Применение экологических задач на уроках биологии по теме: "Живой организм". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Тема урока: ПИТАНИЕ ЖИВОТНЫХ.

Тип урока: решение экологических задач.

Цели урока:

познавательные: продолжить работу над формированием понятием “фотосинтез”, дать характеристику способам питания животных; формирование умения решать экологические задачи.

развивающие: умение анализировать, устанавливать связи и отношения, строить логическую цепочку рассуждений.

воспитательные: формирование самостоятельности, сообразительности, активной жизненной позиции.

Оборудование: раздаточный материал, альтернативные учебники Миркина Б.Н. “Экология России”, таблицы.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мобилизующее начало.
  3. Обоснование и запись новой темы на доске и в тетрадях.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Проверка усвоения нового материала.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мобилизующее начало:

2.1. Устный опрос по теме “Фотосинтез”

2.2. Решение задачи № 73 из рабочей тетради “Биология. Растений”.

2.3. Работа с раздаточным материалом № 37, 38, 40.

3. Обоснование и запись новой темы на доске и в тетрадях.

4. Изучение нового материала.

4.1. Способы питания живых организмов

- автотрофные;

- гетеротрофные.

4.2. Способы питания животных

1. Консументы:

- фитофаги;

- зоофаги;

- паразиты;

- симбиотрофы;

- детритофаги.

2. Редуценты.

4.3. Пищевая цепь.

4.4. Обобщение.

5. Закрепление нового материала:

5.1. Прочитать § 6 учебника Б.М. Миркина “Экология России”;

5.2. Решить задачу № 4.

6. Проверка усвоения нового материала.

Решение задач № 16, 20, 22, 30, 31, 42, 46, 49.

7. Домашнее задание.

C. 60-62, подобрать примеры из текста учебника к разным трофическим группам.

8. Подведение итогов урока.

Задачи по экологии

1. Заполните схему, вписав в прямоугольник названия компонентов экосистемы:

2. Закончите фразу: ”Всё живые организмы по способу питания разделяется на …______________________________________________

3. Какой способ питания типичен для продуцентов любой системы?

4. Прочтите список организмов и объясните, почему эти организмы называются консументами: 1)бобр; 2) волк; 3) росянка; 4)клещ; 5)слон;

6) бычий цепень; 7) дафния; 8) кролик; 9) рак; 10) рысь; 11) гриб-тутовик; 12) овца; 13) дождевой червь; 14) подберезовик; 15) вирус гриппа; 16) кузнечик; 17) клубеньковые бактерии; 18) щука; 19) самка комара.

Выпишите номера тех организмов, которые относятся к:

Фитофагам:_____________________________________________________

Зоофагам:_______________________________________________________

Паразитам:______________________________________________________

Симбионтам:____________________________________________________

5. Отсутствие какой группы организмов в пищеварительной системе жвачных животных приведет к их неспособности переварить поедаемую траву?__________________________________________________________

6. Детритофаги питаются мертвым органическим веществом – детритом. Почему к детритофагам относят дождевых червей, раков, крабов, шакалов?

7. Почему в любой экосистеме обязательно должны присутствовать и проявлять высокую степень жизнедеятельности детритофаги?

8. Американские ученые создали автономную систему жизнеобеспечения человека “Биосфера”, где были воссозданы экосистемы Земли. Для проведения эксперимента в “Биосферу-2” поселили 8 человек. Какие компоненты должны составлять эту экосистему, чтобы обеспечить жизнь людей? Почему в этой экосистеме резко упало содержание кислорода и эксперимент пришлось прекратить? В чем сходство “Биосферы-2” c кабиной космического корабля?

9. Изобразите схематично круговорот воды на Земле и опишите роль солнечной энергии в этом процессе.

10. Напишите небольшой реферат на тему “Опасная перспектива изменения биосферы – “парниковый эффект”, ориентируясь на следующий план:

Определение “парникового эффекта”.

Условия возникновения “парникового эффекта” на Земле.

Последствия “парникового эффекта”.

11. В каких условиях у растении (или животных) будет отсутствовать конкуренция?

12. Какое значение для состояния популяции насекомоопыляемых растений могут иметь разные сроки зацветания весной, когда еще бывают заморозки?

13. Какую роль в жизни популяции зайцев-беляков может сыграть разновременная осенняя линька (изменение цвета шкурки с серой на белую) в неустойчивый период наступления зимы?

