточка.
Земляная смесь водопроницаемая, с достаточно большим количеством питательных веществ.
Хорошо растет на солнце и в тени.
Поливают исключительно через поддон. Полив умеренный. Периодически устраивать теплый душ.
/Луковичное (т.к. если поливать сверху, то луковица может загнить)./
2 часть.
Вопросы фронтального опроса.
Учитель. Сейчас давайте с Вами вспомним...
1. У всех ли растений корневая система выглядит одинаково? (Нет, не у всех растений корневая система выглядит одинаково).
2. Какие видоизменения корней нам известны? (Мы знаем, что бывают следующие видоизменения корней: корнеклубни, корневые бактериальные клубеньки и корнеплоды).
3. Учитель показывает корнеплод моркови и свеклы. Что это такое? (Это корнеплоды свеклы и моркови).
4. Из каких зон корня образуются корнеплоды? (Корнеплоды образуются из зон всасывания и проведения).
5. За счет чего образуются корнеплоды? (Корнеплоды образуются за счет наличия в этих зонах запасающих тканей, где способны откладываться питательные вещества).
6. Откуда в корень поступают питательные вещества? (Питательные вещества поступают в корень из надземной части и поглощаются корневыми волосками из почвы).
7. Всегда ли в почве содержатся необходимое для растений количество питательных веществ? (Нет, в почве не всегда содержится необходимое количество питательных веществ).
8. Есть ли какая-то возможность у человека поддерживать необходимый для конкретных растений уровень питательных веществ в почве? (Да, есть, в почву человек может вносить питательные вещества в виде удобрений).
9. Какие группы удобрений мы знаем, какие это удобрения? (Мы знаем две группы удобрений органические и минеральные. В качестве удобрений используют навоз, перегной, селитры, фосфаты, мочевину, суперфосфаты, нитраты, нитриты...)
10. Какой бы Вы дали совет огороднику, когда ему внести азотные удобрения при выращивании корнеплодов? Почему? (Мы бы предложили вносить азотные удобрения в почву весной и в начале лета, поскольку азот необходим растениям для роста, а во второй половине лета растения уже не растут, а у них формируется корнеплод и вещества откладываются в виде запасных. А внесение азотных удобрений даст накопление в корнеплоде нитратов и нитритов).
11. Какие ним известны виды корней? (Нам известны: главный, боковые, придаточные виды корней).
12. У каких растений образуются воздушные корни и зачем? (Воздушные корни образуются у растений болот или переувлажненных почв, т.к. этим растениям не хватает воздуха корневой системе).
13. Какие типы корневой системы нам известны? (Нам известны мочковатая и стержневая корневые системы).
14. Какая корневая система называется стержневой? (Стержневой корневой системой называется такая корневая система, у которой хорошо выражен главный корень, расположенный в центре, и от него отходят боковые корни).
15. Как Вы считаете, какая корневая система лучше удерживает растение в почве: мочковатая или стержневая? Почему? (Обе корневые системы одинаково удерживают растения в почве, поскольку стержневая корневая система у растений с высоким стеблем, а мочковатая у растений с низким стеблем и на разных почвах они развиваются по разному).
16. А как же объяснить, что на болоте из почвы вырывает сосны, если у них стержневая корневая система? (У сосен на болоте отмирает главный корень из-за избытка влаги и недостатка воздуха, поэтому их корневая система становится поверхностной и сильный ветер может их повалить).
17. Где используется возможность деревьев хорошо удерживаться в почве и зачем? (Это способность деревьев используется при укреплении берегов оврагов, т.к. если не укреплять берега, то овраги будут увеличиваться, будет разрушаться почва).
18. Каково значение корня в жизни растений? (Корень служит растению для: укрепления в почве; поглощения питательных веществ; всасывания воды).
Список книг для выставки и подготовки к уроку
- Верзилин Н.М. Путешествие с комнатными растениями (любое издание).
- Ивлев А.Н. Семейный агроном (пособие для начинающих огородников). – Л.: “Печатный двор”, 1991.
- Комнатные растения. Справочник / Головкин Б.Н. и др. – М.: Лесн. Пром-ть, 1989.
- Михеев В.А. Сенполии. – М.: Изд. Центр “Россия молодая”, 1993.
- Овощи – родник здоровья / Состав. В.И.Буренин – 3-е изд., перераб. И доп. – Л.: Лениздат, 1990.