При любой технологии обучения изучение материала растянуто во времени. В конце темы возникает необходимость обобщающего повторения, но в тематическом планировании уроков биологии практически нет учебных часов для закрепления пройденного. Время и место для обобщения и систематизации учебного материала можно найти и в ходе изучения нового. Четкий отбор содержания материала и подача его в связи с ранее усвоенным, развитие, углубление, закрепление изученного с обязательным формулированием выводов при этом — необходимые составляющие такого урока. Учителю нужно подать любой новый материал так, чтобы ученики воспринимали его как знакомый, но требующий некоторых уточнений. На каждом новом этапе ребята должны опираться на имеющийся у них опыт. Недостаточно просто ознакомления с фактами, перечисления характеристик многочисленных биологических объектов. Содержание урока должно быть сконцентрировано вокруг ведущих понятий биологии, закономерностей, отражающих суть жизни в целом:
- Уровни организации и свойства живого;
- Организм — единое целое, биологическая система из взаимосвязанных частей;
- Взаимосвязь биологических систем с окружающей средой;
- Изменчивость и наследственность организмов как основа эволюционного процесса.
Такая система работы над общими понятиями, опора на предыдущие знания позволяет добиться высоких результатов за счет обеспечения преемственности учебного материала на всех ступенях обучения. Овладение приемами и способами, обеспечивающими рациональное усвоение знаний, способствует развитию личности учащегося.
Прием преподавания, когда для обобщения материала используются таблицы и схемы не нов. При детальном продумывании такой работы, неоднократном возвращении к этим записям на уроках в течение года и даже нескольких лет он себя оправдывает. Целесообразно размещать этот материал в конце рабочей тетради. Здесь следует отвести страницы, где заполняется словарь и оформляются справочные материалы, с которыми придётся работать и в шестом, и в последующих классах., постоянно их дополняя, развивая, используя в решении биологических и экологических задач, иллюстрируя примерами очередного курса биологии.
Уровни организации живого мы начинаем выделять еще в курсе “Растения”. При изучении клеток растений, тканей, органов начинаем составление соответствующей схемы (схема 1).
Уровни организации живого.
Схема 1.
При последовательном изучении материала, иллюстрирующего уровни организации живого, в схеме добавляется очередной “кирпичик ”, а полностью она завершается в курсе 9 класса.
Понятие “ткань” формируется в начале курса “Растения”, по планированию ему посвящается один урок, где дается общее представление о тканях растений. Развивается понятие в течение года при изучении различных органов. Следуя от общего к частному, мы характеризуем ткани, заполняя таблицу. (Табл. 1)
Ткани растительного организма
Табл. 1
Тип ткани |
Особенности строения |
Местонахождение |
Функции |
Таблица типовая, ее содержание можно обнаружить во многих справочниках, поэтому привожу только шапку. В ходе урока заполняем первую и вторую колонки, остальные могут быть заполнены лишь частично, при этом следует ориентировать ребят на то, что сведения в таблицу будут вноситься в течение года. Практика показала, что таблицу лучше разместить на двойном листе тетради, развернув ее вдоль. Используя описанный прием работы, учитель создает условия для переработки ранее усвоенного, переноса его на решение новых учебных и практических задач, т.е. в основном не на репродуктивную, а преобразующую деятельность.
Изучая кожицу лука, вносим в таблицу сведения о покровной ткани, говоря о строении семян — об основной запасающей ткани. При рассмотрении строения молодого корня предоставляется возможность расширить представление о покровной ткани на примере коры корня, корневого чехлика. Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань, а большую часть корня составляют клетки основной ткани — эта информация тоже фиксируется. Сведения об образовательной ткани вносятся в таблицу при изучении корня же, а дополняется этот материал при рассмотрении материала о росте побега. Новый вид — основной ассимиляционной ткани вносим в таблицу при рассмотрении внутреннего строения листа. Проводящие ткани появляются в таблице при ознакомлении со строением корня, стебля, жилок листа и т. д. К теме “Растительный организм как единое целое” ученики накопят достаточно материала, чтобы на основе многократного повторения формулировать собственные выводы в процессе обобщения.