14. В стае волков особи отличаются по скорости бега. Какую роль может сыграть этот фактор в жизни всей популяции волков в условиях зимней охоты на копытных животных?

15. Вспомните характеристику взаимоотношений “хищник-жертва”. Заполните по образцу схему примерами таких пар:

16.Используя данные пар.25 и справочного материала к нему, заполните по образцу схему мутуализма:

Охарактеризуйте взаимовыгодные отношения организмов, сделайте вывод от значений симбиотических взаимоотношений организмов для сохранения экологического равновесия в экосистемах.

17. Каким образом повлияет на биологическое разнообразие действие на экосистему таких факторов, как кислотные дожди или большое число людей, посещающих экосистему?

18. Прочтите текст:

Если количественное значение хотя бы одного из климатических факторов выходит за пределы выносливости, то, как бы ни были благоприятны другие условия среды, существование вида становится невозможным.

Подтвердите конкретными примерами правомерность сказанного.

19. Прочтите текст:

Для того, чтобы перенести длительное понижение температуры, необходима подготовка организма к этому. Такая подготовка состоит из нескольких этапов и начинается еще до наступления морозов.

Объясните, почему при внезапном наступлении холодов не все животные и растения, казалось бы приспособленные к пониженным температурам, могут перенести зимовку.

20. Известно, что в Африканской саванне богатый травянистый покров, там обитают стада антилоп и других травоядных животных, за которыми охотятся львы. Составьте одну из цепей питания в саванне.

21. Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами являются: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж. Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.

22. Компонентами экосистемы школьного аквариума могут быть: водоросли и высшие водные растения, простейшие - инфузория, дафнии, моллюски, рыбы, бактерии, грибы. Изобразите схему обмена веществ и потока энергии в данной экосистеме. Объясните, почему исключение из этой экосистемы моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению ее равновесия.

23. Прочтите текст:

Известно, что ёрш чрезмерно прожорлив и плодовит, но дает маленький прирост массы; с другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и др.) потребляют в большом количестве личинок комаров, двукрылых насекомых, органические остатки растений и животных.

Ознакомьтесь со схемой возможных пищевых связей ерша с другими видами. Объясните, почему ученые относят ерша при его чрезмерном размножении к рыбам, представляющим опасность для размножения промысловых рыб.

24.Прочтите текст:

В сообществе с простыми цепями питания, базирующемся на небольшом числе широко распространенных видов растений, быстро размножаются первичные потребители (травоядные), например зайцы, которые могут регулярно превышать оптимальную численность. Объясните, почему превышение оптимальной численности зайцев служит сигналом возможной катастрофы. Перечислите ее причины и предполагаемые последствия. Может ли человек использовать это явление в хозяйственных целях? Какие меры для этого должны быть предприняты?

25. Какой из перечисленных факторов будет ограничивающим (подчеркнуть):

а) для растений в океане на глубине 6000 метров:

- вода, - температура, - углекислый газ;
- соленость воды, - свет,  

б) для растений в пустыне летом:

- температура, - свет,
- влажность;  

в) для ели в тундре:

- температура, - свет, - вечная мерзлота,
- влажность, - ветер;  

г) для скворца зимой в подмосковном лесу:

- температура, - пища, - вода для питья;
- влажность воздуха, - свет,  

д) для щуки обыкновенной в Черном море:

- влажность, - температура, - свет,
- пища, - кислород, - солнечная радиация;

е) для кабана зимой в тайге:

- температура, - свет, - высота снежного покрова,
- влажность воздуха, - пища;  

26. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Почему это оказывается возможным? Подчеркните правильный ответ:

а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры;

б) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы;

в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета птиц – основных конкурентов из южных районов.

27. Как называется территория, занимаемая видом или популяцией?

- пространство, - ареал,
- площадь, - зона,
- круг.  

28. На территории площадью 50 000 га ежегодно проводили рубку леса. Здесь решили создать заповедник. На момент его организации было отмечено 30 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 430 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 80 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 75-90 голов. Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.

29. Напишите 5-7 видов животных и растений, которые в вашей местности:

а) многочисленны;

б) малочисленны.

30. Соедините стрелками понятие и соответствующее ему определение.

Тип взаимоотношений. Определение.
Симбиоз Особи одного вида предоставляют убежища особям другого вида, и это не приносит им ни вреда, ни пользы.
Хищничество Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида.
Паразитизм Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.
Нейтрализм Сожительство особей двух видов на одной территории, которое ни для одного из видов не дает ни положительных, ни отрицательных последствий.
Нахлебничество Особи одного вида поедают особей другого или того же вида.
Квартиранство Особи одного или нескольких видов со сходными потребностями сосуществуют при ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
Конкуренция Одни организмы получают от других необходимые питательные вещества и место постоянного или временного обитания.

31. Начертите цепи питания, начинающиеся с инфузории в пресном водоеме; с семян одуванчика; с клевера; с комара; с хламидомонады в пресном водоеме. Все цепи питания должны заканчиваться человеком.

32. Назовите животных, которые в цепях питания могут занимать место консументов (потребителей) как I, так и II или даже III порядка. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента (производителя) и консумента II порядка.

Назовите животных, которые всегда занимают строго определенное место в цепях питания.

33.Внимательно рассмотрите рисунок. Определите, какое явление, происходящее в природе, он иллюстрирует. Укажите основные причины происходящих изменений. Объясните, почему внедрение нового вида (завезенного из других стран) в устойчивую экосистему может привести к ее гибели.

34. Проанализируйте следующие данные:

В 1911 г. на острова около Аляски было завезено 25 северных оленей. В 1920 г. там обитало уже 300 оленей, в 1924 – 190, 1930 – 650, 1935 – 1000, 1938 – 2000 оленей. В 1950 г. осталось 8 оленей.

Составьте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.

35. Величина корневой системы зависит от условий роста. Какое растение – выросшее на влажной почве или в пустыне – имеет более глубоко проникающую корневую систему?

36. Верхний плодородный слой земли – почва – характеризуется темной окраской. От чего она зависит?

37. Каждый автомобиль в среднем в год выбрасывает в атмосферу 800 кг углекислого газа. 25-летний тополь за весенне-летний сезон поглощает 44 кг, а липа – 16 кг углекислого газа. Подсчитайте, сколько понадобится лип или тополей, чтобы очистить воздух от загрязнения 10 автомобилей?

38. Английский учёный Томсон “лорд Кельвин” в 1988 году утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется большое количество углекислого газа. Это утверждение опроверг К.А. Тимирязев. Какими фактами руководствовался учёный?

39. Взрослый человек за сутки при дыхании в среднем использует 0,5 кг кислорода. 50-летний дуб за год выделяет 20 кг кислорода, а 25-летний тополь – около 32 кг. Сколько кислорода в год необходимо для жизни одного человека? Сколько тополей должны “ работать “, чтобы обеспечить кислородом одного человека? А дубов?

40. Почему выдающийся учёный-ботаник К.А.Тимирязев назвал растение зелёным посредником между землей и космосом? В чем заключается эта космическая роль зеленых растений?

41. Уменьшение длины дня является сигналом о наступлении осени. В это время у растений происходит отток из листьев необходимых веществ в ветки, корни, корневища, клубни и луковицы. Что остается и что поступает в листья, которые будут сброшены? Сбрасывают ли вечнозеленые растения свою листву?

42. При выращивании клевера – лучшей кормовой культуры с большим содержанием белка – сельскохозяйственные работники столкнулись с проблемой отсутствия семян у этой культуры. Оказалось, что урожай семян зависит от рыжих лисиц. Используя систему лиса – мыши – шмели (шмелиные гнезда) – клевер, объясните взаимосвязь и взаимозависимость между лисой и клевером.

43. Эвглена зеленая, хламидомонада, хлорелла и другие одноклеточные водоросли способны быстро размножаться и поглощать из окружающей среды органические вещества. Где используются эти свойства одноклеточных водорослей?

44. На космических кораблях и подводных лодках хлорелла способна очищать воздух. Благодаря какому свойству нашла она столь широкое применение? Для чего еще используют хлореллу в народном хозяйстве?

45. Покрывая почву сплошным ковром, кукушкин лен вытесняет другие мхи, что может вызвать заболевание почвы. Почему так происходит?

46. На каких почвах расселяются хвощи. В чем эти почвы нуждаются?

47. По характеру питания грибы относят либо к сапрофитам, либо к паразитам. Как питаются грибы-сапрофиты и грибы-паразиты? Приведите примеры и тех и других.

48. Грибы не могут осуществлять фотосинтез, так как их клетки не содержат хлорофилла. Как питаются грибы?

49. Замечено, что шляпочные грибы встречаются под определенными породами деревьев. Связь дерева и гриба приносит пользу им обоим. Как называют такое полезное для двух организмов сожительство?