Для приведения материала в систему применяем выделение строк таблицы цветом, общепринятым для обозначения типов растительных тканей на демонстрационных таблицах (например, “Вегетативные органы растения”) — цветовой “шифр”. Строку, посвященную образовательным тканям, выделяем желтым цветом, проводящие ткани окрашиваем двояко: луб — голубым, а древесину — розовым. Строку об основной ассимиляционной ткани — зеленым, строку о механической ткани — красным, покровные ткани “шифруем” так: кожицу оставляем бесцветной, пробку можно закрасить коричневым карандашом. Благодаря такому приему работы все демонстрационные таблицы по морфологии растений при ответах у доски становятся легко “читаемыми”.
Ткани животного организма изучаются в курсе “Человек” с опорой на предыдущие знания, которые очень легко восстановить в памяти, используя таблицу “Ткани растений”.
Систематизировать знания об органах, системах органов и их взаимосвязи в организме предоставляется возможным при изучении многообразия животных, например, составлением такой таблицы:
Характеристика классов типа хордовые по внутреннему строению.
Табл. 2
Класс хордовых животных |
Д С |
К С |
Н С |
П С |
В С |
С Р* |
Прочие органы** |
*СР — система органов размножения.
** это органы, которые отнести к определенной системе органов нельзя, например, плавательный пузырь рыб.
В работе с этой таблицей применяем уже известный учащимся прием — выделение цветом. Обозначаем столбцы с описанием дыхательной системы голубым, кровеносной — красным, нервной – желтым, пищеварительной — зеленым, выделительной — коричневым цветом. Столбец с описанием системы органов размножения не закрашиваем.
Разбирая вопрос об эволюции систем органов, используем материалы данной таблицы как опору. Подобным образом систематизируем материал о внешнем строении и органах чувств хордовых животных.
Характеристика классов типа хордовые по внешнему строению.
Табл.3.
Класс хордовых животных | Примеры животных | Среда обитания | Покровы тела | Зрение | Осязание | Обоняние | Вкус | Слух | Прочие особенности* |
* здесь отмечаем термолокацию змей, эхолокацию рукокрылых и китообразных.
Изучаемое многообразие организмов должно оказаться не простым перечнем биологических объектов, а материалом для демонстрации взаимосвязи строения организма со средой его обитания. Эту закономерность иллюстрирует, например, таблица в курсе “Растения”. (Табл. 4).
Характеристика основных систематических групп растений.
Табл.4.
Систематическая группа | Среда обитания | Особенности строения | Происхождение | Место и роль в природе |
Она заполняется по мере изучения таксонов, последней в таком случае будет заполнена графа “Происхождение”, сведения в нее вносятся при изучении темы “Развитие растительного мира”. Усложнения в строении растений в ходе эволюции из таблицы очевидны.
Знакомясь с многообразием растений и животных, все организмы разбираем в рамках сообществ и среды их обитания, показывая взаимосвязи. Так, например, водоросли рассматриваются как важный компонент водного сообщества на примере пруда, определяется их место в цепях питания. Отмечаются причины и биологические последствия отравления водоемов пестицидами, влияние сброса сточных вод на жизнь водорослей и сообщество в целом.
Используя списанные библиотекой учебники прошлых лет, приготовили раздаточный материал: листы-опоры, на которых изображены растения и животные различных природных сообществ. В ходе выполнения исследовательских работ учащиеся нашей школы составили сети питания окружающих биоценозов и оформили их в виде демонстрационных таблиц [2]. Опоры и демонстрационные таблицы неоднократно используются в разных курсах, как только компонент сообщества упоминается в ходе урока (Рис.1).
Взаимосвязи организмов между собой и с окружающей средой иллюстрируем рисованной схемой. Уже в теме “Семя” вводим понятие “фактор среды”, закладываем и демонстрируем опыты по влиянию факторов на прорастание и на основе этого составляем опорную схему, где в центре растение, а вверху изображены факторы неживой природы. К этой схеме можно возвращаться в теме “Корень”: когда вводится понятие “симбиоз” на примере клубеньковых бактерий — на схеме возникает изображение факторов живой природы. Разбирая воздействие человека на рост и развитие корня и побега, следует поместить рядом фигурку человека - антропогенный фактор.
При изучении листьев ребята знакомятся с космической ролью растении, с накоплением ими энергии - на схеме появляются фигурки животных, стрелки, объединяющие организмы в цепь питания, и названия производителей органического вещества, потребителей, разрушителей, которые позже заменяются, соответственно, на “продуценты”, “консументы”, “редуценты”. Изучая тему “Бактерии”, следует расширить понятие, выделяя цепи питания выедания и цепи питания разложения, таблицу дополнить по ставшему уже привычному для ребят плану своими примерами. К схеме неоднократно возвращаемся на уроках в 6–8 классах. Изучая курс “Животные”, отметаем на ней типы взаимоотношений организмов.
Задачу формирования системного мышления учащихся помогает решать и оформление кабинета. В классе постоянно размещается шкала распределения организмов по степени зависимости друг от друга, выполненная в виде ленты с кармашками формата А-4. Над каждым кармашком надпись с указанием типа взаимоотношений. Это (слева на право): хищничество, паразитизм, конкуренция, аменсализм, нейтрализм, комменсализм, кооперация, симбиоз, мутуализм. Кармашки пополняются рисунками, изображающими тот или иной тип взаимоотношений организмов по ходу их упоминания в курсах биологии: симбиоз на примере лишайника, микоризы; хищничество на примере растений; паразитизм — грибов, бактерий. При изучении животных и человека палитра взаимоотношений обогащается. К моменту изучения “Основ экологии” материал подбирается богатейший, остается его только обобщить.
На задней стене класса размещается панно, отражающее ход эволюционных изменений органического мира. К нему мы обращаемся при изучении соответствующих тем в 6-7 классах и курсах “Общей биологии”. Это же панно иллюстрирует и уровни организации живого.
Закрепление полученных знаний на основе работы над общими понятиями, опора на предыдущие знания предполагает использование не только рисунков, но и других творческих заданий разных типов в этом же ключе. Урок становится результатом сотрудничества учителя и учеников, эмоционально обогащается. А эмоции — верный способ создания и поддержания мотивации обучения. Первые работы такого плана мы оформляли в виде писем определенному адресату или на определенную тематику. С неизменным подъемом ребята пишут “Письма курильщику”, нередко адресуя их конкретным людям, где размышляют о вреде этой пагубной привычки, приводят конкретные факты, формулируя убедительные аргументы. В этом же стиле выполняется “Открытое письмо к человечеству”, посвященное оценке экологической ситуации как на планете в целом, так и на местном уровне с перечнем конкретных предложений по исправлению сложившейся ситуации.
От лица определенных видов растений и животных ребята пишут жалобы в “Жалобную книгу Природы”, а от своего лица — письма в “Книгу благодарностей Природе” например, недавно с шестым классом мы благодарили водоросли за чистый воздух, запасы которого сейчас в основном — заслуга последних. Нечасто, например, на каникулы, ребята получают задание написать мини-сочинения, но тему стараюсь сформулировать не совсем привычно, например, “Я в жизни растений (животных)”. Она вытекает из привычной формулировки “Значение растений (животных) в жизни человека” и закона Коммонера “Все связано со всем”. Просто меняем ракурс.
Мини-сочинения пишем в качестве отчета после экскурсии “Многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания как результаты эволюции”, которую провожу в начале изучения темы “Эволюционное учение” в старших классах, опираясь на знание материала, полученное в среднем звене. После завершения изучения темы выполняем вторую работу на ту же тему, сравнивая результат, наблюдаем, как развиваются понятия, углубляется изученный материал.
Думаю, что доказательством продуктивности подобной работы можно считать серьезные научно-исследовательские работы ребят, тематика которых говорит сама за себя: “Влияние синтетических моющих средств на экосистему пруда”, “Изучение реакции экосистемы пруда на антропогенное воздействие”, “Оздоровление воздушной среды школьных помещений с помощью комнатных растений” и др. Их написание невозможно без стройной системы взглядов на окружающий тебя мир.
Литература
- Еремина Л.А. Вопросы экологии в школьном курсе биологии(6-11 кл.). Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и в вузе//. Материалы международной научно-практической конференции. Ч 1.М.: 1997.
- Еремин Д, Еремина Л.А. Влияние синтетических моющих средств на экосистему пруда.// Биология № 11 2005.